Во время катастроф люди готовы верить самым ужасным и неправдоподобным новостям. Как понять, настоящие они или фальшивые?
Откуда пошли фейковые новости и как они работают?
Считается, что фейковые новости — это какой-то новый феномен, связанный с интернетом, но на самом деле аналогичные манипуляции общественным мнением осуществлялись тысячелетиями. В интернете все началось с ботов, которые подменяли активность реальных людей. Потом появился более продвинутый подход, позволивший одному оператору работать с большим числом фейковых аккаунтов. В последние годы все идет к тому, что для распространения дезинформации и пропаганды создаются целые каналы и даже отдельные соцсети (как было с социальной сетью ZunZuneo, которую США пытались внедрить на Кубе).
Классический способ распространения fake news таков: на первом этапе запускается информация с сайта, который выглядит как известное СМИ, а затем информация подхватывается автоматическими ботами, которые раскручивают эту новость. Сейчас важную роль также играет таргетирование, то есть показ фейковой новости тем, кому с большей долей вероятности эта информация понравится и кто продолжит ее распространение. Помогает в этом деле цифровой след, который оставляет за собой каждый пользователь, — к примеру, всего 68 лайков в Facebook достаточно, чтобы определить цвет кожи, политические взгляды и сексуальную ориентацию человека.
Почему люди "покупаются" на такие новости и способствуют их распространению?
?
Фейковая новость всегда интереснее, чем настоящая. Люди вообще любят мифы и необыденную реальность — мозгу интересно то, в чем есть wow-эффект. Даже если новость выглядит неправдоподобно, мы хотим, чтобы она была правдоподобной. И подспудно "примазаться" к ней по принципу ассоциации.
Люди хотят выглядеть в своей ленте интереснее, чем они есть на самом деле, собирать лайки и комментарии, и при этом не генерировать контент самим, потому что это сложнее всего. Поэтому они просто жмут на кнопку "репост". Чем больше лайков и репостов, тем быстрее новость попадает в раздел "в тренде", чаще появляется в поисковой выдаче. И чем больше репостов, тем выше доверие к этой новости. Это мощный фактор социального воздействия — поэтому, например, на отдыхе за границей мы идем в ресторан, где сидит много людей, а не в тот, который пустует.
Если обыкновенную новость пишет один журналист (и, как правило, в спешке), то над фейковыми новостями проводится более тщательная работа, подчас с привлечением целой команды людей. Эта работа направлена на то, чтобы манипулировать мнением, использовать когнитивные искажения, то есть ошибки, присущие любому человеку. Например, когда мы слышим слова "потому что" ("Я знаю это, потому что … "), мы готовы сразу идти на уступки, тратим меньше усилий на анализ аргумента. Таких ошибок восприятия существуют сотни.
Почему после крупных пожаров кажется, что в ленте становится больше новостей о пожарах, после авиакатастроф — новостей про инциденты с самолетами и т. д.?
Чем масштабнее трагедия, тем больше вы будете видеть информации об этом в СМИ и интернете и тем больше ваше внимание будет приковано к этой теме. Если пройдет слух, что в Москве угнали тысячу автомобилей, вы волей-неволей задумаетесь о том, что вам нужно застраховать свой автомобиль от угонщиков. Мысли, которые подсознательно сидят в головах у людей, в такие моменты начинают активизироваться.
📌Как защититься от фейков?
Самый базовый уровень: стоит несколько раз подумать, прежде чем делать репост каких-либо материалов. Помните, что если вы переопубликовали что-то в своей ленте, то вы тоже берете ответственность за распространение этой информации. У каждого человека есть "френды", чьи профили представляют из себя ленты чужих новостей. Не уподобляйтесь им, выкладывайте собственный контент. Если вы столкнулись с какой-либо сомнительной новостью, помните про информационную грамотность:
• Всегда смотрите на источник. Запоминайте источники новостей, которым можно и которым нельзя верить.
• Обращайте внимание на того, кто репостнул эту новость. Во "френдах" у вас могут быть как настоящие друзья, так и абсолютно незнакомые люди, от которых может идти непроверенная информация.
• Даже если это ваш друг, убедитесь в том, что он компетентен в том, о чем пишет (сам был очевидцем события, является экспертом в этой области и т.д.). Если тема не имеет к нему непосредственного отношения, см. пункт 1 — изучайте первоисточник.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев