Вспыхивай живой огонь,
Речка быстрая омой,
Все печали с сердца вон,
Ночь купальную открой…
Велес кинет вдаль весло…
Прыгнет, гикнет сквозь костер,
Вертит солнце колесо,
Руки праведник простер…
Кто крещен очисти грех,
Девушка плетет венок…
Праздник плоти и утех,
Звездный плат под завиток…
Все быстрее хоровод…
Блеск луны в вершине вод
Парень девушку ведет…
Будто просит, будто ждет…
Ленты вьются на ветвях,
Ветер свищет, ветер жжет
Конь хрипит в чужих руках,
Ванька девку увезет…
Чу, горит в ночи цветок…
Манит клады показать
Милка ляг под бережок…
Я сейчас…Пропал как тать…
07.07.2024г.
День Ивана Купалы (Иванов день, Праздник летнего солнцеворота или Иван-травник) — один из самых известных славянских праздников. Изначально он был посвящен летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. Как и когда появился необычный праздник, никто точно не знает.
Как праздник связан с христианством
День Ивана Купалы — очевидно языческий праздник, но его традиции слились с христианскими. По названию и дате Иван Купала совпадает с Рождеством Иоанна Предтечи (Крестителя): Иван — Иоанн, Купала — Креститель. Слово «купать» изначально употреблялось в значении «омовение», «ритуальное погружение в воду». «Купала» в таком случае означает «купатель, погружатель».
Огонь — означает солнце:
Вода — означает природу;
Растения — означают жизнь.
Основные обряды на Ивана Купалу проводились после захода солнца у воды. Обязательным атрибутом такого гулянья был костер. До середины ХХ века в некоторых регионах даже сохранялся древний обычай получения огня трением — так называемый «живой огонь». Такой огонь считался магическим, а процесс его разжигания уже был сакральным действием.
Костер становился центром торжества, вокруг него водили хороводы, устраивали танцы и песни, через костер прыгали. В некоторых регионах этот обычай считался очистительным: по поверьям, женщина, прыгнувшая через огонь, получала защиту от болезней и нападений нечистой силы.
Поиски цветущего папоротника
Согласно поверьям, папоротник цветет один раз в год в ночь на Ивана Купалу. Люди верили, что тот, кому суждено найти цветущее растение, разбогатеет, сможет видеть будущее и даже разговаривать с животными. Конечно, никому не удавалось отыскать несуществующий цветок папоротника.
Этому поверью даже посвящена повесть Николая Гоголя «Вечер накануне Ивана Купалы». По сюжету батрак Петро с помощью принявшего человеческое обличье дьявола находит цветок папоротника и клад. Благодаря внезапно появившемуся богатству, Петро женится на дочери зажиточного казака, однако вскоре заболевает и исчезает. После пропажи Петро вместо клада в мешках находят одни черепки.
Особое место в празднике занимали хороводы у выбранной заранее березы, клена или яблони, украшенной лентами и венками. Дерево считалось символом раннего молодого цветения, жизни и плодородия. Девушки водили вокруг него хороводы и пели песни, призывая таким образом женихов.
Ритуальные бесчинства
У славян в праздник Ивана Купалы была еще одна необычная традиция. Молодые люди всю ночь хулиганили: крали у соседей дрова, пачкали окна, переворачивали лодки и даже угоняли коней. Люди верили, что таким образом они защищали местных жителей от злых духов.
Изготовление кукол
С приходом христианства на Русь в праздновании дня Ивана Купалы появилась крестовая символика в обрядах. Например, в деревнях изготавливали куклу «Ваньку» в форме креста из двух палок, затем делали «лицо» из овощей, яиц и цветов.
Съедобные части куклы съедали за большим застольем, а чучело топили утром в ближайшей реке. Обычно такой ритуал связывали с приходом богатого урожая.
Сохранившиеся до наших дней традиции праздника:
обливание водой;
пускание венков по воде;
прыжки через костер;
вождение хороводов;
гадание.
Однако к языческим традициям Русская православная церковь относится негативно. Протоиерей, церковный публицист Максим Первозванский подчеркивает, что 7 июля православные верующие отмечают именно
Рождество Иоанна Предтечи.
Иоанн вел самый строгий образ жизни — он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, препоясанной кожаным поясом, не пил вина, питался только диким медом и акридами (род саранчи), постоянно пребывал в молитве. Именно таким образом Иоанн готовил себя к служению народу Израиля и Своему Господу.
Я крещу вас водою, но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
Важны также те слова, которые сказал пророк Иоанн людям о Господе Иисусе Христе (имея в виду смысл прихода Господа в мир): «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29).
К Иоанну Крестителю, как проповеднику покаяния, обращаются с молитвами о понимании своих прегрешений, о приобщении к церкви некрещеных людей, обращаются за духовной поддержкой во время длительных постов
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев