Почему Жаклин Дю Пре так рано ушла со сцены и из жизни.
«Я никак не могла заставить свои руки и пальцы подчиняться, потому что не чувствовала их перемещения по грифу и того, что они делают...» Жаклин Дю Пре было суждено ещё при жизни стать великой - её необыкновенный дар поражал самых именитых музыкантов того времени. Сам Мстислав Ростропович, ученицей которого она была, признавался: «За то время, пока Жаклин брала у меня уроки, я многому научился у неё. Не знаю, кто из нас был учителем». Ростропович всерьёз считал, что Жаклин - единственный виолончелист молодого поколения, который мог бы превзойти его собственные достижения.
«Выдающиеся музыкальные способности, ум, сердце, душа и тело - всё слилось воедино и выразилось в этом таланте», - говорили про Жаклин. И неудивительно, что ей прочили блестящее будущее, ведь мировое признание она уже получила, выступая с на самых знаменитых сценах и с лучшими оркестрами Европы и США... Ей рукоплескали огромные залы, ей предлагали миллионные контракты, поклонники её таланта мечтали хотя бы однажды попасть на её концерт... И тут, как гром среди ясного неба, её признание: «Я больше не могу играть...». Её внезапный трагический уход со сцены не укладывался в сознании людей. И лишь позже пришло понимание - выступать Жаклин Дю Пре больше действительно не могла - артистический стул ей пришлось сменить на инвалидную коляску.
Жаклин родилась в 1945 году в Оксфорде, в семье, для которой музыка была одной из важных составляющих жизни. Её мать, Айрис Дю Пре, талантливая пианистка, преподаватель Королевской Академии в Лондоне, стала первым музыкальным учителем Жаклин. Когда девочке было всего четыре года, она услышала по радио игру на виолончели и сразу же попросила родителей купить ей этот инструмент. Ход ее жизни был определён...
В семь лет Жаклин продолжает музыкальное образование в Гилдхоллской школе музыки в Лондоне у Уильяма Плита и в этом же возрасте впервые выступает на публике. В десять лет на международном конкурсе Жаклин выигрывает премию имени Гильермины Суджи для молодых виолончелистов, но всё равно много занимается: берёт частные уроки у Поля Тортелье в Париже, у Пабло Казальса в Швейцарии... В 1960 году она завершает обучение в музыкальной школе Guildhall с золотой медалью и в 15 лет становится лауреатом премии «Куинз прайз» для молодых музыкантов. Уже тогда многие известные музыканты, дирижеры и музыкальные критики заговорили о Жаклин Дю Пре, как о выдающейся виолончелистке.
⠀
В 1961 году Жаклин получает в дар свою первую виолончель Страдивари (это был оригинал 1673 года) - подарок от тайного поклонника, имя которого так и осталось неизвестным. А в следующем году состоялся дебют Жаклин Дю Пре в Вигмор-Холле в Лондоне, где она исполнила с симфоническим оркестром виолончельный концерт Эдварда Элгара. Это выступление и запись того же концерта принесли ей поистине мировую известность - тогда она была признана одной из самых лучших исполнителей на виолончели. А ведь ей было всего 17 лет! «Манера её игры, застенчивая и в то же время смелая, была не только выразительна, но отличалась высокой точностью, полнотой и чистотой тона», - писал музыкальный критик по итогам её игры.
⠀
В 1966 году Жаклин Дю Пре приехала в СССР, чтобы стажироваться под руководством пианиста и виолончелиста, народного артиста Мстислава Ростроповича. Но это был не первый приезд Жаклин в Москву. Незадолго до этого она приехала в столицу СССР, чтобы выступить на конкурсе им. П. И. Чайковского, где пробовали свои силы молодые таланты. Ростропович, бывший тогда председателем жюри, отговорил её от участия в нём, обосновав это тем, что Жаклин - уже сформировавшаяся виолончелистка мирового уровня, и, приняв участие в конкурсе, она гарантированно получит первую премию, что лишает конкурс интриги, а более молодых музыкантов - воли к соревнованию. В итоге Жаклин согласилась и не стала подавать заявку на участие.
А вместо этого Ростропович пригласил её стажироваться к себе в Московской консерватории. Конечно, она не упустила такую возможность и простажировалась в его классе с января по май 1966 года. Кто-то из музыкантов, присутствовавших на одном из таких уроков, рассказывал: «Играли концерт Дворжака. Ростропович был в восторге! От избытка чувств он сел за второй рояль и вместе с другим аккомпаниатором стал аккомпанировать Жаклин. Но она своим звуком перекрыла оба рояля! Все мы, сидящие поодаль в зале, словно вросли в свои кресла - настолько это было невероятно!»
⠀
Мстислав Ростропович, кстати, высоко ценил талант Жаклин Дю Пре и не считал унизительным для себя признавать, что она во многом превосходит его достижения. Жаклин же преклонялась перед своим учителем и говорила, что до его уровня ей ещё расти и расти.
⠀
«Я за всю жизнь видела единственного «правильного» музыканта, - вспоминала Ольга Ростропович, дочь Мстислава Леопольдовича. - Помню, я была совершенно потрясена. У папы в Москве занималась Жаклин Дю Пре. Она часто приходила к нам домой, а я тогда как раз только приступила к виолончели и просто ненавидела всё, что связано с бесконечным просиживанием у инструмента. И вот я спросила Жаклин: «Много ли ты занимаешься?» — «Да, часов 6-7» (она, кстати, неплохо говорила по-русски). Я говорю: «Как же — вот так каждый день? Почему так много?!» — «А потому что я очень люблю заниматься!» ... Я минут пять не могла поверить своим ушам, подумала: «Может, она по-русски не очень понимает?» — и ещё по-английски переспросила. И мы с ней долго на эту тему беседовали...» Некоторое объяснение этому дала Галина Вишневская, жена Мстислава Ростроповича: «Всё дело в том, что Жаклин и сама была музыкой. В её мимике, в каждом взмахе смычка, в каждом её жесте - музыка становилась словно осязаемой... Жаклин буквально жила ею».
В 1967 году Жаклин Дю Пре вышла замуж. Её избранником стал пианист и дирижёр Даниэль Баренбойм, и это был очень гармоничный союз. Они были счастливы, мечтали о детях и строили планы на долгую жизнь. Казалось, что молодых людей ждёт блестящее будущее... Но потом случилась беда. 28-летнюю Жаклин поразил недуг, который отобрал у неё возможность играть и дарить людям музыку.
⠀
Жаклин не могла точно определить время, когда она перестала чувствовать свои пальцы и руки. Сперва она была слишком занята концертными поездками по всему миру и не обращала внимание на некоторое покалывание в руках, немеющие ноги и слабеющее зрение. Но в 1973 году она оказалась на гастролях в США, где в Нью-Йоркском Линкольн-центре она должна была исполнить Двойной концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром. Партнёром Жаклин был скрипач Пинхас Цукерман, на глазах которого происходило что-то непонятное. Да и для Жаклин ситуация оказалась непредвиденной.
«Начальная каденция концерта — самая трудная, - вспоминала она. - На репетиции мне она никак не давалась. Мне было стыдно, но все были со мною очень милыми, полагая, что я просто нервничаю. А я никак не могла понять, что со мной происходит. В тот вечер я приехала в концертный зал, но не смогла открыть футляр виолончели и взять инструмент в руки. Меня охватила самая настоящая паника. Мой выход на сцену был для меня шествием на плаху. Я никак не могла заставить свои руки и пальцы подчиняться, потому что не чувствовала их перемещения по грифу и того, что они делают...». Это было последнее публичное выступление виолончелистки Жаклин Дю Пре. Вскоре врачи поставили неутешительный диагноз - рассеянный склероз, и кроме слабости в руках и ногах у Жаклин появились и все другие, сопутствующие этой болезни симптомы: снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость, ухудшение памяти... Это был крах всего, чему она отдавала свою жизнь.
⠀
Однажды Израильский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты гастролировал в Лондоне, в Альберт- Холле. И вот, раскланиваясь на овации, Мета вдруг увидел в проходе инвалидное кресло, в котором сидела Жаклин Дю Пре — неподвижная, прикованная к своей каталке. Мета поднял руку и сказал: «В этом зале находится большой друг нашего оркестра — Жаклин Дю Пре. В её честь мы сыграем её любимую вещь — «Адажио» из Десятой симфонии Густава Малера». Сказал — и повернулся к оркестру с помертвевшим лицом, ведь Адажио — хоть и проникновенное, но очень печальное, даже немного траурное произведение...
⠀
Жаклин и вправду любила сочинение Малера, но в данной ситуации его исполнение было весьма двусмысленно. Однако пути назад не было, и Мета поднял дирижёрскую палочку... Сперва заплакали оркестрантки, потом оркестранты, а потом и сам Мета. А когда затих последний звук, дирижёр не нашёл в себе сил обернуться к молчащему залу, так и остался стоять с опущенными руками. И вот тогда в этой тягостной тишине раздались один за другим два негромких хлопка... Никто не знает, каким чудом Жаклин удалось сдвинуть парализованные сухие руки, но она это сделала.
⠀
«Я очень везучая, — говорила о себе Жаклин. — У меня была очень яркая, насыщенная событиями жизнь. Я любила виолончель, и она доставила мне много радостных лет. Ведь мне удалось сыграть весь существующий для виолончели репертуар. Нет ни одного произведения, написанного для виолончели, чтобы я не исполнила его...»
⠀
«Жаклин — исключительный человек, - говорил её муж Даниэль Баренбойм. -Она нуждается в постоянной помощи, но не плачется над своим несчастьем. Она никогда не жаловалась и не ждёт, чтобы её жалели. Она постоянно даёт мне понять, что я могу и должен продолжать делать всё, к чему меня обязывает моё музыкальное призвание». В январе 1978 года Даниэль дал фортепианный концерт в «Фестивал Холл», сбор с которого положил начало фонду имени Жаклин Дю Пре, предназначающегося для финансирования научных исследований средств борьбы с рассеянным склерозом. Вот только сам Даниэль не смог остаться до конца верным Жаклин: ещё с начала 1980-х годов спутницей Баренбойма стала пианистка Елена Башкирова - они оформили брак в 1988 году. Двое их детей были рождены ещё при жизни Жаклин Дю Пре.
Жизнь талантливой виолончелистки, звезда которой так ярко и стремительно зажглась и так внезапно потухла в самом расцвете лет, могла бы стать примером для многих из нас. Она старалась на полную мощь использовать свой талант и даже, когда суровая болезнь не позволила ей заниматься любимым делом, она нашла себе другие полноценные занятия: Жаклин преподавала, готовила новое издание Элгара, делала записи музыкальных произведений, много читала, вернее, слушала чтение, ведь болезнь уже не позволяла ей читать. Она не потеряла ясности ума, спокойствия духа, приветливости и человеческого обаяния - все, кто приезжали навестить её, отмечали её удивительное мужество, жизнерадостность и стремление жить. И это не смотря на то, её диагноз не давал никаких шансов на долгую жизнь.
Так и случилось - Жаклин Дю Пре ушла в возрасте 42-х лет, навсегда оставшись в памяти и сердцах людей, любивших и её саму, и её музыку.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев