Часть II. Богослужение
Глава пятая. Годовой круг Богослужения
"Жёны мироносицы"
Третье воскресенье после Пасхи посвящено жёнам мироносицам, пришедшим для омовения тела Спасителя после Его смерти и ставшими первыми свидетельницами Его Воскресения. Три тропаря Великой пятницы поются ещё раз и из них слагается тема этого дня:
Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества…
Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове покрыв положи…
Мироносицам женам при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым, суть прилична, Христос же истления явися чужд, но возопийте: воскресе Господь, подали мирови велию (то есть великую) милость.
***
"Исцеление расслабленного"
Четвёртое воскресенье посвящено исцелению Христом расслабленного (Евангелие от Иоанна 5), много лет напрасно ожидавшего, чтобы кто-нибудь помог ему погрузиться в целебный источник. Как и он, мы тоже исцеляемся и через крещение в Церкви получаем от Христа спасение в вечной жизни. И к нам, как к расслабленному, обращены Его слова: «Не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Евангелие от Иоанна 5:14).
***
"Преполовение Пятидесятницы"
В середине четвёртой недели торжественно отмечается день, на который приходится половина периода от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день Христос наставляет людей в принесённом Им спасении и предлагает всем испить из «источника бессмертия» (Евангелие от Иоанна 7:14): «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Евангелие от Иоанна 7:37). Мы вспоминаем также о нашей смерти и воскресении со Христом в нашем крещении, о принятии Святого Духа от Него в нашем миропомазании, то есть, как говорится в одном из песнопений праздника, мы оглядываемся на одно и предвкушаем другое. Мы предвкушаем то Царство Воскресшего Христа, где: И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром. (Откровение апостола Иоанна Богослова 22:17)
Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем, Спасе, возопил еси: жаждой (то есть жаждущий) да грядет ко Мне и да пиет. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава тебе. (Тропарь)
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящым глаголал еси, Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия. Темже Тебе припадаем и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея. (Кондак)
***
"Самарянка"
Пятое воскресенье после Пасхи посвящено самарянке, с которой Христос беседовал у колодца Иаковлева (Евангелие от Иоанна 4). Темой дня опять служит «живая вода» и признание Иисуса Христа Мессией. Нам напоминается о новой жизни в Нём, о нашем собственном питии «живой воды», о нашем собственном поклонении Богу «в Духе и Истине». И мы также воочию видим, что спасение даётся всем: иудеям и язычникам, мужчинам и женщинам, святым и грешным.
***
"Исцеление слепорождённого"
В шестое воскресенье рассказывается об исцелении слепорождённого (Евангелие от Иоанна 9). Иисус помазал его глаза дорожной пылью, смоченной Своей слюною, и велел умыться в купальне Силоам. Исцеление это происходило в субботний день, когда любые действия были строго запрещены. Нарушая ветхозаветные установления, Христос показал, что Он действительно Сам является Господином субботы, равным Богу Отцу, потому что, по иудейскому преданию, только Бог трудится и в субботу, управляя миром.
Мы отождествляемся с этим слепым человеком, который пришёл, чтобы прозреть и уверовать в Иисуса Христа, Сына Божьего. И Господь Своими божественными руками помазует наши глаза и омывает их в водах крещения.
Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти: Ты сущих во тме свет пресветлый. (Кондак)
(протопресвитер Фома Хопко)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев