"Вставай, страна огромная!" - эти слова из первой строчки знали все люди нашей страны.
24 июня 1941 года одновременно в газетах "Известия" и "Красная звезда" были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача "Священная война". Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку.
Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.
26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, выезжающих на фронт, впервые исполнила эту песню на Белорусском вокзале. В тот день ее исполнили пять раз подряд.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1
В числе главных московских «адресов» Великой Отечественной войны - площадь Белорусского вокзала. Отсюда в июньские дни 41-го года отправлялись на Западный фронт воинские эшелоны, провожаемые родными, близкими, друзьями. И именно здесь состоялась премьера выдающегося по своему воздействию произведения — песни «Священная война».
История её создания и премьеры удивительна! Стихи, начинавшиеся с призыва «вставай, страна огромная», наполненные болью и яростью по отношению к врагу, поэт Лебедев-Кумач написал за одну ночь. Ещё четыре часа понадобилось для того, чтобы родилась музыка. Её автором стал композитор и военный дирижёр, создатель легендарного Ансамбля песни и пляски Российской армии Александр Александров. Этот ансамбль готовил патриотический концерт-напутствие для уезжающих на фронт бойцов и решил представить в нём новое сочинение.
Сохранилась ар...Ещё26 июня 1941 года в Москве на Белорусском вокзале была впервые исполнена песня А. В. Александрова и В. И. Лебедева-Кумача «Священная война»
В числе главных московских «адресов» Великой Отечественной войны - площадь Белорусского вокзала. Отсюда в июньские дни 41-го года отправлялись на Западный фронт воинские эшелоны, провожаемые родными, близкими, друзьями. И именно здесь состоялась премьера выдающегося по своему воздействию произведения — песни «Священная война».
История её создания и премьеры удивительна! Стихи, начинавшиеся с призыва «вставай, страна огромная», наполненные болью и яростью по отношению к врагу, поэт Лебедев-Кумач написал за одну ночь. Ещё четыре часа понадобилось для того, чтобы родилась музыка. Её автором стал композитор и военный дирижёр, создатель легендарного Ансамбля песни и пляски Российской армии Александр Александров. Этот ансамбль готовил патриотический концерт-напутствие для уезжающих на фронт бойцов и решил представить в нём новое сочинение.
Сохранилась архивная запись с воспоминаниями сына Александра Александрова - Бориса Александрова, который стал преемником отца на посту руководителя ансамбля. А тогда, в июне 1941 года, Борис Александров дирижировал премьерным исполнением песни на Белорусском вокзале.
«Он, когда пришёл на репетицию, написал на доске текст и ноты, - рассказывает Борис Александров об отце, – потому что некогда было их печатать. Все мы сразу переписали себе эти ноты и слова и быстро выучили. На другой день мы уже выступали с новой песней на Белорусском вокзале и войска, которые отправлялись на фронт, так с этой песней и поехали. А потом её запел весь советский народ».
По современной оценке специалистов, «Священная война» - не только гениально написанная песня, а исключительно редкий образец военного гимна: она предельно точно выражала цели, во имя которых должна была сражаться армия, и при этом была одинаково обращена ко всем патриотам громадной страны вне зависимости от их национальности, профессии, веры. Как признаются ветераны Великой Отечественной войны, «на фронте мы вставали и ложились под эту песню, она звучала в нас, когда мы шли в бой».
Духоподъёмную силу «Священной войны» её первые слушатели ощутили моментально. Об этом Борис Александров не раз рассказывал своему сыну, внуку автора музыки Евгению. И теперь Евгений Александров передаёт этот рассказ:
«Когда кончили первый раз исполнять «Священную войну», тишина была гробовая. И отец говорит: «Мы переглянулись с дедом - что такое? Может быть, не прошло, не приняли песню?» А потом - такой шквал! Аплодисменты, крики «ура», солдаты требовали повторить, исполнить снова, ещё и ещё, и получился концерт одной песни…»
Сегодня на фасаде здания Белорусского вокзала в Москве можно увидеть один из самых необычных мемориальных символов - барельефный памятник песне, «Священной войне». Здесь изображены идущие к поезду солдаты, провожающие их матери и жёны с детьми, спешащие заключить, может быть, в последнее объятье своих любимых. Здесь, конечно, изображены выступающие перед воинами музыканты ансамбля Александрова. И в центре он сам - вскинув руки над «прорезающими» барельеф густыми клубами паровозного дыма, держа острую, как штык, дирижерскую палочку...
Всё так и было в июне 41-го, когда Великая Отечественная война только начиналась и Белорусский вокзал для многих был местом тяжёлой разлуки. Но через четыре года, весной 1945-го, матери, сёстры, жёны и подросшие дети встречали здесь солдат Красной Армии, разгромившей немецкий фашизм, и Белорусский вокзал стали называть «вокзалом Победы». В том, что эта Великая Победа была завоевана, немалая заслуга и великой песни о войне.