Очень часто в дискуссиях можно встретить представителей "евразийской" или "иранской" школы антинорманизма, которые считают, что русы это уцелевшие потомки роксолан, так как слово русь похоже на "рокс", да и в некоторых сибирских диалектах "русь" означает "светлое место", а рокс-аланы это "светлые аланы", стало быть, логично, что русь - просто "светлые"!
Сегодня мы познакомимся с тем, кем же были реальные, исторические роксоланы. Предлагаем вашему вниманию работу А. Дервянко:
«К ПРОБЛЕМЕ ВЫДЕЛЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ РОКСОЛАНОВ»
Одну из самых сложных проблем при изучении истории населения Юга Восточной Европы раннего железного века представляет проблема соотношения локальных вариантов археологических культур с этносами, известными по работам греко-латинских авторов. В современном сарма-товедении уже были попытки сопоставления археологических древностей с рядом древних племен: сираками, язигами, гиппофагами, периербидами, аланами.
Впервые попытка выделить археологические следы роксоланов была предпринята известным советским археологом К.Ф. Смирновым, видевшим в диагональных сарматских захоронениях собственно роксоланские погребения6. Но дальнейшее изучение проблемы показало ошибочность таких построений, и данная гипотеза была подвержена продуктивной критике. Было отмечено, что «диагональные» погребения отражают социальный статус умершего, и их нельзя считать этно-определяющим признаком. По времени и территории распространения эти захоронения больше подходят другому сарматскому племени - аланам. В то же время, Д.И. Мачинский, проанализировав сведения о сарматских племенах, пришел к выводу, что следы роксоланов следует искать в Северном Причерноморье, которое почти на три столетия стало основной территорией кочевий изучаемого народа.
Проблема роксоланов рассматривалась в исследованиях украинских археологов А.В. Симоненко и А.Н. Дзиговского, которым удалось выделить собственно погребения роксоланов из числа сарматских памятников Северного Причерноморья. Но ни один из авторов не рассматривал историю роксоланов на всем их историческом пути. Такая же работа необходима для осмысления значения и роли роксоланов в этно-истории юга Восточной Европы.
При поиске и выделении древностей роксоланов важную роль играет комплексный анализ источников, предполагающий сопоставление данных античной традиции с реалиями современной археологии. Первые задают географические ориентиры и хронологические рамки для поиска археологических следов пребывания интересующего нас народа. Археологические источники же приоткрывают особенности материальной культуры и мировоззренческих установок исследуемого этноса.
Согласно данным античной традиции, появление роксоланов на исторической арене имеет место во II в. до н. э. (херсонесский декрет в честь Диофанта, 81таЬ., Geogr.: II. V. 7), а, следовательно, и их археологические следы следует искать не раньше этого времени. Согласно Страбону, во II - I в. до н. э. племенной союз роксоланов, наряду с другим сарматским племенем - язигами -занимал главенствующее положение в степях Северного Причерноморья (81гаЬ., Geogr.: II. V. 7).
А.В. Симоненко, детально проанализировав памятники раннесарматского времени на территории Северного Причерноморья, пришел к выводу, что на исследуемой им территории возможно выделение двух локальных групп, которые были оставлены различными племенами. Одну из них он связал с язигами з, что нашло поддержку в среде ученых4, другую - с роксоланами5. По мнению А.В. Симоненко, роксоланам был свойственен следующий погребальный обряд: впускное захоронение в курган эпохи бронзы, незначительная глубина самого погребения, прямоугольная, либо подпрямоугольная форма могильной ямы, положение умершего вытянуто на спине, ориентировка в северном полукруге и однотипный сопровождающий инвентарь - клинковое оружие, позднеэллинистические типы бус, зеркала Хазанов IV, фибулы. Таковы основные археологические характеристики роксоланских захоронений. Отметим, что главным отличительным признаком ранне-роксоланских захоронений среди многочисленных ранне-сарматских погребений юга Восточной Европы, видимо, действительно является ориентировка умерших в северном полукруге, тогда как другие сарматы хоронили своих усопших преимущественно головой на юг.
Таким образом, украинскому археологу удалось выделить группу роксоланских погребений II—I вв. до н. э. О тождественности и культурной близости ряда аналогичных захоронений последних веков до н. э. с территории Нижнего Подонья писал В.П. Глебов, предположивший их принадлежность роксоланскому этносу6. А.П. Медведев впускные ранне-сарматские северо-ориентированые погребения Среднего Подонья также соотносит с роксоланами. Скорее всего, к данному кругу погребений относится грунтовое захоронение с мегарской чашей у с. Белогорье Воронежской области, найденное совсем недавно. В.В. Кропотовым были опубликованы два идентичных по погребальному обряду ранне-сарматских погребения в Крыму (Астанино-3/1; Астанино-23/1), которые, как полагает исследователь, принадлежали роксоланам. Данную группу роксоланских захоронений в Крыму дополняет погребение из Ишунь-22/2, датирующееся по обнаруженной в нем средне-латенской фибуле «беляуского варианта». Вероятно, этим же временем следует датировать и погребение Чкалово-1/2.
Картографирование памятников позволяет вырисовать границы кочевий роксоланов II—I вв. до н. э.: на западе эта линия проходит по Днепру (на правобережье известно лишь одно погребение у с. Львово); на юге ограничена прибрежным пространством Черного и Азовского морей с заходом в Тавриду; на юго-востоке — нижнем течением Дона; на северо-востоке доходит до среднего течения Дона. Северная граница кочевий может быть определена по линии наиболее удаленных захоронений: Левашовка в левобережье Среднего Подонья и Хорол в Поднепровье.
Устойчивый погребальный обряд, характеризующий данную группу, позволяет говорить о том, что они были оставлены одним племенным союзом. Территория же распространения памятников соответствует границам расселения во II-I вв. до н. э. одного из сарматских племен - роксоланов (Strab., Geogr.: II. V. 7; VII. 3. 17). Таким образом, надо полагать, что выдвинутое в начале 90-х гг. XX в. украинским археологом А.В. Симоненко предположение получает все более новые подтверждения среди археологических реалий.
В то же время, в первой половине I в. н. э. в степях юго-восточной Европы происходят грандиозные этногеографические перемены: в это время здесь появляются с востока аланыз, ставшие гегемонами южнорусских степей вплоть до возможного появления здесь групп гуннов («хуны» Кл. Птолемея, хуннские наконечники стрел из Порогов и др.). Под натиском новых пришельцев мигрируют в Паннонию язиги, покидают свои кочевья аорсы и сираки. Роксоланам же удается на время сохранить за собой свою территорию.
Заметим, что из ранее известных этнонимов Европейской Сарматии, античные авторы продолжают упоминать здесь только имя роксоланов. В степях Северного Причерноморья роксоланов помещают Плиний (Plin. Nat. IV, 80.), Клавдий Птолемей (Ptol. Geog. III, 5. 7), Аммиан Мар-целлин (Amm. XXII, 8, 30). И если данные Плиния и Птолемея синхронны пребыванию роксоланов в Северном Причерноморье, то свидетельство историка IV в. н. э. Аммиана Марцеллина, а именно данные его XXII книги, как отмечают все исследователи, относится к первым векам н. э. На карте Tabula Peutingeriana (ТР, Певтингеровы таблицы) роксоланы размещены между реками Гипанис (Южный Буг) и Нусак (Днепр) в среднем их течении (TP. Segm.: VII. 5). Как известно, TP, дошедшая до нас в копии XII-XIII вв., восходит к оригиналу первых веков н. э. Вероятно, именно тогда на карту и был нанесен топоним Roxulani Sarmate. Их военно-политическая активность на границе Римской империи заставляет предполагать, что они кочевали недалеко от пределов Империи. Это позволяло бы им беспрепятственно совершать рейды в пределы римских провинций, что, как известно, случилось в 68 г. н. э., когда роксоланская конница вторглась в Мёзию (Tac., Hist. I, 79, 1-4). Следовательно, они могли оставить материальные свидетельства своего пребывания в Подунавье. Таким образом, мы полагаем, что археологические остатки роксоланов I-II вв. н. э. следует искать, прежде всего, в степях от Дона до Дуная.
При этом представляется примечательным то обстоятельство, что с распространением новой восточной волны в Северном Причерноморье сохраняется традиция впускных, в подпрямо-угольных ямах, северо-ориентированных погребений6. Аналогичные памятники распространяются вплоть до низовий Дуная (Глубокое, Щербака, Плавни). При этом начинают образовываться небольшие могильники, состоящие из нескольких впущенных погребений в один и тот же курган эпохи бронзы (Ханкауцы, Плавни, Чкалово, Каирка, Сасовка), что, вероятно, свидетельствует о постепенном переходе данной этнической группы номадов ко 2-й стадии кочевания по классификации С.А. Плетневой. Ее схема была выработана на материалах средневековых кочевников, но, как показали дальнейшие исследования, она применима и к номадам раннего железного века. А.В. Симоненко уже было отмечено, что сохранившее традицию погребального обряда население та-врийских степей является потомками носителей ранне-сарматской археологической культуры (в котором, напомним, он видит роксоланов).
Погребения - также по-прежнему впускные в курганы предшествующих эпох, умершие лежат вытянуто на спине в прямоугольных и подпрямоугольных могильных ямах, ориентированы в северный полукруг. Что касается сопутствующего инвентаря, то по набору он отвечает предыдущему составу (фибулы, бусы, клинковые мечи, зеркала, лепная и импортная гончарная посуда), но при этом меняются формы и типы. Учитывая тот факт, что эти новации получают распространение по всей Сарматии, то вполне логичным выглядит заключение А.В. Симоненко о смене моды у сарматов, в том числе и роксоланов, Северного Причерноморья, а не самого населения на указанной территории.
По нашему мнению, наличие общих черт в погребальном обряде позволяет видеть в оставившем аналогичные погребальные комплексы II в. до н. э. - начала II в. н. э. в Северном и Северо-Западном Причерноморье населении один этнос, а именно известный античным авторам племенной союз роксоланов.
Очень сложным представляется выделение поздних роксоланских древностей (2-я пол. II - IV вв.). В Нижнем Подунавье роксоланов локализуют Дион Кассий (Cass. Dio. 3. 4. 2) и Иордан (Get. 74-75). Об их активности на границе империи сообщают писатели истории Августов (Элий Спартиан, Юлий Капитолин, Флавий Вописк Сиракузский).
К середине II в. н. э. в среде сарматских племен практически изживает себя традиция впускных погребений. В поздне-сарматское время известны лишь единичные случаи впускных захоронений, наиболее яркими из которых является могильник у с. Приморское. Во II в. н. э. происходит образование в междуречье Дуная и Днестра первых сарматских могильников: Старые Куко-нешты I и II, Петрешты, Новые Бедражи, Васильевка, Алияга, Холмское. Их сопоставляют с роксоланами. Все могильники объединяются наличием сходных погребально-поминальных конструкций: ровиков на могильниках. Аналогичные сооружения известны практически на всей территории распространения позднесарматских памятников. Наиболее же ранние погребальные памятники с квадратными ровиками пока что удалось лишь зафиксировать на средне-сарматских памятниках Верхнего Подонья. В связи с этим, надо полагать, что несколько преждевременным выглядит вывод А.Н. Дзиговского о том, что сарматское население Верхнего Подонья влилось в начале II в. н. э. в племенной союз роксоланов. Скорее всего, данные поминальные сооружения имеют восточные истоки, где квадратные и прямоугольные в плане святилища известны еще с савромат-ской эпохи. По нашему мнению, вопрос о появлении данной погребальной традиции у носителей дунайско-днестровской группы остается открытым. При этом, ключевым в формировании этой традиции являлось влияние восточных пришельцев. Появление же самих могильников, на наш взгляд, может быть объяснено тем, что роксоланы перешли ко 2-й стадии кочевания, когда имеются определенные маршруты кочевий и появляются свои собственные могильники.
Во второй половине III в. прекращают функционировать последние из названных выше могильников. Вряд ли подобное совпадение является случайным. Возможно, что роксоланы оказались поглощены более сильным политическим образованием, и со временем растворились в нем. А с начала IV в. этноним «роксоланы», равно как и «язиги», исчезает из античной литературной традиции.
Таким образом, проведенное исследование позволяет говорить о выделении роксоланских древностей II в. до н. э. - III в. н. э. На данный момент достаточно убедительно удается связывать с роксоланами группу впускных сарматских погребений II в. до н. э. - II в. н. э. в Северном Причерноморье и ряд сарматских могильников II - III в. н.э. в Подунавье. Данная ситуация открывает возможность для анализа материальной культуры и мировоззренческих установок одного из древних европейских народов - роксоланов.
Автор: А.В. Деревянко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев