Глава 4. Κак преодолеть препятствия на пути к духовной жизни
"Содействие Святого Духа согласно преподобному Симеону Новому Богослову"
Мы живем в эпоху господства материализма, измыслившего культ плоти. Ежегодно мы встречаем светлые дни Пятидесятницы от Пасхи до Троицы, ожидая сошествия и вселения в нас Святого Духа, но вокруг себя, в повседневной жизни, Духа мы не видим. Ведь мы изгнали Его из нашей цивилизации и даже видеть Его не хотим. Превозношение и безрассудство довели современного человека до погибельной дерзости. Он верит, что может самостоятельно обеспечить себе нравственные достижения и навеки утвердить подлинное благоденствие. Техника и плотские удовольствия порабощают нас, а наше сердце иссыхает, не милуемое росой Духа. Да приидет Дух Святой, Дух владычнего совета! Мы, верные, призваны к духовной брани, только тогда мы обретем Духа. Мы все желаем, чтобы наша несчастная эпоха наконец узнала могущественное действование Святого Духа.
Наша цивилизация задыхается в мороке приобретательства, уже даже не зная, каким материальным достижениям поклоняться. Поэтому только Дух может, став руководителем нашего разума, отверзнуть для нас забытые небесные врата. Но как бесплодная и зачерствевшая душа современного человека может стать духоносной и духодвижной? И какими путями присутствие Святого Духа изменит нашу жизнь? На эти и подобные им вопросы лучше всего ответит один из величайших мистических богословов нашей Церкви, преподобный Симеон Новый Богослов. Он просиял в начале XI века, и его влияние на духовную жизнь и богословскую мысль столь же сильно, как и прежде. Слово его всегда звучит как будто только что сказанное, ибо оно – отсвет освященной Святым Духом жизни.
1. Необходимость пришествия Святого Духа.
Согласно духоносному отцу, человек не может жить цельной жизнью, размышлять и действовать безошибочно, если в каждом его движении ему не содействует Дух Святой. Первозданный Адам вкушал блаженство рая, ибо был един с Духом Святым. Но когда Адам злоупотребил свободой и преступил заповедь Божию, то лишился благодати Святого Духа, став несчастным и злополучным. Тление и смерть вошли в его жизнь. Что же происходит с человеком, когда он лишается благодати?
Во-первых, душа, не ведающая благодати, живет в беспроглядной тьме. «Совершенно не помогут тому, кто ходит во тьме, даже самые лучшие светильники, если в них нет огня. С погасшими светильниками невозможно разглядеть даже самого себя, не говоря уже о других. Так же точно и тот, кто считает, что в нем есть все добродетели (что, быть может, так и есть), если не имеет в себе света Всесвятого Духа, не может даже разглядеть хоть сколь-нибудь отчетливо свои дела, а тем более исполнить их в совершенстве и угодить Богу. Он не может вести других и преподать им волю Божию и недостоин выслушивать чужие помыслы и исповедовать других, пока свет Духа не осияет его изнутри. Если тот, кто ходит во тьме, сам не знает, куда направляется, как он другим покажет дорогу?»
Во-вторых, отсутствие Святого Духа делает человека не способным соблюдать заповеди Божии: «...как невозможно, чтобы стояло или даже существовало здание без фундамента, так и душа не может показать боголюбезное жительство, если не положено в ней как бы основание – благодать Святого Духа. Пост, бдение, перенесение зол, нестяжательство, слезы, молитва и даже самое мученичество в жизни верного – ничто без Божественной благодати. Ибо те, кто отреклись от Христа после множества мучений, отреклись потому, что были лишены благодати. Как кузнец мог бы показывать в мастерских свое искусство, но без действования огня совершенно не может совершать свое дело, – так и человек, сколькими бы добродетелями ни обладал, все они без наития Святого Духа остаются бездейственными и бесполезными, ибо не могут очистить скверну души. Всякая добродетель, происходящая без благодати Божией, почитается у Бога ниже всякого зла, ибо любая такая добродетель оказывается бесовской. Ее незримо измышляют бесы, чтобы ввести в заблуждение разумную душу людей, заставляя нас и казаться на людях целомудренными, милостивыми и кроткими, и впредь не задумываться о стяжании благодати Божией».
В-третьих, отсутствие Святого Духа приводит к душевной смерти. Когда благодать Святого Духа отделяется от души, тогда разрушаются и истлевают все ее мысли и помыслы. Как человеческое тело не может исчезнуть, но может лишиться своей гармонии и начать распадаться, так и душа человеческая не может лишиться разумного характера, – но без благодати Всесвятого Духа душа умирает, удалившись от источника жизни – Бога. Ибо Дух Святой есть душа нашей души.
В такое несчастье впадает человек, отвративший от себя Святого Духа. Но рассмотрим вкратце и плоды присутствия Духа...
(архим. Никита Вутирас)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 5