🎶 Она могла петь всё, и пение её трудно определить. Это синтез утончённости исполнения оперных и камерных певиц с легендарной самобытностью сказительниц, сочетание жизнерадостности и глубокой печали, монументализма, который может, казалось, осуществить лишь целый хор, с эскизностью, лёгким касанием.
Союз мысли, слова, звука был пронизан неподдельным волнением сердца, и в этом сказывается верность лучшим традициям русского исполнительства с его неповторимой задушевностью и искренностью.
Надо отдать должное природе: она щедро одарила певицу. Её большой, ровный и сочный, красивейшего тембра голос необыкновенно выразителен и эмоционален. Безукоризненная чистота интонаций, уникальный музыкальный слух давали артистке возможность «слышать» гармоническую основу произведения.
Важно и другое качество её пения— проникновенный, захватывающий лиризм. О чём бы ни пела,она доносила содержание песни в чистоте её высокого духа, предельно выражая русский характер.
Нет секрета и в том, что артистка принесла на концертную эстраду живую душу России, с необычайной силой художественного постижения выразила мир радостей, горестей, забот, раздумий и чаяний простых людей. Слушая эту царицу русской песни утверждаешься в мысли, что только у доброго, сильного, певучего народа могла родиться такая исполнительница, черпающая золотые россыпи мелодий из неиссякаемого родника русской музыки.
Конечно, можно было бы поддаться соблазну осовременивания песенного материала или стилизации песни под весьма условный национальный колорит. Ни то ни другое не выбрала певица. Она смогла найти в русской песне то, что созвучно современнику, что представляет не исторический, не этнографический интерес, а выражает чувства тех, кто сидел перед ней в зале, независимо от характера, образования, профессии, воспитания.
Неоценимый это был божий дар — способность вновь и вновь возвращать к жизни пласты искусства, понятные любому человеку в любой точке планеты. «Чуткий, умный, думающий голос», — заметила однажды с восхищением Мирей Матьё, услышав русскую артистку на концерте в Париже. Так могла сказать не только знаменитая певица Франции… Могли сказать и Шарль де Голль, Ван Клиберн, Элвис Пресли, Чарли Чаплин, Урхо Калева Кекконен, Индира Ганди, Гельмут Коль, император Хирохито, да мало ли еще кто!
В тридцати пяти странах мира ей рукоплескали переполненные публикой концертные залы, и всюду — небывалый успех, искромётный талант «королевы русской песни» доставлял слушателям и зрителям огромное наслаждение, становился для них незабываемым праздником торжества истинной красоты.
Где ещё в мире найдется певица, которую так восторженно встречали на разных широтах и меридианах более полувека?! Ответ прост: нигде!
Имя этой великой певицы и женщины,которая при жизни стала сокровищем русской культуры — ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА ЗЫКИНА.
🎵 На прослушивания в Хор имени Пятницкого Людмила Зыкина пришла на спор. И в итоге получила не только шесть порций мороженого, но и возможность выступать на большой сцене. Артистка говорила: «Я счастливый человек! Что бы я ни захотела в своей жизни, у меня рано или поздно исполняется». В репертуаре Зыкиной было около 2000 песен, но всесоюзную славу певице принесли композиции «Течет река Волга» и «Оренбургский платок». В 1977 году Людмила Зыкина создала свой собственный коллектив — Государственный русский народный ансамбль «Россия», который сегодня носит ее имя.
🟢 Детство и юность
Людмила Зыкина родилась 10 июня 1929 года в Москве. Ее отец работал на хлебозаводе, мать трудилась санитаркой в больнице. Жили в деревянном доме в районе Черемушки — тогда он находился на окраине города. Чтобы прокормить семью, родители работали по две смены подряд. Дочь оставляли вместе с бабушкой, которая приезжала из деревни в Рязанской области. Они много времени проводили на улице: ухаживали за огородом, ходили в лес за грибами и ягодами. Людмила Зыкина с детства помогала вести хозяйство — кормила куриц, поросят, уток и корову.
В семье любили музыку и на праздниках пели русские народные песни: «Ой ты, степь широкая», «Вот мчится тройка почтовая», «Хас-булат удалой». Слова Зыкина запоминала от бабушки: она знала много мелодий и всегда начинала петь первой. В книге «Течет моя Волга» Зыкина вспоминала: «Какие же были у моих родственников чудесные голоса! Позже в Хоре имени Пятницкого, и на радио, и просто в деревнях встречала я сотни певцов и певиц. Но таких голосов, как в доме нашем, не слышала больше нигде! У бабушки был альт, у отца — бас, у тети Паши — скорее всего, меццо. А вот у мамы был голос совершенно своеобразного тембра, высокий». Дома Людмила Зыкина сама научилась играть на гитаре и гармони.
При больнице, где работала мать, был кружок самодеятельности. Людмила Зыкина ходила туда на занятия, однако не на вокал, а на танцы. О сцене не думала: мечтала стать летчицей.
"Как и тысячи моих сверстниц, я бредила именами Чкалова, Байдукова… и, конечно, героинями-летчицами — Расковой, Гризодубовой, Осипенко… Играла и в волейбол, и в футбол, и в хоккей — ни в чем не хотела уступать мальчишкам.
Летом с велосипеда не слезала. Сама его ремонтировала, разбирала и собирала, смазывала подшипники. Обожала копаться в моторах.
Из книги «Течет моя Волга»
В 1941 году, когда Людмиле Зыкиной исполнилось 12 лет, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт, а больница матери стала военным госпиталем, куда каждый день привозили раненых. Продуктов, которые выдавали по иждивенческой карточке, не хватало, и Людмила Зыкина пошла работать. Она устроилась ученицей токаря на Московский станкостроительный завод. Когда писала заявление о приеме, то прибавила себе два года — иначе бы ее просто не взяли из-за возраста. Через три месяца Зыкина уже получила третий разряд и стала работать самостоятельно. Артистка вспоминала: «Чтобы управлять станком, подставляла скамеечку. Работать было интересно, но все время хотелось спать — я же еще и в школе училась, уроки допоздна готовила. Однажды, чтобы не заснуть, запустила еще соседний станок и стала переходить по очереди от одного к другому. Пришлось здорово попотеть. Но норму перевыполнила».
В 1943 году отец вернулся с фронта домой. Через знакомых он устроил дочь на хлебозавод, однако там Зыкина проработала недолго. На одной из смен будущая певица познакомилась с солисткой филармонии Еленой Вяземской. Вяземская услышала, как Зыкина пела, и предложила ей выступать перед сеансами в кинотеатре «Художественный». Иногда их приглашали давать концерты и в госпиталях. Все песни в основном исполняла Вяземская. Людмила Зыкина танцевала и была на подпевках.
🟢 В хор за мороженое: первые выступления на сцене
После окончания войны Людмила Зыкина стала часто бывать в совхозном черемушкинском клубе — там молодежь района давала концерты и ставила спектакли. Зыкина вспоминала: «Был он маленький, невзрачный, с низкими потолками. Но нам казался дворцом.
Даже устраивали — это в послевоенную-то разруху — вечера мод. Раз в неделю мы давали платное представление, и весь сбор шел на театральные костюмы, на туфли». Если Зыкиной удавалось скопить немного денег, она шла в кинотеатр «Ударник», где перед сеансами выступала знаменитая певица Капиталина Лазаренко. В книге «Течет моя Волга» Зыкина описывала впечатления после ее выступлений: «Это был праздник, настоящий праздник в не досыта евшей, еще не залечившей раны столице».
В 1946 году 17-летняя Людмила Зыкина попала в Хор имени Пятницкого. Это вышло случайно: на прогулке она увидела объявление о наборе и поспорила с подружками на шесть порций мороженого, что пойдет на прослушивание. Когда Зыкина постучала в дверь зала, шел уже второй тур. Однако ее допустили. Из тысячи претендентов в хор взяли только четверых — среди них была и Людмила Зыкина.
Наставником певицы стал известный композитор и дирижер Владимир Захаров. Зыкина много занималась — у нее не было музыкального образования, поэтому сначала приходилось тяжело. Исполнительница вспоминала: «У Захарова я училась постигать «подходы» к песне.Он осуждал слащавую приторность некоторых певцов, сетовал на их дурной вкус, излишнюю жестикуляцию, подвывания и тому подобные «украшательства», требовал максимальной строгости и простоты исполнения». Большое внимание на репетициях уделяли смыслу произведения — нужно было не просто петь, а «проживать» песню. Вместе с Хором Пятницкого Людмила Зыкина часто ездила на гастроли, в том числе за границу. В 1948 году она выступила в Чехословакии на фестивале «Пражская весна».
В 1949 году у Людмилы Зыкиной умерла мать. Это событие сильно отразилось на жизни артистки: от стресса у нее пропал голос. Певице пришлось уйти из хора. Через три месяца она смогла устроиться в Первую образцовую типографию брошюровщицей. Тогда же она съехала из дома к родственникам: отец завел новую семью.
Голос к Зыкиной вернулся только через два года. В книге «Течет моя Волга» исполнительница писала: «И вдруг — неожиданно для себя — я что-то запела и поразилась — голос вернулся! Я тогда захлебнулась от счастья — пою! Не поверила себе, взяла повыше — звучит! Спела захаровскую «Куда б ни шел, ни ехал ты» — все в порядке». Вскоре она стала петь в Хоре русской песни Центрального телевидения и радио. Художественным руководителем коллектива была Анна Руднева.
Чтобы добиться чистоты звучания, она просила Зыкину на репетициях петь без аккомпанемента. Руднева хорошо знала фольклор и много рассказывала певице о народной музыке, учила, как вести себя на сцене: куда смотреть, как красиво уходить.
🟢 «Мисс Волга»: сольные песни
Постепенно Людмила Зыкина стала задумываться о сольной карьере. Случай представился в 1960 году: в Москве проходил Всероссийский конкурс артистов эстрады. На прослушивании петь решила без инструментального сопровождения. Перед жюри она исполнила песни «Сронила колечко», «Утушка луговая» и «Ты подуй, подуй, ветер низовой». Людмилу Зыкину заметили — певица стала лауреатом конкурса, а вскоре ее пригласили на работу в Москонцерт.
"Нисколечко не волновалась — одна на сцене, пою, как хочу. И уж больно хотелось доказать всем, кто не верил в меня, что я могу быть первой. И был у меня в тот день, наверное, самый дорогой для меня успех. Не видел никто, как я потом плакала — от счастья, от того, что так, не сразу, не вдруг, исполнилась моя давняя и затаенная мечта".
Из книги «Течет моя Волга»
Первой в репертуаре Людмилы Зыкиной стала песня о молодом моряке «На побывку едет». Исполнить композицию предложили музыкант Александр Аверкин и поэт Виктор Боков. Однако сначала успеха певице она не принесла: на радио песню не брали, на концертах — скупо аплодировали. Сказалось и то, что Зыкиной было трудно перестроиться с хорового пения на сольное. Она вспоминала: «Придя на эстраду, никак не могла отделаться от ощущения, что зритель в зале меня не слышит, потому что я была приучена петь перед микрофоном тихо. Так на ходу приходилось перестраиваться: ломать устоявшиеся привычки, наработанные приемы пения». Тогда Людмила Зыкина решила немного отойти от стиля исполнения народной песни. Певица добавила игру голосом: с тихого исполнения резко переходила на громкое, а потом снова возвращалась к прежнему. Прием сработал. Вскоре Александр Аверкин предложил Зыкиной еще одну композицию — «Письмо к матери».
В первые годы на эстраде Людмила Зыкина исполняла много песен о нелегкой женской судьбе: «Слезы», «Мне березка дарила сережки», «Твой отец». Об этом периоде артистка писала: «Я пела много песен — бесхитростных и слащавых. Не хватало в моем репертуаре ни подлинной лирики, ни серьезных писем, а замахнуться на большую гражданскую тему я не решалась. Так я начинала на эстраде. А всякое начало — поиск». К 1965 году Людмила Зыкина пересмотрела свой репертуар. С новой программой ей помогали знаменитые певицы — Ирма Яунзем и Лидия Русланова. Они подобрали песни «Матушка, что во поле пыльно», «Тонкая рябина», «Вечор поздно из лесочка». Вскоре Зыкина включила композицию о любви дочери и матери «Оренбургский пуховый платок». Песня на стихи поэта Виктора Бокова стала одной из самых популярных в в ее репертуаре. Она рассказывала: «Исполняя «Оренбургский платок», я как бы размышляю над судьбой этой старой женщины, прожившей нелегкую жизнь. Женщина-мать всегда прекрасна, всегда достойна восхищения».
Параллельно Людмила Зыкина ходила на занятия в Московское музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова. Новые песни требовали виртуозного владения голосом, а ежедневная работа с композиторами и режиссерами — знания музыкальной теории. Программы Зыкиной становились все продуманнее: теперь певица соединяла отдельные номера стихотворениями, тщательно подбирала костюмы. Так, в концерте «Тебе, женщина» артистка показывала историю женщин в России: от бесправия в древности до героических подвигов наравне с мужчинами во время Великой Отечественной войны. Зыкина начинала с плачей «Не по реченьке» и «Не бушуйте, ветры буйные», затем исполняла «Идем, идем, веселые подруги» на музыку Исаака Дунаевского. Кульминацией была «Ариозо матери» Александра Новикова — песня о матери, которая ждет своего сына домой.
В середине 1960-х годов певица работала над песней Льва Ошанина «Течет река Волга». Впервые ее спел актер Владимир Трошин в 1962 году в фильме «Течет Волга». Зыкина вспоминала: «Чуть ли не все ее перепели, а я все не могла решиться — казалось, у меня нет ровного звучания в низком и высоком регистрах.Шло время. Наступил какой-то миг, и я почувствовала, что не могу не спеть ее». Песня в исполнении Зыкиной стала хитом: большим тиражом выходили пластинки, а западные СМИ называли артистку «Мисс Волга».
В 1968 году Людмила Зыкина стала солисткой на концерте композитора Родиона Щедрина. Он написал «Поэторию» на стихи Андрея Вознесенского. Это был концерт поэта в сопровождении оркестра. Певица вспоминала: «Те часы, что я прозанималась с ним, были для меня трудной школой, а пролетели незаметно — с такой радостью я его слушала». Концерт получил приз на Международном фестивале в английском Бостоне за оригинальное использование фольклора в симфоническом произведении.
"Сама ищу стихи, просматриваю поэтические сборники, покупаю у букинистов старинные журналы, в которых может промелькнуть интересный «стихотворный материал»… На мой взгляд певец, певица не могут не любить поэзию, иначе им просто нечего делать в искусстве.
Из книги «Течет моя Волга»
В 1969 году Л.Зыкина окончила музыкальное училище. К этому моменту она была знаменитой певицей и проводила на гастролях до 20 дней в месяц. Исполнительница выступала во Франции, Польше, Болгарии, Финляндии, Чехословакии, объездила большую часть СССР. Пела даже для полярников в Арктике.
К 100-летию со дня рождения Ленина, в 1970 году, Людмила Зыкина вновь солировала на концерте композитора Родиона Щедрина. Он написал кантату «Ленин в сердце народном». Произведение было построено как рассказ двух обычных людей, которые видели Ленина: красногвардейца Бельмаса и работницы Наторовой. По форме кантата была похожа на «Поэторию» — монологи героев поддерживали арии солистов, хор и оркестр. Лев Лещенко в книге «Апология памяти» писал: «Музыка оратории представляет собой невероятной сложности партитуру, основанную на документальных свидетельствах людей, знавших и видевших Ленина.Ну, «рассказ» в данном случае — весьма условное определение той вокальной партии, которая под силу только высокопрофессиональному исполнителю». В 1972 году произведение отметили Государственной премией. А через год Л.Г.Зыкиной присвоили звание Народной артистки СССР «за большие достижения в развитии советского музыкального искусства».
На пике карьеры Людмила Зыкина решила получить высшее образование: ей хотелось не только петь самой, но и учить народной песне других. В 1977 году исполнительница окончила Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Вскоре Людмила Зыкина стала преподавать в Московском государственном институте культуры на кафедре народного хора.
🟢 «Я слишком люблю то, что делаю»: личная жизнь
Людмила Зыкина была замужем четыре раза. Первым мужем стал инженер автомобильного завода Владлен Позднов. Певице на тот момент было 22 года, они познакомились, когда Зыкина работала в типографии. Через несколько месяцев к ней вернулся голос, и исполнительница стала часто уезжать на гастроли с хором Центрального телевидения и радио. Супруги прожили вместе только год.
Вскоре Л.Зыкина познакомилась с фотокорреспондентом журнала «Советский воин» Евгением Сваловым. Встретились в троллейбусе: певица возвращалась с репетиции и села напротив будущего супруга. Она сразу же понравилась Свалову, и журналист решил проводить исполнительницу до дома. Через пару месяцев он сделал предложение. Брак был недолгим: спустя несколько лет супруги развелись.
Третьим мужем певицы стал преподаватель иностранных языков и личный переводчик патриарха Алексия I Владимир Котелкин. Вместе они прожили десять лет. Людмила Зыкина рассуждала: «Я слишком люблю то, что делаю. Это на первом месте у меня: все, что мне мешало когда-то, я все отбрасывала. Может быть поэтому у меня и семья не сложилась. Ежедневно репетиции, почти каждый день концерты, иногда по два в день. Кому из мужчин понравится жена, которая приходит за полночь уставшая».
В 1975 году Людмила Зыкина встретила своего четвертого мужа — баяниста Виктора Гридина. Позже он возглавил ансамбль, который аккомпанировал певице. К моменту знакомства с артисткой он уже был женат и воспитывал двоих детей. Однако влюбился в Л.Зыкину и развелся с супругой. В следующем году они поженились.
Супруги прожили 17 лет: вместе выступали, продумывали программу, ездили на гастроли. Брак распался в 1993 году.
Родных детей у Л.Зыкиной небыло.
🟢 «Жемчужина национального фольклора»: создание ансамбля «Россия»
В 1977 году Людмила Зыкина создала свой собственный концертный коллектив — Государственный академический русский народный ансамбль «Россия». В него вошли опытные музыканты: гитарист Геннадий Разуваев аккомпанировал Клавдии Шульженко, домрист Анатолий Соболев играл в «Березке», а Виктор Калининский солировал в оркестре Всесоюзного радио. Певица вспоминала: «Темп мы взяли немыслимый: к началу 80-х годов вышли на уровень 100–120 концертов в год! Умом и сердцем чувствовала, что направление и ритм взяты правильно». Ансамбль побывал на гастролях в 32 странах. В 1980 году выступили в культурной программе Олимпиады в Москве.
"Результат гастролей гостей из России превзошел все ожидания. Это поистине жемчужина национального фольклора России".
Рецензия из финской газеты «Илта Саномат»
Людмила Зыкина была не только художественным руководителем, но и солисткой ансамбля. В ее репертуаре появились песни: «Гляжу в озера синие», «Мать и сын», «Зачем меня окликнул ты», «Подари мне платок». Артист Дмитрий Хворостовский говорил: «Это всегда было пение через сердце, что характерно русскому человеку, русской культуре, русскому пению. Пение, как у Тургенева, когда человек поет через свое сердце, поглощая всех нас, завораживая всех нас».
В 1987 году Людмиле Зыкиной присвоили звание Героя Социалистического Труда «за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства». Большую часть времени исполнительница проводила на репетициях ансамбля «Россия»: планировала гастроли, готовила новую программу, утверждала аранжировки песен. В 1990-е коллектив по-прежнему давал много концертов и собирал полные залы. Но Людмила Зыкина уже реже выходила на сцену. Певица говорила: «Я, например, не умею петь под фонограмму. Если нездорова, то я лучше не буду петь.Пока есть голос — надо петь, а если уже нет — надо уходить со сцены и искать себе другую специальность».
В начале 2000-х годов у исполнительницы начались серьезные проблемы со здоровьем. 10 июня 2009 года она отметила 80-летний юбилей. С праздником Людмилу Зыкину поздравил президент России Дмитрий Медведев — он же вручил ей орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. А 1 июля 2009 года великая певица ушла из жизни. Её похоронили с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. В этом же году ансамблю «Россия» было присвоено имя "Людмилы Зыкиной".
Её имя и творчество навсегда вошло в историю русской культуры.
О ней помнят миллионы поклонников в России и по всему миру.
О ней пишут стихи, книги,снимают фильмы и называют улицы в стране.
📕 Вот лишь несколько слов о Л.Г.Зыкиной :
"Людмила Зыкина, народная артистка,
Как символ русской женщины была:
Спокойна, величава, голосиста;
И песнь её, как реченька, текла.
Вот что поведала она о вере:
"Крестилась я лет в 50 почти.
Но мама с бабушкой учили с детства
Молиться Богу, помощи просить.
Я перед каждым выходом на сцену
Привыкла осенять себя крестом,
Испрашивать Его благословения.
Конечно, и благодарить потом.
Господь всегда вёл правильной дорогой,
К хорошим людям приводил меня.
И сколько лет отпущено мне Богом-
Его, Россию славить буду я."
Наталья Михайлова
ЛЮДМИЛА ЗЫКИНА ПОЁТ
"Берёзки. Дожди косые…
Над Волгой солнце красное встаёт.
Мне кажется: я слышу всю Россию,
Когда Людмила Зыкина поёт.
Она поёт про русские березы,
Да про черёмух русских белый цвет —
И на ресницы набегают слёзы —
Ведь Родины другой на свете нет.
И вижу я: уходят эшелоны…
Орёл в дыму. В руинах Сталинград.
Я помню вас, рязанские мадонны,
Со мною навсегда ваш скорбный взгляд!
Я в сердце нёс до самого Берлина
Немой укор российских матерей,
Любовь к Отчизне преданного сына
И праведную месть Земли моей!
Какою скорбью и какою силой
Полна народа русского душа…
…Берёзка над солдатскою могилой…
Я слушал эту песню чуть дыша…
А песня душу правдою тревожит,
Её нельзя не слушать, не любить
Я знаю, что такая песня может
Поднять в атаку, чудо совершить!
Всё лучшее в сердцах народных будит,
И за собой к прекрасному ведет —
И я кричу: «Снимите шапки, люди,
Когда ЛЮДМИЛА ЗЫКИНА поёт!!!"
Из книги Юрий Беспалов:
«Неизвестная Зыкина. Русский бриллиант»
🟢 Память
Казалось, ее голос звучал всегда. И будет звучать вечно. Настолько неразрывно слился он в восприятии миллионов людей с образом России, воплотил и предъявил в яви самые характерные черты русской души: широту и вольность, спокойное и твердое достоинство, несуетность отношений, глубину и постоянство чувств.
Она принадлежала к тому очень редкому в истории типу людей, которым судьбой было предназначено выйти за рамки привычного разделения на цеха и жанры и дать людям цельное понимание неосознанной, но очень важной части как национального бытия вообще, так и жизни каждого человека в отдельности.
"Я научила женщин говорить", - сказала однажды великая поэтесса Анна Ахматова. Людмила Зыкина предъявила нам сплавленный воедино образ страны и народа.
В определенном смысле Зыкина стоит в одном ряду с Пушкиным, которого сколько ни переводи на другие языки, а ничего путного не получится. "Энциклопедией русской жизни" назвать ее творчество, правда, язык не поворачивается. Слово не клеится, ученое очень. А вот зеркалом России она, безусловно, стала. Не хрупким стеклом, а спокойной гладью озера, которая всему, что в ней отражается, придает таинственную и завораживающую глубину.
Людмила Зыкина действительно глыба — и по своему дарованию, и по внешним данным. Айсберг — да, мощный голос — да, пуленепробиваемая прическа — да. Она была звездой по определению, яркой и величественной, возвышающейся над всеми даже после того, как время ее суперпопулярности прошло. Кто мог сравниться с ней? Пожалуй, никто.
Её безмерно уважали только за то, что она есть. Уважали на земле, уважали и в космосе, ведь она напутствовала первых, самых знаменитых космонавтов своей песней «Долетите до самого солнца и домой возвращайтесь скорей». И они обещали ей в одном из куплетов, что долетят. И долетали куда надо…
Когда Людмила Зыкина запевала: «Я — земля…», верилось, что эта высокая, статная, щедрая на эмоции женщина и есть сама русская матушка-земля. Ей верили, в ней видели Родину, поддерживающую своих сыновей и дочерей и в трудные, и в счастливые минуты.
Светлая память золотому голосу России!
🎖 Л.Г. Зыкина была самая титулованная певица СССР и Российской Федерации:
1957 Дипломант Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве;
1960 Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады;
1963 Заслуженная артистка Бурятской АССР;
1963 Заслуженная артистка РСФСР;
1967 Орден "Знак Почета";
1968 Народная артистка РСФСР;
1968 Приз MIDEM в Каннах за наибольший тираж пластинок, пропагандирующих народную музыку;
1969 Золотой диск Ariola-Evrodisk(ФРГ);
1970 Лауреат Ленинской премии;
1973 Народная артистка СССР;
1973 Народная артистка Азербайджанской ССР;
1974 Народная артистка Удмурской АССР;
1974 Французская медаль "За художественное воспитание";
1976 Почетная медаль правления Фонда Мира;
1979 Орден Ленина;
1980 Народная артистка Узбекской АССР;
1982 Лауреат приза "Золотой диск "фирмы "Мелодия";
1983 Государственная премия РСФСР в области музыкального искусства имени Глинки;
1987 Герой Социалистического труда. Орден Ленина;
1989 Присвоено звание доцента;
1995 Медаль"50 лет Победы в Великой Отечественной войне";
1996 Интернэшнл Стар Регистр "Звездный каталог"-малой планете присвоено имя "Людмила Зыкина";
1996 Почетный знак Международной корпорации "Славянский базар";
1996 Орден "За заслуги перед отечеством"III степени;
1997 Народная артистка республики Марий Эл;
1997 Медаль"850-летие Москвы";
1997 Присвоено звание профессора по кафедре "Хоровое и сольное народное пение "РАМ им. Гнесиных;
1998 Присвоено звание Почетного профессора Государственного оренбургского университета;
1998 Премия Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия;
1999 Орден" За заслуги перед отечеством"II степени. Премия "Овация";
1999 Золотая медаль Международной ассоциации Фондов Мира;
1999 Присвоено звание Почетного профессора Государственного областного Ленинградского университета;
2000 Академик гуманитарных наук Краснодарской академии культуры;
2002 Присвоено звание Почетного профессора МГУ;
2004 Орден святого Апостола Андрея Первозванного;
2004 Премия "Овация";
2004 Медаль имени Ю. А. Гагарина;
2006 Краснодарской консерватории присвоено имя Людмилы Зыкиной;
2006 Орден "Национальное достояние "за выдающийся вклад в российскую культуру;
2009 Орден "За заслуги перед Отечеством"I степени;
2009 Государственному академическому русскому народному ансамблю "Россия присвоено имя "Людмилы Зыкиной".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 5