У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.
(А. Твардовский)
с.Паники (Новосиль) Обоянского уезда основано в 1695 году, своё название получило по всей вероятности от свойства ручья протекавшего по болотистому лугу и терявшегося, поникавшего в его озерцах, второе название села «Новосиль» встречается на старинных картах 18-19 веков, и ещё в 19 веке жители соседних сёл Обоянского уезда такие как Котельниково, Рудавец предпочитали именовать наше село как Новосиль, кстати ещё в России существует одно село Паники в Рязанской области и одна деревня в Псковской области, которая почти вымерла. Название села Рязанские краеведы так же объясняют свойством их речки Вёрды теряться поникать в болоте.
Первыми известными жителями территории нашего села были «черняховцы» представители так называемой «черняховской культуры», (Черняховская культура – один из крупнейших археологических периодов в ранней истории славян. Она занимала довольно большое пространство на территориях современных Украины, Румынии, Молдавии и России. Географически располагалась преимущественно в лесостепных, лесных, реже – в степных зонах.) это было в 3-5 веках нашей эры, о том, что они проживали в наших местах говорят находки, массивная золотая шейная гривна, более полусотни золотых нашивных бляшек, римские монеты 3-5 в н.э. и стеклянная чаша - были найдены в с. Паники малолетними детьми государственных крестьян Савенковых в «Винном логу». Известие о находке, получившей название «Обоянский клад», было опубликовано в «Курских губернских ведомостях» за 1849 год под рубрикой «О найденных вещах». Уже в наше время в 1980 году при сооружении стрелкового тира на территории Паникинской средней школы было вскрыто место захоронения типичное для черняховской культуры, вероятнее всего само поселение располагалось на месте сегоднящней улицы «Коптевка».
Были ли поселения на месте села Паники в последующие полторы тысячи лет документальных сведений не имеется.
С возрождением самостоятельности Русского государства в 14-17 веках территории к юго-западу от Москвы начали осваиваться и требовали охраны и обороны от непрошенных гостей, крымских татар и ногайцев. В это время возникают так называемые засечные линии, (Засе́чная черта́ (засечная линия, засека, украинная линия) — система оборонительных сооружений, получившая особое развитие в XVI—XVII веках на южных границах Русского царства для защиты от нашествия крымских татар. Наиболее мощной фортификационной линией являлась «Большая засечная черта», которая входила в общую систему обороны Российского государства и состояла из укреплённых городов-крепостей. В районе засечной черты располагалось и постоянное полевое войско, размещавшееся в, Болхове, Туле, Ельце, Черни, Епифани, Богородицке, Дедилове, Крапивне, Одоеве, Новосиле, Ефремове, Данкове, Скопине, Мценске.) Охраной и обороной в этих городах-крепостях занимались служилые люди (Существовали две основные группы служилых людей: служилые «по отечеству» и служилые «по прибору». Объединяющей их чертой являлась обязанность несения государственной («государевой»), преимущественно военной, службы. Отличали их как характер службы, так и получаемое за нее вознаграждение.)
С продвижением границ России южнее в глубь «Дикой степи» строится новая засечная черта (Белгородская засечная черта (1635-1646гг) проходила по территории современных Курской, Сумской, Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей, от реки Ворскла (район современного села Томаровка Белгородской области), где в 1654 году находилась граница Русского царства и Речи Посполитой, до реки Челновая (Тамбовская область). Города-крепости, составляющие Белгородскую засечную черту, становились центрами, вокруг которых возникали села. Села нашего района по записям относились к городу Белгородской оборонительной черты – Обоянь.(Основан 1939 году).
Так кто же они были наши предки основавшие с.Паники?
А это были (служилые люди «по отечеству» (т.е. по происхождению) — в Курском крае это, в основном, отдельные отпрыски боярских родов, так называемые «дети боярские», обязаны были выполнять полковую службу, участвовать в походах против неприятеля.) служилые люди относились к сословию крестьян однодворцев (Однодво́рцы в Российской империи — сословие, социальный слой, возникший при расширении южных границ Русского государства и состоявший из военизированных землевладельцев, живших на окраинах государства и нёсших охрану пограничья, 24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», в соответствии с которым сословие однодворцев было упразднено. Понятие «однодворец» прочно вошло в официальные документы уже к середине 17 века и обозначало людей, которые сами и их предки в прошлом служили в дворянском ополчении, но из-за бедности и запустения земель больше служить не могли, потому что все их поместье состояло из одного двора (отсюда название). Жалованья неслужащие дворяне не получали, а собственные скудные доходы не позволяли им отправиться на службу, оставив хозяйство. Государство подобная ситуация устраивала, поскольку однодворцы жили по южной лесостепной границе и своим присутствием на этих землях способствовали их хозяйственному освоению и, кроме того, могли выступить в их защиту в случае прямой военной угрозы.
Сословие однодворцев было представлено преимущественно на бывших приграничных землях, в центрально-чернозёмных губерниях России — Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской.
Как сословная категория, однодворцы сформировались уже к началу XVIII века. До правления Петра I они платили подворовый налог (1679—1681 гг.), а уже Пётр I ввёл подушную подать и четырёхгривенный оброк с теми же нормами, что и для государственных крестьян. Пограничную службу однодворцы были обязаны нести в течение 15 лет. Таким образом, служили они как дворяне, а налоги платили как крестьяне (дворяне не платили налоги)[1]. Подобно дворянам, однодворцы могли владеть землёй (крестьянам, за исключением отдельных северорусских местностей и Смоленска, это не разрешалось). За службу правительство выделяло однодворцам небольшие земельные участки в несколько десятков га и одну семью (двор) крепостных крестьян для его обработки. Отсюда и название — помещики, которое позднее осталось только за дворянами-вотчинниками. Землёй однодворцы владели по праву четвертного владения и традиционно могли продавать друг другу. До 1840 года однодворцы обладали правом владеть крепостными людьми, но фактически этим правом пользовались лишь единицы (в 1830-е годы
насчитывалось более миллиона однодворцев, а крестьян у них — 11 тысяч); с крестьянами однодворцы, как правило, жили одним двором. Фактически однодворческая группа занимала промежуточное положение между помещиками и крестьянами, но не слилась ни с теми, ни с другими, чем и обусловилось своеобразие культурно-бытового типа однодворцев. Сословной замкнутости однодворцев также способствовало юридическое оформление их землепользования, которое приравнивалось к землевладению. Земля передавалась в пожизненное пользование главе семьи-двора — «большаку», который имел право передавать участок по наследству старшему сыну.
В начале 18 века ситуация меняется. С одной стороны, южная граница государства отодвинулась далеко в степь, и служилые люди, поселенные между Тульской (направление Шацк-Тула-Брянск-Путивль) и Белгородской оборонительными линиями (Козлов-Коротояк-Белгород-Ахтырка), оказались уже не на границе, а внутри страны, а оборона границ была возложена на регулярное войско. После введения Петром I обязательности службы для всех без исключения дворян те из однодворцев, кто не мог или не желал поступить на службу, не приобрели дворянских прав и поместий и остались в прежнем состоянии. Дворянское происхождение при этом не играло никакой роли — представители одного и того же рода, чьи предки когда-то служили, в результате петровской реформы оказались в разных сословиях.
Однодворцы не имели большинства дворянских прав и привилегий, платили налоги и несли повинности (в том числе рекрутскую), однако могли владеть землей и крепостными крестьянами. Однодворцы были освобождены от телесных наказаний. Как и дворяне, все однодворцы уже в 17 веке имели фамилии и в 18 веке в документах упоминались только с ними. Подавляющее большинство однодворцев выбирали в жены представительниц своего сословия, сословная принадлежность жен однодворцев тщательно фиксировалась в ревизских сказках конца 18 века.
Сословие однодворцев было представлено преимущественно на бывших приграничных землях, в центрально-чернозёмных губерниях России — Воронежской, Курской, Орловской.
В XIX веке отдельные группы однодворцев получили прозвища:)
Щекуны — группа однодворцев (грубого нрава, говорившие «що» вместо «что»), жившие по линии от нынешнего Больше-Солдатского района, далее Медвенский , Обоянский Солнцевский Мантуровский, Горшеченский районы Курской области до Нижнедевицкого района Воронежской губернии.
Щеканье вообще является типичной чертой ряда южных областей Руси, для которого характерно отсутствие аффрикат и произношение в соответствии ч — мягкого ш, а в соответствии ц — с).
Во главе однодворческого поселения («слободы») стоял назначаемый военной администрацией (в начале — местным воеводой, затем — Военной коллегией) управитель. Его сначала по традиции именовали атаманом. Однако в первых Ревизских сказках и в более поздних документах уже фигурирует должность управителя. По сути, управитель был администратором, которому доверялось исполнение указов, приходящих сверху. Он же, управитель обеспечивал сбор необходимых налогов и податей, отвечал за верность списков жителей «слободы», решал вопросы внутреннего устройства и отстаивал интересы однодворцев слободы в уезде и в провинции.
Кроме управителей-атаманов и «лучших», в однодворческой среде в XVIII веке существовали ещё же «сотские» и «десятники». Это были выборные старосты (по сути местная полиция). «Сотский» выбирался от 100 до 200 дворов, у «сотского» было в подчинение пять «десятских» (выборных старост от 10 до 30 дворов). Сотские выборные подчинялись Земским судам, становым приставам и исправникам и наблюдали за соблюдением порядка, благочиния и общественного спокойствия в местной округе. Они были обязаны были докладывать начальству о драках, убийствах, самовольной порубки леса и вести учёт населения в своих округах
особенностью однодворцев были внутрисословные браки. Многие села и деревни «из стари» условно делились их обитателями на две стороны: «однодворки» и «барские» (помещичьи). Представители обоих частей села традиционно недолюбливали друг друга, и смешанные браки между ними были большой редкостью. В среде однодворцев даже можно уловить своеобразие говора, отличного от языка других жителей: « «Барские», в свою очередь, также недолюбливали однодворцев. Отличия были не только в говоре, но и в поведении, в одежде, в традициях и даже во внешности. Если в селе не было подходящего жениха или невесты, однодворцы находили свою «вторую половинку» пусть за много верст, но обязательно из своего сословия. Это позволило однодворцам сохранить свою самобытность.
Однодворческая культура долгое время сохраняла собственные традиции в одежде, фольклоре, речи, и на протяжении XVIII — нач. XX веков почти не ассимилировалась с немногочисленным пришлым населением из числа крепостных крестьян. . На образование однодворческого говора влияли московские, западнополесские, восточнорязанские, курско-орловские и донские говоры, хранившие старые «степные» особенности, а также литовские — через незначительную часть выходцев из Великого княжества Литовского.
В однодворческом населении начинала проявляться потребность в образовании и, согласно некоторым свидетельствам, за отсутствием официальных школ существовало домашнее обучение, когда дети учились считать, писать и читать церковные книги. Для обучения использовались азбуки, буквари, псалтыри и часословы, издаваемые церковными типографиями.
Мужчины однодворцы слыли домовитыми и аккуратными; двор строили укромно, в отличие от крепостных крестьян, любили высокие плетни и каменные заборы. Одевались чисто и «не без форса». По цвету их домотканых рубах можно было отличить, из какой они губернии. Жены однодворцев в XVI-XVII веках носили юбки-андараки из клетчатой шерстяной материи. Ткани домотканой одежды однодворцев окрашивались растительными красителями. Так, для окраски в чёрный цвет использовали кору ольхи или черноклёна, для окраски в синий — кору вайды или синила, а кору морены красильной — для окраски в красный. При этом красный цвет всегда был наиболее предпочтителен, считался цветом плодородия, света, долголетия и могущества. В однодворческой среде он преобладал в праздничной и свадебной одежде, а также в костюме молодых людей. В XVIII веке костюм однодворцев часто приближался к дворянскому, а мундир, оставшийся после службы в драгунах или в ландмилиции, мужчины бережно хранили и надевали по праздникам.
Необычность социального положения однодворцев отразилась в дворянском законодательстве Российской империи. Так, согласно ст. 337 Свода законов (1876), за однодворцами признавалось утраченное предками дворянство, которое могло быть восстановлено только через военную службу при приобретении офицерского чина.
Итак жителями села Паники были крестьяне однодворцы относящиеся к группе однодворцев «щекунов», сейчас ещё остались коренные жители села которые разговаривают на этом диалекте, а женские народные костюмы (саяны) можно наблюдать на самодеятельных артистах в нашем СДК. Годом образования села можно с уверенностью считать 1695 год, это следует из документальных свидетельств, Из «Писцовой книги Обоянского уезда» 1684 -1691 гг. года, составленной стольником А.Б. Мантуровым и подъячим Г. Жеребцовым указаны селения, перечислены жители. Эти селения сохранили названия до наших дней: Быканово, Рудавец, Рождественское, Гридасово, Нижний Реутец, Вознесенское, Любач, Липовец, Шевелево, Башкатово, Филатово, Афанасьево, Солотино, Песчаное, Покровское, Малые Крюки, Красниково, Бобрышево, Кривцово, Троицкое, Котово. Остальные селения носили названия, под которыми они сейчас не значатся. Как видно из перечня села Паники там нет, но уже в первой ревизии в Ревизсккой сказке за 1719 год село Паники уже есть, (Обоянский уезд г. Обоянь, с. Рудовец, с. Большие Крюки, д. Малые Крюки, д. Нагольной Колодезь, с. Троицкое, д. Красникова, д. Кривцова, д. Котова, д. Бобрешева, с. Пселецкое, д. Афанасьева, д. Горяинова, с. Зорина, с. Шипы, с. Сухая Салотина, д. Кулешовка, д. Кочетовка, с. Ольшанка, д. Вышняя Ольшанка, д. Нижняя Ольшанка, д. Правороцкий Колодезь, д. Псинка, д. Быканова, с. Гахово, д. Нижний Реутец, д. Реутец, с. Паники, с. Любочи, с. Сергеевское - Сула тож,…..)
В тоже время из разборной книги по Курскому уезду, составленной в 1695 г., видно, что многие служилые люди переселились сюда из Орловского и Кромского уездов (сейчас Орловская область), с Паники находилось на границе Курского и Обоянского уездов…из Ревизской сказки 1й ревизии 1719 года Обоянского уезда Реутского стана известно, … «что у однодворца городовой службы Игната Яковлева сына Тонкого, проживавшего в селе Паники, от мая 1719 года, указан его возраст -73 года. Также с ним в одном дворе проживали его дети: Сафрон 30, Фрол 22, Гафон 17лет. Рядом проживал его сын Илья Игнатов сын сын Тонкой 45 лет с семьёй...значит Игнат родился в 1646 году, Илья 1674 году за пределами Обоянского уезда когда ещё село паники не существовало , а фамилия Танковы и сейчас присутствует в Кромском районе Орловской области, как и фамилии Ореховы, Карпушины, Боевы, Черниковы, Савенковы, что подтверждает факт переселения в 1695 году крестьян однодворцев служивших на первой засечной черте на Белгородскую засечную черту( соответственно мой предок Фрол Игнатов сын Тонкой родился в 1697 году уже в селе Паники), а предки жителей нашего села с фамилиями Стародубцевы и Боровлёвы переселились из Ефремовского района Тульской области, Прилепские из Верховского района Орловской области……вот так выглядел фамильный ряд жителей нашего села в ревизской сказке 6й ревизии 1811 года….Села Паникъ однодворческой выборной Кузьма Филиппов сын Коневъ о состоянии мужского пола казённого поселения однодворцев…..
Вот так они записывались….. Никифор Григорьев сын Карпушин, за ним ещё пять дворов Карпушиных, двор Савенковых…Абрам Макаров сын Боев 1765 года рождения это основоположник фамилии боевых в с. Паники все жители села носящие сейчас фамилию Боевы это его прямые потомки….далее по списку Л.Ф. Домников, З.В. Домников…Ф.П. Боровлёв…Ф.Ф. Танков, А.С. Танков, О.С. Сотников, П.П. Прилебской судя по фамилиям это участок нынешней улицы 1-я бригада….есть в этом списке и остальные коренные фамилии села это Стародубцевы, Пичурины, Образцовы, Лихонины, Суровцевы, Придворовы, Полянские, Черниковы, Щукины, Петюшовы, Дегтярёвы, Даниловы, Ивановы, а так же фамилии уже утраченные в 20 веке это Сидоровы, Скобцовы, Заикины.
Заселение села шло по сегодняшним улицам 5-я бригада, Коптевка, 3-я бригада (она же Козлов бугор), 1-я бригада ( часть её раньше называлась Сотникова по большинству жителей с такой фамилией) уже к середине 18 века в селе была церковь св.Никиты великомученика, которая находилась на месте дома №156 по улице Молодёжная часть огородов этой улицы это старинное кладбище…..при постройке домов было выкопано много человеческих костей в том числе священнослужителей с длинными волосами. До 20 века практически ничего не менялось в укладе жизни жителей села, росло только количество дворов и появлялись новые улицы это нынешние Шелковская, 6-я бригада, 7-я бригада они возникли в конце 19 века начале 20- го, в 1921 году часть жителей села переселилась на хутор Садовый (Пьяный хутор), в 1924 году основан хутор Красный Кут.
1.Сведения из документов первой группы извлечены из Перечневых табелей и ведомостей итогов переписи 1719-1720 гг. (РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.284по Обоянскому уезду за 1691 г. (Ф.1209. Оп.1. Д.326
2.Фондов №№184,217, Оп.3, Д. 319,252,293,179,137,234,104 « Ревизские сказки 4й-9й ревизий Курского областного государственного архива.
3.Из истории Курского края: Сб. Документов и материалов.- Воронеж, 1965, с. 43-116.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 36
Благодатная, привольная земля! А Земля.. земля - чистый чернозем!
А соловьи!!!!! Таких больше нет на всей земле!
А ночное небо над Паниками усыпано блриллиантами!