100 лет назад родился один из самых знаменитых советских танцовщиков
Сегодня
Он мог учиться в Большом театре, но планам помешала война. Фото: Рудольф ДИК/ТАСС
В Советском Союзе стандартным обозначением для Махмуда Эсамбаева было «Чародей танца».
Так называлась одна из посвященных ему книг, но так думали и миллионы граждан, наблюдая за движениями, которые совершает Махмуд Алисултанович. Его пластика завораживала.
Трудно было поверить, что выступает не выпускник какого-нибудь крупнейшего хореографического училища, а человек с образованием в шесть классов средней школы; фактически самоучка, которого в 16 лет взяли в Грозненский республиканский театр без дипломов, просто после того, как он показал два танца, которые знал, - лезгинку и цыганочку…
Он мог бы учиться в Большом театре, и его туда даже приняли, но планам помешала война. Юный танцор отправился выступать на передовую - и получил там тяжелое ранение, из-за которого ему чуть не ампутировали ногу.
Как только он поправился, грянуло насильственное переселение чеченцев и ингушей в Среднюю Азию; Махмуд оказался сперва в Караганде, а потом в городе Фрунзе (Бишкеке), где наконец стал заниматься танцами профессионально, стал солистом местного театра и удостоился одобрения самой Галины Улановой. Потом были триумфальные выступления в Москве с номером «Ла коррида» (Эсамбаев изображал тореадора) - его без разговоров сделали артистом Московской филармонии. Потом было еще много сумасшедших (в хорошем смысле) танцев: знаменитый индийский (Эсамбаев изображал бога Шиву), перуанский (под музыку Эннио Морриконе Эсамбаев делал вид, что он павлин), узбекский, таджикский, бразильский, «негритянский»… И при этом он был великолепен в роли злого колдуна Ротбарта в классическом «Лебедином озере».
Участие в одном из главных советских блокбастеров «Земля Санникова» (Эсамбаев играл там злого жреца и вписался в роль как киноартист).
Его узнавали и завороженно рассматривали на улицах. Бесконечно перевоплощающийся на сцене, в жизни он не изменял классической кавказской папахе, которую не снимал в самых высоких кабинетах, но готов был снять перед друзьями… Даже на паспорт, в нарушение всех правил, ему разрешили сняться в папахе.
Казалось, он будет соответствовать одному из главных стереотипов о кавказцах в папахах: станет долгожителем. Увы, не стал. Скончался в начале 2000 года, в возрасте 75 лет, оставив о себе память как об одном из самых удивительных танцоров советской эпохи.
Из интервью «КП» к 70-летию артиста
- Верно ли, что вы начали танцевать с трех лет?
- Я родился, танцуя.
- И вам никто не помогал?
- Еще как помогали! Взрослые цокали языками, хвалили: «Ай, какой хороший мальчик, как танцует!» Мне это нравилось. Хотелось быть хорошим. И я старался вовсю!
- Вероятно, в вашей семье любили танец?
- Кто его не любит? И в нашей семье любили. Но не танцевали.
Не моё: Мне посчастливилось дважды в 1967 и 1980 бывать на его концертах и у меня хранится его автограф. Он дважды бывал в нашем городе в замечательном Дворце культуры моторостроителей. И еще. Меня очень тронуло, как этот Великий артист после выступления вышел к публике, поблагодарил ее и сказал, что он всегда рад выступать на сцене нашего Дворца культуры. Здесь все очень хорошо и зал и костюмерная, и службы, и, главное, зритель.- сказал он.
А до этого я еще в детстве я слышал от моего отца об этом артисте: отец, видевший его выступление во время войны, мне с восторгом рассказывал о танцах в исполнении Махмуда Эсамбаева. Конечно, я очень хотел увидеть его!
Прекраснейший танцор! Какая мимика, какая игра, какой талант! Воистину орел. Вот оно, достоинство. Выдающийся человек! Жаль, что о таких людях мало пишут и нет передач по телевидению.
Не моё: Сейчас молодежь России наверняка не знает такого танцора.
Что касается СССР, то каждый знал, кто такой Махмуд Эсамбаев.
Ему не нужны были кордебалетные дополнения к танцу. Он один мог танцевать весь концерт и все внимание было приковано к нему. Он завораживал своей пластикой, прекрасным владением тела.
В молодости его талия была 48см. Женщины на имели такой. Не знаю, кто ему ставил танцы: балетмейстер или он сам, но то, что он показывал по тем временам было новым и необыкновенным.
Даже сейчас, в 21 веке, когда мы можем посмотреть танцы любой страны, он не теряется на фоне великих танцоров, а имеет свой рисунок, присущий только ему.
Уланова права. Такой танцор рождается раз в тысячелетие
Не моё: Великий человек! Какой же это адский труд! И не только танец, а еще и эмоции зрителю передать! Когда концентрация бешеная, надо еще и роль играть! Это просто невероятно! Великий!
Комментарии 4
Не моё: Мне посчастливилось дважды в 1967 и 1980 бывать на его концертах и у меня хранится его автограф. Он дважды бывал в нашем городе в замечательном Дворце культуры моторостроителей. И еще. Меня очень тронуло, как этот Великий артист после выступления вышел к публике, поблагодарил ее и сказал, что он всегда рад выступать на сцене нашего Дворца культуры. Здесь все очень хорошо и зал и костюмерная, и службы, и, главное, зритель.- сказал он.
А до этого я еще в детстве я слышал от моего отца об этом артисте: отец, видевший его выступление во время войны, мне с восторгом рассказывал о танцах в исполнении Махмуда Эсамбаева. Конечно, я очень хотел увидеть его!
Прекраснейший танцор! Какая мимика, какая игра, какой талант! Воистину орел. Вот оно, достоинство. Выдающийся человек! Жаль, что о таких людях мало пишут и нет передач по телевидению.
Не моё: Сейчас молодежь России наверняка не знает такого танцора.
Что касается СССР, то каждый знал, кто такой Махмуд Эсамбаев.
Ему не нужны были кордебалетные дополнения к танцу. Он один мог танцевать весь концерт и все внимание было приковано к нему. Он завораживал своей пластикой, прекрасным владением тела.
В молодости его талия была 48см. Женщины на имели такой. Не знаю, кто ему ставил танцы: балетмейстер или он сам, но то, что он показывал по тем временам было новым и необыкновенным.
Даже сейчас, в 21 веке, когда мы можем посмотреть танцы любой страны, он не теряется на фоне великих танцоров, а имеет свой рисунок, присущий только ему.
Уланова права. Такой танцор рождается раз в тысячелетие