В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АВАНГАРДЕ АРЗАМАСА
☝«Сильная женщина может постоять за себя. Более сильная женщина может постоять за всех остальных»
☝«Работайте до тех пор, пока вам больше не придется представляться» (М.Твен)
☝«Хорошее случается с теми, кто суетится» (С.Кинг)
☝«Вы считаете, что учитель слишком требователен? Подождите, когда станете начальником вы» (Билл Гейтс)
🍃Когда я вижу этого человека или читаю об этой женщине в разных новостных лентах, я всё время искренне восхищаюсь её деловитостью, оптимизмом и неиссякаемой жизненной энергией, несмотря на элегантный возраст. Откуда только силы берутся, спрашиваем мы себя, глядя на таких людей. И понимаю, что источником её физических сил является не только «закалённая» воля, но и постоянная целеустремлённость, желание жить, наполняя себя делом. А лучше сказать делами, полезными окружающим людям. Да, именно так: этот человек живёт для людей, для всех нас и будущих поколений. И по-другому она жить не умеет. Это подтверждают публикации в СМИ, отзывы коллег и многих земляков, кто хоть как-то соприкасался в жизни с героиней моего сегодняшнего повествования.
👤СВЕТЛАНА ИВАНОВНА НОВИЧИХИНА – руководитель Музея истории образования г. Арзамаса, одна из хранителей наследия нашего города, председатель общественного совета по образованию, в прошлом директор департамента образования и науки г. Арзамаса, Заслуженный учитель РФ, интересный человек, замечательная женщина из плеяды успешных женщин – руководителей.
📃СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ
☘С.И.Новичихина родилась 1 февраля 1947 г. в г.Горьком. Семья переехала в Свердловскую область, куда был направлен по работу отец, окончивший Пошатовский лесной техникум.
☘«Школьные годы чудесные» Светлана Ивановна провела поочерёдно в трёх школах:
* 1954 – 1957 гг – ключевская школа п. Ключевая Нижнесергинского района Свердловской области
* 1958 – 1962 гг – бисертская школа р/п Бисерть Нижнесергинского района Свердловской области
* 1962 – 1965 – средняя школа №3 п. Полуночное Ивдельского района Свердловской области. В одном из интервью Светлана Ивановна поделилась воспоминаниями о своём последнем школьном звонке:
💬 «Последний звонок в нашей школе № 3 поселка Полуночное, что на севере за 60–й параллелью, был необычен прежде всего тем, что к нему мы готовились самостоятельно. В 11–м классе остались без классного руководителя, и всю организаторскую работу вели сами. Помню аромат черемухи, которую мы охапками принесли из леса, помню слезы подруг – трудно было осознать, что для нас звучит последний школьный звонок. А вскоре мы разъехались по разным уголкам страны – поступать в вузы, прокладывать свою дорогу в жизни»
☘1966 – 1973 гг – годы учёбы в Уральском государственном университете им. А.М.Горького в г. Свердловске, где Светлана Ивановна получила высшее образование по специальности «Историк. Преподаватель истории и обществоведения».
💼ТРУДОВОЙ ПУТЬ
🍁С 1967 года работала учителем истории средней школы с. Новый Усад Арзамасского района.
🍁1972 - 1975 гг – годы работы методистом во Дворце пионеров им. А.П.Гайдара. Светлана Ивановна вплотную занялась краеведением, и, в частности, вопросами гайдароведения, вела кружок «Юный гайдаровец». Частыми гостями кружковцев были известные тогда журналисты-гайдароведы Е. Грицюк, М.Каплун и художник С.Сорокин.
🍁1975 – 1979 гг – вновь работала в школе, на этот раз – СШ№3 им. В.П.Чкалова, учителем истории. Здесь вместе с ребятами исторического кружка собирала материал о работе театра, начиная с 1919 года. В школу приглашались артисты С. Лохвицкий, А. Чеботаева, А. Красильникова и другие. Были собраны воспоминания, предметы реквизита, фотографии, программки, афиши. Материалы были выставлены в школьном зале, а затем переданы театру. Велась большая поисковая работа и по другим направлениям.
🍁1979 – 1984 гг – трудилась методистом по воспитательной работе в городском отделе народного образования.
🍁С 1984 по 1989 годы С.И.Новичихина работала в СШ №4 им. Кирова в должности заместителя директора по УВР.
🍁В 1989 году возглавила Дворец пионеров им. А.П.Гайдара. С приходом Светланы Ивановны Дворец пионеров неузнаваемо изменился: были открыты отдел художественного творчества (множество направлений кружков: от мягкой игрушки и макраме до художественного слова и театра моды), отдел психолого-педагогических проблем, отдел по поддержке и развитию детского движения, досуговый отдел, центр по работе с одаренными детьми и др. Уже в 1990 году коллектив Арзамасского Дворца пионеров награжден Почетной грамотой Управления образования Горьковской области за победу в областном смотре внешкольных учреждений.
🍁В августе 1996 года Светлана Новичихина была назначена директором школы № 10. Много усилий было приложено, чтобы добиться повышения качества образования, совершенствовать модель управления школой. В 2001 году С.И.Новичихиной присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
🍁С марта 2001 года по сентябрь 2007–го С.И.Новичихина – директор департамента образования и науки администрации города. В этот период произошли самые крутые перемены в образовании г. Арзамаса. В частности, в 2005 году в СШ№12 были открыты кадетские классы, идея успешно была реализована школьным педагогическим коллективом под руководством Л. И. Игнатенко. "Светлана Ивановна Новичихина - замечательный педагог-новатор, прекрасно разбиралась в сложных процессах российского образования, инициировала и поддерживала востребованные обществом направления воспитания и обучения школьников, проекты, акции, конкурсы" (из отзыва В.В. Моисеенко). Благодаря Светлане Ивановне в образовательных организациях была усилена краеведческая работа. Выросло число школьных музеев, создавались выставочные залы. В это же время возникла идея создания музея истории образования.
🍁Уйдя на заслуженный отдых, Светлана Ивановна смогла воплотить свою мечту, – музей истории образования г. Арзамаса был создан. В 2013 году подписаны официальные документы об открытии музея и назначении С.И.Новичихиной его руководителем. 29 мая 2015 года состоялось торжественное открытие музея в здании МБОУ «Лицей».
🍃Говоря всё это, я хочу не просто познакомить читателей с фактами биографии известного педагога и общественного деятеля нашего города, а подвести, отталкиваясь от этих фактов, к моей собственной рефлексии – чувственному восприятию этого человека, осмыслению взаимодействия в педагогическом поле, несмотря на исключительно деловые, формально определённые отношения между нами.
🍂Работая в лицее, я, в буквальном смысле, на себе ощущала все те нововведения в образовании, которые описываются выше. Светлана Ивановна, идя в ногу со временем, адаптировала многие новшества для наших городских школ. Разница между школой «до» и «после» 2001 года – колоссальная! И причём абсолютно во всех направлениях. Я коснусь лишь некоторых аспектов, связанных с предметными областями «история» и «обществознание».
🍃Наиболее ярким воспоминанием является работа над созданием музейной экспозиции, посвящённой 60-летию Победы. Под руководством С.И.Новичихиной все школы города создавали школьные музеи, выставочные залы, уголки боевой славы, тематические экспозиции. Зачин Светланы Ивановны по сохранению исторической памяти был с энтузиазмом поддержан нами и привёл к формированию школьных музейных фондов. В нашем лицее не было музея, но мы собрали большое количество материала и проделали сложнейшую работу по его систематизации. К 60-летию Победы совместно с учениками была подготовлена тематическая экспозиция «Дорогами дедов и прадедов» (она станет истоком всех последующих экспозиций: "Цена Победы", "Фото, опалённые войной" и др.). Я считаю, что во многом, именно благодаря инициации С.И.Новичихиной, мы с учениками смогли проделать грандиозную поисковую и исследовательскую работу, чтобы собрать содержательный материал и выиграть с нашей экспозицией в нескольких конкурсах.
🍂Незабываемым является ежегодный конкурс «Одиссея разума», одним из инициаторов проведения которого тоже была Светлана Ивановна. Этот интеллектуальный марафон очень нравился детям, участвовали в нём ежегодно и массово. В «Одиссее разума», посвящённой 60-летию Победы мы с командой лицеистов одержали победу. Об этом писали даже в одной из местных газет. И педагогам, и ученикам по душе были все интеллектуальные и творческие этапы этой одиссеи, готовились и участвовали с удовольствием.
