Лжесмире́ние (смиреннословие) – это...
1) притворное , напускное смирение , обусловленное желанием выглядеть смиренным при недостатке (или отсутствии) подлинного смирения , ради приобретения желаемого расположения к себе , как к якобы смиренному (послушному, кроткому и т. п.);
2) покорность кому-либо , чему-либо , ложно интерпретируемая , как подлинное смирение , но не являющаяся таковым (причиной подобного рода покорности может служить слабость характера , страх перед наказанием и пр.).
«Смирение есть одна из высших евангельских добродетелей , превысшая человеческого постижения. Смирение божественно , оно есть учение Христово , свойство Христово , действие Христово», – говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Смирение рождается через Божественное действие внутри человеческого сердца. Оно есть действие благодати Святого Духа, дающей человеческому сердцу тот мир , в котором пребывает Сам Бог.
Из попытки заменить Божественное благодатное действие естественным психологическим состоянием возникает ложное (мнимое) смирение. Важно знать , что существуют естественные психологические качества – робость , застенчивость , стеснительность , неуверенность и др. которые не имеют ничего общего со сверхъестественным благодатным миром , нисходящим в человеческую душу. Эти качества основаны на уважении к человеческому мнению , на искании человеческого расположения , на почитании законов общества , в конечном счете , на страхе перед людьми, но не на любви к Богу.
Стремление выдать эти качества за христианскую добродетель смирения ведет к обману себя и ближних. Будучи Божественным действием , то есть действием Самого Создателя мира , смирение не нуждается в заигрывании с человеческим мнением , которое непременно оборачивается исканием человеческой славы. В состоянии смирения христианин видит правду о себе и ближних. Такая правда нелицеприятна, поскольку человеческая природа повреждена грехом. Видение этой правды проистекает из действия Всясвятаго Бога , есть следствие прямого подчинения Ему , соприкосновения с Его святостью. Познание тяжелой правды человеческого падения сосуществует в христианине с любовью к людям. Этой любовью обладает Сам Бог , сообщающий ее избранному Им человеку. Отличительная особенность такой любви состоит в безпредельном сострадании к ближнему , и , в тоже время , в совершенном неприятии творимого им греха. Непостижимое для мира соединение неограниченного милосердия и решительного отвращения ко злу вышеестественно. Такое состояние невозможно произвести человеческими усилиями, оно – плод действия благодати.
В противовес христианскому смирению , лжесмирение построено на тщеславии и человекоугодии. Ищущий земной славы человек , заискивает перед ближними , всецело закрывая глаза на греховные немощи и недостатки. Он не видит разрушительного действия греха в себе и не видит его действия в ближнем. Стремясь снискать расположения людей, он потакает их слабостям и сам соучаствует в них. Не видя разницы между любовью к людям и ко греху , он впадает в лицемерие , теряет искреннее отношение к людям. Подобным лжесмирением обладают падшие духи , которые подстраиваются под человеческие пороки, развивают их , требуют забыть от человека его призвание к святости. Развивая человеческие страсти , они превозносятся над людьми, считают их своими слепыми орудиями , жалкими и обманутыми существами , презирают их.
Одной из форм лжесмирения , наименее приметной для людей , является смиреннословие или показное смирение в словах. Смиренословие – форма скрытого тщеславия , выражающегося в словах самоуничижения перед людьми , когда человек притворяется смиренным , чтобы другие люди подумали о нем , как о подвижнике, обладающем высокой духовной мерой. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Господь заповедал совершать все добродетели втайне (Мф.6:1-6), а смиреннословие есть обнаружение смирения напоказ человекам. Оно – притворство , обман , во-первых , себя , потом других , потому что утаение своих добродетелей составляет одно из свойств смирения , а смиреннословием это-то утаение и уничтожается».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3
Святитель Иоанн Златоуст