Этот мост пережил две войны, революцию, всю советскую и постсоветскую историю… А памятником архитектуры так и не стал.
История Бушева моста за сто с лишним лет обросла местными легендами, где казачий колорит смешался с итальянским. Хотя она и сама по себе необычна, местами забавна, местами трогательна. Да кто теперь разберёт, где правда, а где выдумка?
Вернёмся на сто с небольшим лет назад, в те времена, когда ещё не было ни посёлка Дубравного, ни живописного итальянского моста, а была почтовая станция Кумшацкая посреди Царицынского тракта.
Станционным смотрителем в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, был колоритный мужчина Ельпидифор Ипполитович Бушев.
Рядом, над речкой находилась бушевская усадьба, виноградники, а мост через Кумшак был деревянным. Его часто сносило весенним половодьем, из-за чего задерживалась почта.
Если верить местным преданиям, задерживалась не только почта. И не только из-за половодья, а ещё из-за богатых винных погребов станционного смотрителя. Ельпидифор Ипполитович был гостеприимен. А в случае надобности не отказывался черкануть гостям справку о том, что разбушевавшаяся стихия опять увлекла с собой мост, прервав сообщение по Царицынскому тракту. Вследствие чего имярек такой-то не имел ни малейшей возможности исполнить в срок важную государственную службу.
Когда в почтовой службе Войска Донского подобными справками наполнился целый мешок, случился скандал. Дело дошло до самого государя – и к Бушеву приехали ревизоры.
История умалчивает об обстоятельствах их встречи – включала ли она, например, знакомство с упомянутым погребом и прочими достопримечательностями. Но известно, что в отчёте проверяющие написали, что мост на почтовой дороге Царицынского тракта «по ветхости к проезду неудобен, а равно и дорогу в оном месте нужно подправить».
Случилось так, что в это время в Санкт-Петербурге работали два итальянских архитектора – Лучано Родари и Роберто Ферреро. Им и поручили руководить строительством моста из литого железобетона – такой технологии в России ещё не видали.
"...Россию выручили итальянцы, строившие до этого у нас очень многие важные объекты. Тем более, что к тому времени они изобрели особый цемент, который прочно и надежно скреплял песок, глину, гравий, арматуру и другие материалы. И с помощью специальных оснасток позволяло выливать из приготовленного бетона на месте любые объекты. На тот период это было самое современное и уникальное производство, которое применяется и сегодня. Одна из итальянских фирм по протекции царского двора заключила договор с Донской почтовой службой на строительство бетонного литого моста через речку. И в Цимлу пароходами и баржами пошел итальянский цемент и оснастки, а из Ростова – арматура. Остальные стройматериалы решили добывать на месте. Для руководства строительством нового литого моста через речку Кумшак итальянская фирма направила в Россию своих лучших инженеров..." Николай Сивашов «РАЗГАДАННЫЕ ТАЙНЫ ЦИМЛЫ»
Комментарии 23
Возможно в период Советской власти хутор имел статус станицы?
В каких документах есть упоминание о Карповском,как о станице-подскажите!