🍃В период руководства Светланы Ивановны началась моя «олимпиадная эпопея». Я сопровождала на региональный этап олимпиад по истории, обществознанию и праву не только лицеистов, но и призёров всех остальных школ, порой их набирался целый автобус. Олимпиадное движение, включающее подготовку, плотное общение с одарёнными детьми, совместные поездки с ними - это были новые ощущения, переживания, победные «драйвы»… В общем, олимпиады – это «маленькая жизнь». Ну как тут не вспомнить Светлану Ивановну, которая немало сделала для организации работы с одарёнными детьми, стремилась к их всяческой поддержке. Именно под руководством С.И.Новичихиной было разработано Положение о центре одарённых детей, в период её руководства введены стипендии мэра для учащихся, организованы смены «Летней гимназии» в Водопре. В нескольких таких сменах была задействована и я – проводила с детьми правовые практикумы и исторические «парады знаний».
🍂С С.И.Новичихиной связаны и мои первые значимые награды - грамоты муниципального и регионального уровней. Областную грамоту Светлана Ивановна мне лично вручила на 15-м юбилейном Дне Лицея в 2006 году на сцене ДК «Ритм» (см. фото 2). При этом же руководителе департамента фактически произошёл мой профессиональный взлёт – личные победы в педагогических конкурсах, победы моих учеников в олимпиадах и конкурсах различного уровня, первые губернаторские гранты (два года подряд: 2006, 2007 гг). Но главным моим достижением этого периода и достижением всего лицея является Победа в профессиональном конкурсе «Учитель года – 2006». Этот самый важный педагогический конкурс фактически был возрождён у нас в городе с приходом Светланы Ивановны на должность главы департамента образования. Под её контролем осуществлялось курирование подготовкой конкурсантов – победителей муниципального этапа конкурса к региональному этапу. Светлана Ивановна Новичихина привыкла работать ответственно, на результат. Этого же она добивается от своих подчинённых. В 2004 году мой коллега из лицея Д.Н.Семёнов смог одержать победу не только на городском уровне, но и стал Победителем конкурса «Учитель года» в Нижегородской области. Спустя два года последовала и моя успешная участь.
🍃В мае 2007 года, тоже ещё в период руководства С.И.Новичихиной, я впервые была занесена на городскую Доску Почёта. Безусловно, и без всякого сомнения Светлана Ивановна была в курсе того, как работают конкретные педагоги, умела не только поддержать, но и по достоинству оценить большинство из нас.
🍂Большим и, наверное, главным детищем Светланы Ивановны Новичихиной является Музей истории образования г. Арзамаса. Ещё с юности её мечтой было работать в музее, наконец-то, мечта осуществилась, и невооружённым глазом видно, как Светлане Ивановне по душе её работа. О музее она может говорить часами, показывая экспонаты, стенды. Под её руководством здесь трудится небольшой, но очень дружный коллектив педагогов–пенсионеров. Благодаря кропотливой работе самой Светланы Ивановны и сотрудников музея удалось собрать уникальные документы об арзамасских школах, детских садах, заслуженных педагогах, знаменитых арзамасцах. Работа идёт каждый день: обнаруживаются интересные факты о наших земляках, обрабатывается и систематизируется информация, пополняется музейная коллекция.
🍃Недавно, в одну из сред (по средам проводятся заседания музейных активистов) я побывала в этом музее в очередной раз. Надо сказать, работа музейщиков «кипела», хоть и в абсолютной тишине, как впрочем, и заведено в музеях: женщины сновали туда-сюда с папками, бумагами, шёпотом разговаривали и сосредоточенно что-то тихо обсуждали. К кабинету Светланы Ивановны выстроилась небольшая очередь посетителей, пришедших за консультацией к ней самой, в их числе была и я. Я стояла в дверях открытого кабинета и слушала, как Светлана Ивановна общалась с двумя молодыми людьми, рассказывая им что-то и бережно открывая перед ними какие-то документы. Тихий грудной голос, интеллигентные манеры, обдуманные фразы, выверенные слова, исключавшие лишнюю жестикуляцию, лёгкость общения и какое-то умиротворение… - такой я увидела Светлану Ивановну сейчас.
🍂А ведь многие помнят Светлану Ивановну достаточно строгой и принципиальной, а в некоторых вопросах жёсткой и авторитарной. Она и сама говорит о том, что могла кого-то «разнести в пух и прах», «поставить на место», отчитать. Но я не понаслышке знаю, что была и обратная сторона этой медали: по заслугам и достоинству подчинённые больше получали от неё благодарностей, поощрений и наград. Иногда даже улыбка и одобрительное слово, сказанное Светланой Ивановной, воспринимались как высшая награда.
🍃Моя крёстная – Галина Николаевна Ковыляева, учитель начальных классов – много лет работала в СШ№10. Вот как она вспоминает директора школы С.И.Новичихину:
💬«Это очень доброжелательный человек, всегда готовый помочь. При её непосредственной помощи решались многие не только рабочие, но и личные проблемы, всегда и всем помогала. Светлана Ивановна - грамотный управленец, но при этом больше педагог, чем функционер… Интеллигентная, ценившая высокий уровень профессионализма в учителе. Не любила лодырей! Неизворотливо, прямо в глаза, но при этом очень тактично, могла сделать замечание. И хотя это было сделано кому-то одному, причём не обидно, но понятно становилось всем. Могла одним взглядом «поставить на место»…». Для меня этот отзыв о педагоге, руководителе, коллеге – очень значимая меткая характеристика. И, возможно, потому, что совпадает с моим видением правильного «начальника».
🍂Я, честно говоря, сторонюсь наших властвующих чиновников.
Но внешняя строгая неприступность и «стальной взгляд» людей, занимающих высокие посты, зачастую обманчивы. При общении за пределами «высоких» кабинетов выясняется, что Светлана Ивановна – добрый, улыбчивый, душевный и очень скромный человек. И чувствуется, что она наполнена внутренней эмоциональностью. Ты ей задаёшь вопрос, а она, отвечая лаконично двумя словами, внутри всё же выстраивает целый монолог, который можно прочитать по глазам. И всё - вопросов больше нет! Отсюда, я думаю, исходят многие достоинства нашей героини: способность чувствовать нюансы, умение ловить главную мысль и моментально отсеивать ненужное, быстро погружаться в проблему или входить в положение, умение давать толчок к развитию, вдохновлять. В моём случае произошло именно это.
🍃О чём бы я ни писала в этом очерке, - всё сводится к следующему: Светлана Ивановна Новичихина – человек слова и дела, приверженец деловой и деятельной ответственности, умело совмещающий опыт разных поколений – от людей «старой закалки» до свободолюбивой, но обязательно социально полезной, нынешней молодёжи. Это яркий пример мыслящего педагога, успешного управленца и общественного деятеля, который своими делами, идеями и конкретным вкладом в культуру заставляет нас расширять свои горизонты мышления, задумываться – для чего мы живём, что мы должны сохранить и зачем это нужно делать.
💗Я благодарна Вам, Светлана Ивановна за этот толчок к развитию и творчеству. И не только в педагогике. Помните, как-то Вы попросили меня написать автобиографию, я, по Вашим словам, справилась, и это была первая моя проба в жанре очерка. Вот так невольно Вы и дали мне толчок к дальнейшему поиску и творчеству. Сейчас беру пример с Вас, хранительницы истории. Работая не в музее, а дома, я тоже собираю по кусочкам биографии и пишу очерки о разных людях, коллегах, земляках, оставивших след в жизни нашего города, края, страны, и, что интересно, оставившие след в моей жизни. Вы – одна из этих людей.
💗Здоровья и сил Вам, Светлана Ивановна, дальнейших творческих успехов во всех начинаниях! Пусть Ваш музей процветает! Пусть помогает всем нам хранить историческую память родной земли и расширять горизонты знаний!
#люди_земли_арзамасской
#люди_в_моей_жизни
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 8
Надеюсь, что этот материал о С. И. Новочихиной нашёл достойное место в Музее истории образования Арзамаса.