Оленька смеётся, тянет ручки, и мама радуется вместе с ней. С первых шагов детства знакомится ребёнок с окружающим миром, и каким же солнечным, радостным и добрым видит он его ! Подольше бы сохранить эти впечатления, не разрушить их грубым неумным вмешательством….Но вот Оленька подросла, ей уже пять лет и однажды, возвращаясь с мамой с прогулки, она увидела кем- то брошенного маленького котёнка Он весь дрожал от холода и жалобно мяукал -- Мама ,- просит девочка,--давай возьмём его с собой! – Не смей трогать всякую дрянь! – категорично возражает мама и ,схватив Олю за руку, оттаскивает её от котёнка ( ещё подцепит какую- нибудь заразу! ) А Оля упирается, плачет , недоумевает. Совсем недавно мама читала ей умную добрую сказку, где все помогают друг другу, а сегодня называет дрянью котёнка и не разрешает согреть его. Как понять такое противоречие взрослых? Своим поведением мы можем преподнести детям уроки добра и зла, любви или ненависти Когда Оле исполнилось двенадцать лет , она увлеклась рыбами. Аквариума у неё не было. Зато трёхлитровые банки с водороспями и золотыми рыбками стояли на каждом окне. С трепетом наблюдала Оля за жизнью и развитием рыбок Она аккуратно меняла воду , добывала корм, ездила за ним за город. Но однажды Оля получила тройку. Тогда мама , не принимая никаких возражений и доводов, хладнокровно вылила содержимое банок в канализацию. Она была логична в своих поступках эта мама. Конечно она желала дочке только добра, здоровья, хотела , чтобы ничто не мешало отличной учёбе девочки. Но она судила о случившемся согласно своим представлениям. У дочки же сложились совсем другие ориентиры. И пренебрегать ими было жестоко. То, что дорого детям , нельзя рассматривать как пустяки. И выращенные рыбки, и пригретые бездомные кошки, и спасённые птицы – всё это искры деятельного добра, чуткой наблюдательности и трепетной тяги к красоте природы. Может быть именно этим искрам суждено сыграть важную роль в становлении характера ребёнка, в приобретении им таких качеств, как доброжелательность, порядочность , человечность. Есть среди взрослых любители жестокой педагогики. Был у нас сосед, считал себя охотником. Только не хочется называть его этим именем, потому что, уважающий себя охотник, не станет издеваться над животными . Так вот было у соседа двое детей. Он хотел их видеть мужественными, не слюнтяями и добивался этого следующим образом. Приносил из лесу недобитого голубя или зайца и на общей кухне дорезал их ножом на глазах у детей .Тома с Витькой визжали от восторга, а соседская девчушка Лена убегала в свою комнату и ,уткнувшись в бабушкин подол, горько плакала:» Им же больно ,они ведь ещё живые…» И однажды Лена в свои девять лет выдержала экзамен на добро Как –то отправились они с Витькой на рыбалку. Но погода была ветреная, рыба не клевала. Возвращались ни с чем . В прибрежных кустах у самой тропинки, наткнулись на гнездо. Яички в нём были маленькие , серые в крапинку. Какая – то пичужка отчаянно щебетала, порхала перед гнездом и отлетала, заманивая детей в сторону . –Пойдём – тихо сказала Лена – слышишь, как беспокоится! --- Ну и что? Сейчас возьму и разобью все яйца ! --Зачем? -- Просто так . – Пойдём !Но Витька не сдавался. Потом посмотрел на Лену и сказал : » Отдай мне свой хлеб , тогда я не трону гнездо». Лена вынула из сумки , которая висела у неё через плечо два кусочка хлеба смазанные маргарином и , посыпанные сахарным песком и протянула их Витьке . Он съел хлеб ,вытащил из кармана свой и съел тоже .Лена шла рядом молча, стараясь не глядеть, как уписывает Витька хлеб, предназначенный ей на обед Чтобы унять подступающий голод ,она жевала кислые листья щавеля. Это было голодное, неурожайное лето 1947 года У Лены была добрая бабушка, с умным сердцем. Она и внучку свою хотела видеть такой же А Витькин отец продолжал свою науку: делал своих детей жестокими, и бессердечными , не знающими жалости .Зачастую подобная наука ведёт к печальным результатам . Отношение к животным говорит об отношении к жизни и, если хотите , о мировоззрении Человек жестокий по отношению к животным. Вряд ли может быть добрым к людям Рождаются и растут дети. Как научить их добру и сочувствию .Я очень часто думаю об этом Пусть детям будет жаль и котёнка, и щенка, и бабочку. Пусть он знает чувство любви ко всему живому и сострадания к слабому и больному. Это не слюнтяйство, не слабость характера, а человечность И первые ростки её нужно обретать и взращивать. Рассказ написала Ангелина Грибова Фото тоже мои
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 17