История певицы Лины Кавальери, которую называли самой красивой женщиной мира.
Лина Кавальери... В начале ХХ века не было в мире человека, который не слышал бы этого имени и не видел бы прекрасного лица, смотревшего с театральных афиш и почтовых открыток. Мир сходил с ума по этой женщине - до неё такой ошеломляющей популярностью не пользовался никто. Газеты чуть ли не в каждом номере печатали последние новости из её жизни: с кем она выходила на прогулку, что ела на завтрак и как провела вечер... Публика с жадностью изучала каждый её портрет: прической а-ля Кавальери щеголяла чуть ли не каждая вторая модница; её наряды тут же копировались журналами. Даже её фамилию тиражировали: на афишах театров мелькали имена Вирджинии Кавальери, Эмилии Кавальери, Марии Кавальери... Все, разумеется, были «однофамилицами от рождения».
Книга с рецептами сохранения и преумножения красоты от Лины Кавальери до Первой Мировой войны пользовалась невероятным спросом. Ещё бы! Итальянская певица чуть ли не официально считалась самой красивой женщиной в мире – и постоянно так упоминалась. Многие называют её создательницей профессии фотомодели: самую красивую женщину мира постоянно снимали для открыток и рекламы, и открытки эти тоже, конечно, разлетались мгновенно. И уж, конечно, когда появилось кино, Лина стала кинозвездой.
Безумие по Лине Кавальери было всеобщим, опасным и дорогостоящим. Каждый день она получала тысячи любимых ею роз и орхидей. Мужчины шли на любые уловки, чтобы быть ближе к неподражаемой красавице.
Молодой герцог родом из Сицилии устроился к Кавальери на работу в качестве личного шофера. А через два месяца предложил Лине стать его женой. Но она лишь рассмеялась в ответ.
— Любить вас — это безумие, — воскликнул герцог, — вы влюблены только в своё искусство.
Отвергнутый герцог отдал Лине форменную фуражку шофера, деньги, полученные в качестве жалованья, и преподнес бриллиантовое кольцо. А затем уехал в Австралию, чтобы залечить сердечную рану.
Нужно сказать, что влюбленный аристократ был не первым и не последним отвергнутым женихом: 840 мужчин предлагали Лине Кавальери руку и сердце — и все получили решительный отказ, а семеро из них так и не смогли перенести холодность красавицы и покончили жизнь самоубийством.
⠀
Биографы Лины Кавальери готовы поклясться, что количество цветов и поклонников подсчитано абсолютно точно, и всё же в рассказе о самой красивой женщине начала ХХ века многому придётся поверить на слово. Подлинные факты её биографии, как это часто бывает в случаях знаменитостей, переплетаются со сплетнями, слухами и газетными вымыслами. Точно известно, что родилась она в городке Витербо недалеко от Рима 25 декабря 1874 года. Девочку, появившуюся на свет в Рождество, счастливые родители назвали Наталиной. В католических странах это имя связано с латинским словосочетанием Natalis Domini, что означает Рождество Господне. Однако Наталина не очень любила своё имя и требовала, чтобы все звали её Линой. Так и прожила она всю свою жизнь и осталась в истории под этим именем.
⠀
Семья Кавальери была настолько бедной, что ни о каком серьезном образовании детей (их было пятеро в семье) речи идти не могло. Отец Лины служил архитектором в строительной фирме, но так случилось, что его уволили, и больше он не смог найти достойную работу.
Трудовая жизнь Лины началась в тринадцать лет. Она продавала фиалки на улице, училась шитью, работала упаковщицей газет в типографии и всегда пела. Конечно, в Италии поразить кого-то пением очень сложно, но у Лины получилось.
«Нашим соседом был учитель музыки. Он заметил мой талант и давал мне бесплатные уроки пения, — рассказывала в одном из интервью Лина Кавальери. — В 14 лет я начала петь в Риме в грязном дешевом ресторане на площади Навона. Моя милая мама каждый вечер провожала меня до ресторана. Мы шли пешком. Для нас было слишком большой роскошью ехать на трамвае. У меня был довольно жалкий репертуар, но успех был мгновенным. Хозяин ресторана платил мне одну лиру за вечер, но уже через месяц я получала 15 лир».
«Если бы я имел тысячу лир в месяц, то был бы абсолютно счастлив», — поётся в весёлой итальянской песенке. И путь от одной лиры, которую Лина Кавальери зарабатывала за вечер, к заветной тысяче лир оказался очень коротким. Уже вскоре хозяева римских ресторанов и кафешантанов боролись за право написать имя Кавальери на афишах своих увеселительных заведений. И каждое новое предложение означало увеличение гонорара. Кавальери утверждала, что у неё с детства был прекрасный голос, однако из воспоминаний современников следует, что голосок у Лины был слабенький, писклявый, и двигалась она по сцене неуклюже, сопровождая своё далеко не ангельское пение беспомощными жестами. Но кого волнует пение, если на сцену выходит юная красавица с невероятными глазами? Посмотреть на юное создание божественной красоты приходили сотни мужчин, но никому из них не удавалось приблизиться к ней даже на метр. После выступления в очередном ресторане Кавальери с гордо поднятой головой проходила мимо беснующейся толпы. Мужчинам оставалось только смотреть ей вслед да кричать неприличные шуточки. Но Лина не обращала внимания на назойливых поклонников. «Несмотря на моё низкое происхождение, я всегда держала себя как гранд-дама, как важная сеньора, — рассказывала позже Кавальери. — Моё главное правило — никогда не расслабляться на людях. На публике женщина должна держаться, как солдат на параде».
⠀
Вечера, на которых выступала Лина, собирали настоящие аншлаги. Со временем владельцы лучших заведений Италии стали предлагать ей крупные гонорары за одно лишь выступление.
И объехав с гастролями всю Италию, Кавальери с гордо поднятой головой явилась в Париж. Она подписала выгодный контракт в кабаре «Фоли-Бержер», и начала выступать с женским музыкальным ансамблем, радуя публику пикантным акцентом во французских песенках и необычной манерой танца. В итоге и в Париже она произвела фурор. Овациям не было конца. Однажды во время очередного представления публика впала в такой раж, что, выбежав на сцену, мужчины начали крушить эстраду.
Именно в Париже Кавальери засияла как эстрадная звезда первой величины. Теперь лучшие европейские варьете считали за честь ангажировать модную артистку. Но она мечтала поехать в Россию, и вскоре подписала контракт с русскими антрепренёрами. Так Кавальери отправилась в Петербург.
⠀
Выступление Кавальери в столице России произвело невероятный фурор. 26 августа 1898 года газета «Петербургский листок» с восторгом рассказывала о бенефисе Кавальери: «С потолка спускается какой-то шар из цветов в человеческий рост, и на сцену подают корзины цветов — одну, другую, третью, дюжину корзин самых причудливых фасонов. Но вот и Кавальери. Театр дрогнул от рукоплесканий, когда она появилась на сцене в гондоле, покрытой цветами. Хорошенькая головка как нельзя более гармонирует с её драгоценным туалетом. Ей аплодируют и подносят массу цветов».
«Музыка! Смычки, струны, феерический вид оркестра... Драгоценное имя шелестит по губам... Имя, принадлежащее Красоте, ни с чем не сравненной, потому что она — Первая в мире! Лина Кавальери. Она вошла в зал, окруженная свитой, и я помню точеный профиль величавой и прекрасной женщины, знаменитой актрисы. Что-то жемчужное. Темноволосое. Темноглазое. И с протянутой руки ожившей статуи — текущая пена кружев», - так описывала свои впечатления от увиденного сестра поэтессы Марины Цветаевой, Анастасия.
⠀
В России популярность Кавальери превратилась в манию. Один петербургский торговец утверждал, что продал не меньше миллиона открыток с изображением прекрасной итальянки. Писатель Константин Паустовский рассказывал, как приехал в Киев к брату, вошёл в комнату и обомлел: Лина Кавальери смотрела на него с бесчисленного количества открыток, прикрепленных к стенам заржавевшими кнопками, «даже обоев было не видно».
Так Кавальери превратилась в икону стиля. На балах, в театрах, на улицах — везде и всюду можно было встретить женщин, одетых и причесанных а-ля Кавальери, но это были всего лишь бледные копии неподражаемой красавицы.
Однако такой успех не вскружил Лине голову, более того, она была недовольна. «Я всегда была неотразимой чаровницей, неприступной сиреной, красивее всех женщин, - напишет она. - На балах именно я становилась королевой, которую пожирали жадными взглядами, но моя красота — мой самый большой враг, меня ценили за мою внешность, а не за мой талант».
Хотя Кавальери и жаловалась на свою красоту, но именно внешность помогла ей стать фотомоделью, причем одной из первых в мире. Известный парижский фотограф Леопольд Эмиль Рутлингер заработал состояние, фотографируя дам высшего общества и парижских знаменитостей. Фотограф приглашал для съемок самых красивых женщин, но появилась Кавальери — и затмила всех. Почтовые открытки с ее изображением разлетались по всему свету, и слава Кавальери стала мировой.
«Каждая женщина очаровательна по-своему и может соблазнить любого мужчину. Очарование кроется в повороте головы, в движении рук, в звуках голоса, во взгляде, в смехе или в грусти. У каждой женщины есть свой арсенал орудий обольщения, свои секретные чары, — рассуждала Кавальери. — Я знала некрасивых женщин, которые покоряли мужчин грацией, манерами, умом и добрым сердцем. Если женщина некрасива, это значит, что её красота состоит в чем-то другом. Дурнушки должны находить в этом утешение».
⠀
После своего грандиозного успеха в России Кавальери стала желанной гостьей в домах петербургской знати, и однажды на одном таком балу она встретила свою любовь. Воспоминания об этой первой встрече она описала в своей книге «Правда обо мне». «Среди многочисленных гостей бала я заметила симпатичного офицера, - пишет она, - который сидел в нише у окна и рассеянно листал какой-то журнал, прерывая чтение глотками ликера». Несколько минут Лина наблюдала за таинственным незнакомцем. И тут вдруг молодой человек побледнел и упал в обморок. Кавальери из сострадания, а ещё больше из-за внезапно вспыхнувшей симпатии последовала в комнату, куда его поместили: «Когда он вновь открыл глаза, то увидел меня у своего изголовья вместе с врачом и двумя другими офицерами... .Его глаза пристально смотрели на меня со странным выражением. Не обращая внимания на остальных, он тихо произнес:
— Вы? Спасибо. Какую шутку сыграло со мной моё сердце!..
Он опять взглянул на меня с нежностью. Затем поднялся, кликнул свои сани и, поддерживаемый двумя друзьями, покинул праздник. Прежде чем уйти, он поклонился мне и сказал вполголоса, будто слова его шли из глубины души:
— Позволите ли мне увидеть вас ещё?
Я почувствовала, как сильно забилось сердце у меня в груди.
— Конечно! — отвечала я, как во сне. — Когда угодно!..
Он поцеловал мне руку, прикоснувшись к ней холодными и трепещущими губами, закутался в шинель и вышел в снежную ночь…»
Так начался их роман, свидетелем которого стал весь светский Петербург.
⠀
Этим таинственным незнакомцем был Александр Барятинский, выпускник Пажеского корпуса, адъютант герцога Евгения Лейхтенбергского, офицер Нижегородского драгунского полка. Князь Барятинский был одним из богатейших людей России, что позволяло ему вести роскошную и бездумную жизнь. Первые красавицы Москвы и Петербурга мечтали заполучить князя Барятинского в мужья. Но он не торопился жениться. До тех пор, пока не повстречал Лину Кавальери. Сама Кавальери уверяла, что уже через месяц после первой встречи князь Барятинский сделал ей предложение, и они обвенчались в домовой церкви его дворца, но никаких документов, подтверждающих брак, не существует. Вполне возможно, что влюбленные обменялись в храме романтическими клятвами, но до женитьбы дело не дошло - по многим причинам.
У князя Александра Барятинского был младший брат Владимир. В 1896 году он женился на актрисе Лидии Яворской, и для родителей такой неравный брак стал страшным ударом. Они отлучили младшего сына от дома, выставив за дверь и его самого, и его жену-актрису. Поэтому несложно представить себе, что испытали князья Барятинские, узнав, что старший сын хочет взять в жены ресторанную певичку! К тому же совсем некстати выяснилось, что у неприступной Кавальери есть... семилетний незаконнорожденный сын. По слухам, это был плод любви юной Лины и её первого учителя музыки. Сама она никогда не рассказывала историю его появления на свет.
Несмотря на то, что родители были категорически против, Александр Барятинский и Лина Кавальери стали жить вместе. Молодой князь настолько сильно любил свою избранницу, что готов был на всё и угождал любым её капризам. Его деньги так и текли в карманы петербургских ювелиров, которые изготавливали для Кавальери роскошные украшения. 6 декабря 1899 года «Петербургская газета» рассказала, как Кавальери появилась на открытии ресторана «Медведь»: «Голову её украшала огромная диадема из крупных бриллиантов в виде короны; на всю грудь, открытую благодаря сильно декольтированному платью, спускалось ожерелье из нескольких рядов сапфиров, а к корсажу на груди был приколот лист, также из бриллиантов и сапфиров, величиною и формою в натуральный лист каштана. На итальянской красавице было надето бриллиантов, по самой скромной оценке, тысяч на двести».
А вскоре коллекция драгоценностей Лины Кавальери пополнилась изумрудным гарнитуром за 150 тысяч рублей и украшениями из рубинов за 60 тысяч. Ожерелье из самых редких жемчужин было заказано Барятинским у придворного ювелира Карла Фаберже и оценивалось в 180 тысяч рублей. Однако самым ценным подарком расточительного князя оказались не дорогие побрякушки. Лина решила стать оперной певицей, посчитав, что жене русского князя не пристало петь в ресторанах. Князь Барятинский оплатил курс вокала у известной преподавательницы и певицы Маддалены Мариани-Мази, и за полтора года упорного труда голос Кавальери развился, окреп и выровнялся во всех регистрах. Вскоре она успешно дебютировала в Мадриде, пела в Варшавском оперном театре и в начале 1901 года вернулась в Петербург.
⠀
Но это было грустное возвращение. Незадолго до этого Александр Барятинский просил у императора Николая II дать ему разрешение на женитьбу на Кавальери. Но император тоже дал отказ. Причиной высочайшего отказа стали, прежде всего, законы того времени: офицер в случае женитьбы на «певице, имеющей незаконнорождённого сына» был бы вынужден подать в отставку. Ведь офицер, принадлежал к одной из знатнейших русских фамилий, просто не мог дискредитировать семью подобным браком.
Когда Кавальери вернулась в Петербург, её настигло страшное известие: князь Александр Барятинский посватался к светлейшей княжне Екатерине Александровне Юрьевской и получил согласие. Кавальери считала, что это Николай II принудил князя жениться на нелюбимой женщине: «Саша подчинился воле двора, как всякий военный обязан подчиниться приказаниям старшего по званию. Его душа окаменела от горя, он был похож на дерево, лишившееся корней».
Счастливую соперницу Кавальери называла «княгиней Барятинской № 2» и говорила, что князь «одевал её так же, как одевалась я. Он заставлял её пользоваться моими духами. Он давал ей ласковые имена, которыми называл меня когда-то».
Однако Лина Кавальери не решилась расстаться с любимым и нашла очень оригинальный способ этого не делать: она стала подругой его жены. Так супруги Барятинские и Лина Кавальери превратились в неразлучную троицу. Они всюду бывали вместе, останавливались в одном отеле во время путешествий и расставались только на время гастролей Лины.
⠀
А её оперная карьера складывалась невероятно успешно. В пении Кавальери можно было отыскать огрехи, но зрители шутили, что такая красавица имеет право немного фальшивить. Говорили, что именно Кавальери принесла на оперную сцену молодость, красоту и живое, неподдельное чувство. Сердце её разрывалось от любви и страданий, но мир не видел её слез — Кавальери была так же прекрасна и неотразима. Более того, её страдания обогатили исполняемые ею арии новыми красками, и зрительный зал просто рыдал, слушая пение божественной красавицы. Иногда она так входила в роль, что не могла сдержать захлёстывавших её эмоций. В 1906 году в Нью-Йорке Кавальери пела в опере «Феодора» с Энрико Карузо.
— Я люблю тебя, Феодора! — пропел Карузо.
Кавальери упала в его объятия и запечатлела на губах страстный чувственный поцелуй. Публика была в шоке. Такого на оперной сцене ещё не видели. В борьбе за зрительский успех Кавальери умело использовала весь арсенал женского обаяния. В опере Массне «Таис» она выходила на сцену, завернувшись в голубую шаль, потом сбрасывала лёгкую ткань и оставалась в прозрачном костюме.
Гастролируя по городам, Кавальери возила с собой всю свою коллекцию драгоценностей, и нередко выходила на сцену, буквально с ног до головы увешанная бриллиантами и жемчугами. Однажды, выступая в Харькове, оперная дива побоялась оставить свои драгоценности в сейфе гостиницы и решила надеть все на себя. «Я предстала перед изумленной публикой буквально с головы до ног покрытая моими жемчугами, бриллиантами, рубинами и сапфирами — частью надетыми, частью нашитыми на костюм». Кавальери пела в тот день партию Виолетты в опере «Травиата» - хрупкая, умирающая от чахотки Виолетта была буквально увита драгоценностями на сумму более трех миллионов рублей.
⠀
Князь Барятинский до последнего удара сердца любил Кавальери и переживал, что они не могут быть вместе. И заливал своё личное горе алкоголем. Князь скончался от сердечного приступа 8 марта 1910 года, не дожив и до 40 лет. Кавальери всегда считала себя законной женой князя Барятинского и долгие годы отвергала даже самые лестные предложения руки и сердца.
Однажды она всё-таки приняла предложение американского миллионера Роберта Чендлера, но этот брак продлился всего неделю. Миллионер увидел, сколько денег Кавальери потратила за семь дней, — и потребовал развода. В итоге по брачному контракту Лина получила всю недвижимость мужа: два имения и четыре особняка в Нью-Йорке. А уже после смерти князя Барятинского, в 1913 году, Кавальери стала женой оперного певца Люсьена Мураторе. В следующем году родилась их дочь Елена, и в 40 лет Кавальери решила закончить свою карьеру певицы.
Уйдя со сцены, Лина захотела стать актрисой. Впервые она снялась в 1914 году, в главной роли в кино-версии оперы «Манон Леско», которую продюсировал её муж. Реклама одного из фильмов с её участием гласила: «Костюмы героини — последние парижские новинки. На экране видна личная вилла Кавальери, её украшения стоимостью в 2 миллиона франков и шиншилловое манто стоимостью в 250 тысяч». Лина продемонстрировала свои драгоценности и наряды в семи фильмах и заскучала, да и роли ей уже предлагали возрастные. И Кавальери решила снова сменить род деятельности.
Теперь она открыла косметический салон и опубликовала книгу «Мои секреты красоты», которая произвела такой же невероятный фурор, как и всё, что было связано с именем Кавальери. Лина разработала собственные рецепты кремов, шампуней и притираний, которыми щедро делилась в своей книге. «Если вы хотите быть красивой, обеими руками ухватитесь за молодость и, чтобы сохранить молодость, никогда не доводите себя до усталости. Покой, покой, много покоя! Это краеугольный камень храма красоты», — советовала Кавальери.
⠀
В 1927 году она развелась с мужем и вышла замуж за автогонщика Джованни Кампари, который был на 18 лет моложе неё. Однако семейное счастье было недолгим: в 1933 году Кампари разбился во время гонок серии Гран-при.
⠀
Во время Второй мировой войны Лина Кавальери жила в Италии в тихом местечке Фьезоле. Хотя в деревушке не было военных объектов, 7 февраля 1944 года американская авиация бомбила жилые дома. Пока её прислуга спасалась в бомбоубежище, Кавальери собирала свои драгоценности. В итоге 69-летняя женщина, звезда «прекрасной эпохи», погибла под обломками своего дома.
Лина Кавальери умерла, но и спустя столько лет ее образ продолжает оставаться востребованным и вдохновлять художников, поэтов и писателей. По мотивам её биографии были написаны книги, пьесы, поставлены мюзиклы и сняты фильмы - причём два из них при её жизни (1920 году – с Дорис Кин в главной роли и в 1930- с Гретой Гарбо). В 1955 году итальянская актриса Джина Лоллобриджида сыграла Лину Кавальери в фильме «Самая красивая женщина в мире», получив за эту роль приз «Давид ди Донателло» как лучшей актрисе.
Фильмы с участием Лины Кавальери, многочисленные фотографии и открытки с её изображением, её книги - всё это осталось в память о женщине, ставшей символом своей эпохи. И это чудо, что сохранились записи певицы, и даже сегодня, спустя век, мы можем услышать голос Лины Кавальери...
©️
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев