"О различных точках зрения на формирование понятия грех"
А) Первая точка зрения
Термин «грех», включая производные от него формы, встречается в канонической части Библии Синодального издания 958 раз, причем данный термин впервые появляется в книге Бытие 4: 7. Под грехом обычно понимается нарушение (делом, словом, мыслью) воли Божией, выраженной в заповедях (заветах, уставах, законах, определениях, постановлениях, повелениях) Божиих. С данной точки зрения, для факта греха необходимо наличие закона. Вместе с этим незнание или непонимание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, или неосознанный (из-за незнания или непонимания) грех также вменяется в вину.
Так в Ветхом Завете говорится о виновности за непреднамеренный грех (то есть грех, совершенный по ошибке, по незнанию) и необходимости принесения жертвы за него (книга Левит 4:1–35; 5:1–19). Другим подтверждением данного мнения, по-видимому, могут служить приведенные в Псалмах просьбы к Богу: научить Своим уставам (Псалом 118:12, 64); не скрывать Своих заповедей (Псалом 118:19); дать уразуметь Свои повеления (Псалом 118:27); вразумить (Псалом 118:34); указать Свои пути (научить путям Своим) (Псалом 24:4; 26:11). В Новом Завете об этом сказано так: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Евангелие от Луки 12:47, 48).
Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Господь часто промыслительно скрывает от нас волю Свою, ведая, что мы и познавши ее, преслушались бы и заслужили бы сим большее наказание» (Слово 26, глава 119); «Господу, по особенному Его о нас смотрению, нередко бывает угодно скрывать от нас волю Свою, ибо ведает Он, что мы, узнав волю Его, не послушали бы ее и за это понесли бы уже тягчайшие наказания» (Слово о различении помыслов и прочее).
Именно из-за вменения в вину неосознанного греха мы и просим Бога простить прегрешения наши, совершенные бессознательно, невольно и неведомо для нас: «... прости нам прегрешения наши, совершенные нами... сознательно или бессознательно...» (Молитвы утренние. Молитва 5-я святителя Василия Великого); «.. и прости им все согрешения вольные и невольные…» (Молитвы утренние. Молитва о усопших); «...прости ... вольные мои грехи и невольные, ведомые и неведомые...» (Молитвы вечерние. Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу); «Боже, отпусти, оставь, прости мне согрешения мои, которыми я согрешил перед Тобою... вольно или невольно...» (Последование ко Святому Причащению. Молитва святителя Иоанна Златоустого, 7-я).
Приведем также определение термина «грех» из энциклопедии «Религия»: «Грех: в иудаизме и христианстве – действие вопреки воле Бога, отступление от Завета с Ним, от Его заповедей, прежде всего тех, которые содержатся в Декалоге. В христианской традиции – в общем понимании (изложение П. П. Васильева) – всякое (и свободное, и сознательное; и несвободное, и бессознательное) отступление делом, словом и помышлением от заповедей Божьих и нарушение Закона Божьего. Грех происходит от злоупотреблений разума и воли разумных существ, от замены святой Его Воли своею» (Смотри «Грех»).
Отметим, что закон обратной силы не имеет. Иначе говоря, в настоящее время не вменяется в вину поступок, который в будущем (в соответствии с будущем законом) будет признан греховным. Такая точка зрения вполне соответствует и гражданскому (светскому) пониманию преступления.
Примером такого поступка может являться следующее. Авраам был женат на дочери своего отца – Сарре (Бытие 20:12). Такой брак в дальнейшем стал греховным, так как в одной из заповедей, данных Богом Израилю через Моисея, сказано: «Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего или дочерью матери своей!... Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!» (Второзаконие 27:22, 26).
Однако, поскольку Авраам был праведным человеком (Бытие 15:6; послание апостола Иакова 2:23) и назван другом Божиим (2 книга Паралипоменон 20:7; пророк Исаия 41:8; послание апостола Иакова 2:23), то следовательно, он не мог быть виновен и грешен в этом поступке. Также и любой человек не может быть грешен уже сегодня в нарушении будущего закона (иначе говоря, закон обратной силы не имеет).
Если бы Богу было угодно раньше явить человеку Свою волю, в отношении запрета или повеления какого-либо действия, Он так бы и сделал. В связи с этим, если Бог не сделал этого раньше, то Ему так было угодно. Это еще раз подтверждает, что в рассмотренном случае не было нарушения воли Божией Авраамом и не было его греха в браке с дочерью своего отца. Это относится не только к данному случаю, но и к другим аналогичным случаям.
(П. В. Добросельский)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев