Ещё одна родина моей крови. Ранее я уже писала, что одна из моих веток- это алтайская ветка. Да, в моем роду были коренные алтайцы. Мы относимся к коренному малочисленному народу- тубалары. Самоназвание туба (тува) кижи, тубалары, а также йыш кижи («лесные люди»). Вообще на Алтае проживают другие коренные народы: челканцы, кумандинцы, теленгиты.
Мой сеок "Кара Тогус", что означает "черная девятка"
Сёоки – родовые связи алтайцев.
В Республике Алтай проживают сегодня представители более 80 сёоков – родов.
«Сёок» буквально означает кость, поскольку у алтайцев считается, что кости ребенку дает отец, а плоть и волосы — мать.
Сёок является эндогамным образованием, то есть люди, вступающие в брак, не должны иметь одинаковую кость.
Находясь на Алтае, я закрыла эту ветку. Как я говорила раньше, я нашла алтайское имя своего прапрадеда.
Основным занятием тубаларов были охота на соболя и марала, собирательство съедобных диких растений (стеблей, корней, клубней, луковиц, орехов и т. п.) и сбор кедрового ореха, которые заготовляли впрок на зиму и на продажу, а также занимались мелким мотыжным земледелием с посевами ячменя, овса и разведением лошадей.
Обувь у тубаларов (ар öдук) с кожаным передом и холщевым голенищем, подвязываемым ниже колена, вместо чулок ноги завертывали в сухую траву ойоҥот (потничная трава). Сапоги зимние шили из камуса, снятого с ног марала, шапку - из войлока, зимнюю шапку покрывали шкуркой утробного мараленка. (Фото обуви👇)
Тубаларская кухня.
В пищу тубалары употребляли преимущественно мясо зверей, ячменную муку из поджаренных зерен ячменя (талкан) и части диких растений, особенно клубни кандыка, луковицы саранки, стебли черемши, ягоды (калины, черемухи) и кедровые орехи. Талкан я не люблю (уже современные вкусы), а вот кедровые орехи это да.
Алтайские лыжи, которые называют камусами. Камус — специальная подкладка на скользящую поверхность лыжи для того, чтобы лыжа не проскальзывала при подъёме.
Первоначально камус изготавливали из жестковолосной части шкуры, снятой с нижней части ног лося, оленя, лошади. Конский камус считается самым лучшим, самым ходким. Самым прочным считается лосиный камус, а самым мягким, не дающим скрипа, — камус северного оленя. Для изготовления камуса также используют мех косули, кабарги, марала, шкуры нерпы.
Шкуры подбирают так, чтобы ворсинки шли вдоль лыжи, параллельно её краям. Если ворсинки при движении будут уходить в стороны, то и лыжи будут уходить в сторону («косить»). Для изготовления камуса из меха животных его обрабатывают так, чтобы он был предельно малой толщины. Затем камус закрепляют на лыжу, прибивая его гвоздями, либо пришивая, либо приклеивая. (Фото лыж👇)
Традиционная религия тубаларов — шаманизм, смешанный с пантеизмом и одушевлением окружающего мира. Ряд божеств распределялся по нескольким слоям небесного мира: на верхнем находился Уш Курбустан (также Уч-Курбустан), на нижних — остальные небожители. По другим данным, верховным божеством выступал Ульген, характерный для мифологии других алтайских народов.
Наиболее почитаемые боги связывались с жизненно-важным для народа промыслом — охотой. Покровителем и помощником охотников считался Шаныр, представлявшийся в виде человека с очень светлыми бровями, посохом из акации, разъезжающего по тайге на быстроногом марале.
Хозяином тайги считался Каным, представлявшийся одетым в панцирь из железа человеком. Каныма, также как бога гор Тезима, персонифицировали в облике горных хребтов, перед которыми раз в три года устраивали жертвоприношения в виде лошади рыжей масти. Поскольку больших табунов тубалары не держали, животное для этих целей покупали.
Обряд производил шаман, игравший важную роль в жизни каждого рода, участвовавший в похоронных, религиозных, промысловых обрядах, лечивший, делавший предсказания, связывающийся с духами предков. Обязательный атрибут шамана — бубен с обручем из кедра и ручкой с антропоморфным наконечником. Для извлечения звуков из бубна применяли колотушку, дополнительно шаман использовал горловое пение, звукоподражание.
Священным деревом тубалары считали кедр. У каждого рода было собственное место для молений возле одного из произрастающих вблизи селения кедров. Возле него совершались моления, камлания, повязывание на ветви цветных лент во время обрядов благодарения. В самих селениях кедры на сажали: считали, что это принесет беды, поскольку домовины также изготавливали из его древесины.
Кедры запрещалось рубить, ломать их ветки, сжигать, плевать рядом с ними, ругаться. Тубалары понимали, что дерево не только дает им питательные орехи, но и помогает существовать всей тайге.
Немного рассказала вам истории своего народа.
А это фото моей бабушки, молодой и красивой. А также брата моего прадеда.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2
Наталья, а в какой период эти народы стали вести так сказать более современный образ жизни? Насколько сейчас распостранен там шаманизм?