Предупреждали тех, кто игнорирует санитарные предписания: подвергающий односельчан риску заражения будет виновен в нарушении сразу двух заповедей: апостольской — о повиновении начальству, и Господней — о любви к ближнему. Пусть даже «начальство найдет нужным окружить стражею дом, в котором оказался больной, или умерший холерою», — священник обязан растолковать его обитателям, что иначе никак нельзя, писал святитель Филарет. Сейчас происходит почти тоже самое... Почему почти никто не слышит???
Вы все придумали!» — как в XIX веке народ встретил опасную эпидемию и что предпринял московский митрополит
Приблизительное время чтения: 15 мин.
Осень 1830 года. Москва оцеплена военными частями, все учреждения закрыты, люди выходят на улицу крайне неохотно, а дома расставляют по всем комнатам тарелки с хлоркой — средством дезинфекции. Дважды в день издается бюллетень со свежей статистикой: сколько в городе новых заболевших, сколько смертей, сколько выздоровевших. У всех на устах одно слово: холера! В это время московскую святительскую кафедру занимал митрополит Филарет (Дроздов). Его имя часто вспоминают сегодня те, кто категорически не приемлет «чрезмерных», как им кажется, карантинных мер, ведь при святителе Филарете и храмы были открыты, и молебны служились ежедневно. Но они сильно удивятся, если узнают, как действовал и какими принципами руководствовался московский святитель на самом деле.
Как вести себя Церкви во время эпидемий? В какой мере координировать действия с гражданской властью? Любым ли санитарным предписаниям подчиняться? В уходящем году эти вопросы встали перед Русской Церковью в полную силу — впервые за сто с лишним лет.
Последняя массовая эпидемия — испанский грипп, или «испанка», — прокатилась по России в 1918–1920 годы. Но тогда Церкви было, можно сказать, не до нее — было неясно, переживет ли она вообще атеистические гонения. А в поздние советские годы эпидемии в СССР если и вспыхивали, то в ограниченном, региональном масштабе.
Этот недостаток опыта сильно ощущается сегодня, когда на Церковь нападают не только снаружи (те, кто хотели бы закрыть все храмы на бессрочный карантин), но и изнутри (часть православных, недовольных карантином и мерами по дезинфекции богослужебных принадлежностей и икон). И здесь может сильно помочь изучение опыта, накопленного Церковью в середине XIX века, когда Россия пережила по меньшей мере три серьезные холерные эпидемии.
Для Москвы это время было связано с именем митрополита Филарета (Дроздова), автора знаменитого Пространного катехизиса, инициатора перевода Библии на современный для его эпохи русский язык, иерарха, без совета с которым не решали важные дела ни Александр I, ни Николай I, ни Александр II. Действия святителя Филарета во время первой вспышки холеры в Москве подробно описал полвека спустя профессор Московской духовной академии Иван Корсунский. Как же отвечал на вызовы того времени московский святитель, один из самых авторитетных иерархов Русской Церкви за всю ее историю, ныне прославленный в лике святых?
Тезис 1.
Святитель Филарет не отрицал эпидемию и необходимость борьбы с ней и жестко противостоял отрицателям болезни
Самым действенным средством задержать распространение эпидемии в те времена был строгий карантин — изоляция заболевших по домам. В дом, где обнаруживался заболевший, приходила полиция и всем, кто в нем проживал, раздавала карантинные билеты — письменные запреты выходить из дома в течение установленного срока. Реакция на эти меры во времена святителя Филарета не сильно отличалась от нынешней. Если москвичи еще могли скрепя сердце согласиться посидеть взаперти, то за пределами городской черты возмущению порой не было предела. Какой такой карантин, когда урожай на поле не убран и сено для скотины не заготовлено!
Кто-то прятал заболевших по домам, ни под каким предлогом не допуская врачей. А кто-то вообще «не верил» в холеру, все разговоры об эпидемии называя «страшилками», запущенными не то коварными докторами, не то вовсе поляками. (Как раз осенью 1830 года в Польше, входившей тогда в состав Российской империи, вспыхнуло восстание, и поляки находились у всех под подозрением). И здесь, как нигде, гражданским властям требовалось содействие духовенства — городских и сельских батюшек, к которым «не верящие» в эпидемию обычно все-таки прислушивались и авторитету которых доверяли.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев