В 1962 году Елена была удостоена Золотых медалей на конкурсах в Хельсинки и имени М.Глинки в Москве, что стало ее приглашением в Большой театр. Так, еще будучи студенткой, она дебютировала на сцене Большого театра в опере М.Мусоргского «Борис Годунов». Блестяще окончив в 1964 году консерваторию, Образцова сразу становится солисткой Большого театра, где за первый год работы исполнила восемь партий, заставив говорить о себе музыкальную Москву. Все, что последовало за этим в крупнейших городах мира – Милане, Вене, Барселоне, Лондоне, Мюнхене, Гамбурге, Праге, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Токио, Буэнос-Айресе – принесло Елене Образцовой славу одной из самых блистательных звезд вокального искусства нашего времени. И повсюду критика неизменно отмечала высокое мастерство советской певицы. Подлинная стихия Образцовой – музыка высоких романтических чувств, исполненная глубокой, страстной экспрессии, лирической проникновенности. Многие ее роли стали живой классикой современной оперной сцены, а в Испании она была признана в 1975 году лучшей исполнительницей партии Кармен.
Образцова много гастролировала по России и всему миру. Всего в репертуаре певицы было 38 партий в операх русского и зарубежного классического репертуара, а также в операх композиторов 20 века. Она выступала на сценах ведущих оперных театров мира, где ее партнерами были лучшие музыканты и выдающиеся дирижёры. В 1986 году Елена Васильевна выступила в качестве оперного режиссера, поставив на сцене Большого театра оперу Ж.Массне «Вертер», где с успехом исполнила главную партию. Также она снялась в нескольких музыкальных фильмах и записала более 50 дисков – это оперы, оратории, кантаты, сольные диски с произведениями камерной и оперной музыки, романсы, песни и др.
Но известна Образцова была не только как выдающийся исполнитель, но и как талантливый педагог - она внесла огромный вклад в воспитание новой плеяды молодых оперных певцов. В 1973-1994 годах Елена Васильевна преподавала в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (с 1984 года – профессор). Также она преподавала в Токийской музыкальной академии, вела мастер-классы в Европе и Японии, была художественным руководителем оперы Михайловского театра. других стран.
До последних своих дней Елена Васильевна, не смотря на тяжелую болезнь, вела активную творческую и общественную деятельность, занималась педагогической работой, полностью отдавая себя музыкальному искусству. Но 12 января 2015 года Народная артистка СССР Елена Васильевна Образцова скончалась в немецкой клинике, где находилась на лечении. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.
Светлая память!
Комментарии 9
Отец меня научил: каждый вечер, когда ложишься спать, всегда думай, что ты за день сделала: кого обидела, перед кем надо извиниться, чтобы завтра уже плохого не совершить. С детства так и делаю. Надо ложиться спать с чистой совестью. И вообще, в жизни после себя надо оставить обязательно добро.
Раньше мы делали карьеру своими силами. Звёзд было очень немного. А сейчас собаке негде пописать: на каждом углу — «звёзды», и все — «великие».
В Барселоне был фестиваль. Пригласили по пять лучших исполнителей Кармен и Хозе.
Впервые я слушала Монтсеррат Кабалье не в записи, а живьём. Она пела «Сицилийскую вечерню»… Я была совершенно потрясена. Пришла в ее гримерку после спектакля, встала перед ней на колени и сказала, что никогда не думала, что можно ТАК петь. Она была счастлива, засмущалась. Я сказала Монтсеррат, что хочу подарить ей свою норковую горжетку. «Что ты, Елена, эта твоя горжетка мне только на шляпку». (Я тогда была худенькая, тоненькая, как моя ...ЕщёЕлена Образцова: цитаты и афоризмы...
Отец меня научил: каждый вечер, когда ложишься спать, всегда думай, что ты за день сделала: кого обидела, перед кем надо извиниться, чтобы завтра уже плохого не совершить. С детства так и делаю. Надо ложиться спать с чистой совестью. И вообще, в жизни после себя надо оставить обязательно добро.
Раньше мы делали карьеру своими силами. Звёзд было очень немного. А сейчас собаке негде пописать: на каждом углу — «звёзды», и все — «великие».
В Барселоне был фестиваль. Пригласили по пять лучших исполнителей Кармен и Хозе.
Впервые я слушала Монтсеррат Кабалье не в записи, а живьём. Она пела «Сицилийскую вечерню»… Я была совершенно потрясена. Пришла в ее гримерку после спектакля, встала перед ней на колени и сказала, что никогда не думала, что можно ТАК петь. Она была счастлива, засмущалась. Я сказала Монтсеррат, что хочу подарить ей свою норковую горжетку. «Что ты, Елена, эта твоя горжетка мне только на шляпку». (Я тогда была худенькая, тоненькая, как моя дочка сейчас.) Она женщина с юмором, очень её люблю. А на следующий день уже я пела Кармен. Тот спектакль действительно получился выдающимся, «на нерве». Теперь уже Монтсеррат пришла ко мне за кулисы и грохнулась на пол. Я сказала: «Теперь надо искать домкрат». Еле-еле её подняли. Потом долго смеялись.
Я всегда говорила, что никогда не работала, потому что выход на сцену для меня — счастье, радость
Господь каждому из нас дал свою жизнь, и каждый должен прожить её сам, а не под диктовку мамы или папы. Я — фаталистка. Думаю, что мы все запрограммированы и наша жизнь, хотим мы этого или нет, предопределена свыше.
Старость наступает, когда человек разрешает себе об этом думать. В моей жизни постоянно происходят события, которые не разрешают мне стареть: или предлагают спеть роль молодой героини, или ещё что-то. Всё, что можно делать для того, чтобы оставаться молодой, делаю. Худею всё время. Слежу, чтобы лицо было без морщин… Кто-то держит в тайне, что делал «пластику», говорит, что помолодел благодаря «маскам из сметаны». По-моему, это от глупости. Я ничего не скрываю.
Слава богу, вообще в жизни не знаю ни ревности, ни зависти, ни жадности.
У меня никогда не было никаких конкурентов и никаких соперниц. Я очень уважительно относилась ко всем коллегам и очень их любила и люблю. Никто никогда не займёт чужого места, все в жизни занимают только своё, поэтому не надо бояться соперничества. Наоборот, если ты на сцене с большими певцами, ты можешь у них очень многому научиться и ещё лучше петь. Дух хорошего соперничества заставляет петь ещё лучше.
Я не страдаю манией величия, потому что от этого меня в юности быстро излечил папа. Когда начинала петь, он сказал: «Никогда не будь примадонной, они все дуры». И я с ним согласна, прожив всю жизнь среди примадонн. Чем больше музыкант, тем он проще.
Я очень русская. Чем больше я ездила, тем больше становилась русской.
Если не жить, не путешествовать, не знать горя, беречь себя от трагедий, если не радоваться и не веселиться, никогда артистом не станешь.
С недоверием отношусь и к таким словам: «Мы так прекрасно живём, никогда не ссоримся и даже не повышаем голос». Не верю — даже при самой большой любви все дома ругаются, обижают и обижаются. Если ссор нет, то и жизни нет, и радости примирения нет. Так у всех людей. Зачем придумывать?
Совсем не ожидала, что я, блокадный ребёнок, переживший голод и бомбёжки, — и вдруг объеду весь свет, стану знаменитой артисткой, буду петь на лучших сценах мира. Ни о чём и не мечтала, и в голове не было. Это сейчас у всех на уме карьера. А мы просто хотели научиться, чтобы выразить свою душу, рассказать о том, о чём другие не знают.