(брак, семья, супружеская близость)
***
Глава 4
"О супружеской близости без цели зачатия"
Рассмотрим теперь толкование святителем Иоанном Златоустом библейского текста, посвященного супружеским отношениям. Святитель пишет: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену (1 послание апостола Павла к Коринфянам 7:2). Не сказал: для деторождения. И затем собираться вкупе (стих 5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? Да не искушает, говорит, вас сатана.
И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? Аще ли не удержатся, да посягают (стих 9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутыя цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства…». Кроме того, как уже ранее говорилось, святитель считает, что «погашение естественного пламени» является более важной целью, чем рождение детей: «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени»; “Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами; но главнейшая из этих двух целей – целомудрие» (Беседа на слова: “блудодеяния ради”).
Как очевидно, святитель Иоанн Златоуст полагает, что в браке иногда супружеские отношения могут иметь целью не зачатие, а – «погашение естественного пламени». Иными словами, иметь целью удовлетворение полового инстинкта для избежания прелюбодейства (в мыслях и действиях). При этом данное мнение святителя не входит в какое-либо противоречие или несоответствие с Социальной концепцией РПЦ.
Действительно, поскольку, как уже писалось выше, основной целью земной жизни человека является спасение, а блуд и прелюбодейство являются преградами и капканами на пути спасения, то приведенные выше слова святителя представляются вполне обоснованными, логично выверенными и правильными. Иначе говоря, супружеская близость в браке, используемая для «погашения естественного пламени» способствует устранению смертного греха – прелюбодеяния и, тем самым, способствует спасению. Поэтому, такая близость в браке не является греховной. Ибо, ничто греховное не может способствовать спасению (нельзя войти в Царство Небесное через грех)!
Об этом же говорят и другие, приведенные выше, слова святителя Иоанна Златоуста, например: «Пусть же лучше он (муж) спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницею, тогда ты погубила собственное тело… Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие».
Действительно, поскольку «спят с блудницей» не для рождения детей, а для незаконного (греховного) удовлетворения плотской (половой) страсти, то слова святителя Иоанна Златоуста «пусть же лучше он (муж) спит с тобою, чем с блудницей», по-видимому, можно воспринимать, как совет супружеской близости для «погашения естественного пламени», даже без цели зачатия ребенка, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния. При этом святой отец говорит, что в данной супружеской близости нет никакой вины, ибо: «сожитие с тобою (женой) не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины…».
Таким образом, можно сделать следующий обобщающий вывод: в исключительных случаях, временная супружеская близость без цели зачатия, используемая для осознанного «погашения естественного пламени», не нарушает какие-либо библейские или официальные запреты Русской Православной Церкви, если при этом: а) отсутствуют эгоистические побуждения; б) в браке реализуются все его цели (при физической способности супругов к деторождению); в) не используются абортивные средства.
Отметим, что данный вывод ни в коей мере не может рассматриваться как основание для повсеместного (а не исключительного!) использования средств контрацепции, а также использования этих средств с целью эгоистического отказа от рождения детей. Кроме того, в соответствии с «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви», конкретные «решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника».
(П. В. Добросельский)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1