Рассказы начинающего буддиста"
РАССКАЗ СЕДЬМОЙ. КАК ЖЕНЩИНЫ ПАДАЛИ БЕЗ СОЗНАНИЯ ИЛИ ПОЧЕМУ В ХРАМЕ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ УСТАНОВЛЕННЫЕ ПРАВИЛА
В Центральном хуруле Калмыкии есть необычная танка с изображением...впрочем, я не имею права разглашать эту информацию. Изображение не для всех, так скажем. Даже заглянув за шторку, немногие сумеют определить скрытое от глаз людских божество. Работники музея "Золотой обители Будды Щакьямуни просили руководство хурула выставить танку на всеобщее обозрение. Монахи, естественно, были против потому как знали о чем идет речь. Однако же был найден компромиссный вариант - танку все же вывесили в музее, но в закрытом виде. И почти сразу же стали происходить странные вещи. Некоторые женщины рядом с таинственным экспонатом теряли сознание. Когда в обморок упала мама на глазах двух своих испуганных чад и после не могла вспомнить что же с ней произошло, необычную реликвию решили убрать из зала. При том что мужчины рядом с ней испытывали прилив энергии и чувствовали себя великолепно. Мало того, многих представителей сильного пола, однажды соприкоснувшихся со святыней, она притягивает к себе снова. Все - таки, женская и мужская энергетика разные. Потому и выработаны правила поведения в буддийском храме, иногда не совпадающие для обоих полов. И дело тут вовсе не в попытке подчеркнуть гендерное неравенство или каким-то образом ущемить права женщин. Доказательством служит сама буддийская практика. Если, например, в сутре есть какие-то ограничения для женщин, то в Ануттара-тантре женское начало является основным. Мало того, в буддизме считается, что оскорбление женщины может лишить мужчину помощи и покровительства Тары, всего ее 21 аспекта. Так что если сказано "нельзя в храм в чересчур открытой одежде или в критические дни", ради себя же следуйте этим правилам. Они выработаны исключительно во благо прихожан. Храму нанести ущерб никак не удастся. Игнорированием установленных правил нанести вред можно только себе...
Однажды в хуруле я увидел парня из местных, ходившего перед Буддой руки в брюки. Пришлось подсказать ему, что так в храме вести себя не стоит. Парень с вызовом ответил: "Мне можно!". Признаюсь, внутри у меня все вскипело, однако, сдержавшись, я спокойным тоном произнес: "Если ты такой великий и считаешь себя выше Будды, то почему ты пришел к нему с просьбой, а не он к тебе? Почему ты болеешь время от времени, кричишь когда нестерпимо больно, жалуешься на жизнь когда совсем плохо и, в конце концов, почему ты смертный? Да потому что никакой ты не великий. Тебе просто так кажется". Через несколько секунд парень вынул руки из карманов и изменил походку на более скромную.
Я часто задаю один и тот же вопрос людям, встающим "в стойку" при малейшей попытке дать им совет правильного поведения в храме. Обычно гордецы в ответ сами спрашивают: " А ты че, лама чтоли?" Перед тем как задать свой вопрос, я привожу им такой пример: "Вот вы идете по тротуару прямо к открытому канализационному люку, который вы не видите. Прохожий вас предупреждает об опасности. А вы ему в ответ: "А ты че, сантехник чтоли?". Право же, после подобного рода реакции вы сами себя назвали бы неадекватом. Ну а по серьезному, вы наверняка поблагодарили бы прохожего за предупреждение. Так почему же в храме, где такой же внимательный человек пытается предупредить вас об опасности попадания в кармический канализационный люк, вы принимаете в штыки его добродетель? Поверьте,со стороны это также выглядит ненормально".
Мы все далеко не безгрешны. Я, например, во время открытия Центрального хурула в 2005 году курил на его территории и даже ногой затушил окурок рядом с молитвенными барабанами кюрде. Дикость неимоверная. Ничего не смыслил тогда. Не знал правил поведения в храме и, естественно, не мог им следовать. Но человеку свойственно меняться. Постепенно с помощью наблюдений и подсказок со стороны мы сами превращаемся из "учеников" в "учителей" и делимся полученными знаниями с теми кто идет следом. Этот процесс постоянный. Главное, чтобы на своем пути к пониманию мы как можно меньше доставляли неудобств окружающим своей гордыней и несдержанностью.
Пожалуй во всех буддийских храмах правила поведения одинаковые. С незначительными местными нюансами. Снаружи обход (кора, горо) хурулов, дацанов, равно как и Ступ и других религиозных объектов, вращение молитвенных барабанов - кюрде совершаются по часовой стрелке. Внутри также через алтарь проходить необходимо слева направо. Против часовой ходить и вращать могут только те, кто получил тантрические посвящения. Но и они не имеют права при непосвященных (пусть даже из ста человек только один такой) показывать свою принадлежность к тайной мантре, как еще называют тантрические практики. Дабы не колебать сознание стороннего. Так что если вам в храме при обходе или вращении кюрде встретился идущий навстречу , это либо человек не знаюший даже азов либо на ваших глазах происходит нарушение определенных обетов. В таких случаях я стараюсь не обращать внимания (получается редко) или не грубо напоминаю о правилах.
При входе внутрь храма я никогда не забываю снимать головной убор и не примену подсказать забывшему сделать это. Стараюсь говорить не громко, в молельном зале (дугане) по мобильному не общаюсь, со всеми монахами только в уважительном тоне, нравится мне кто-то из них или не очень. И такое бывает. Ничего без разрешения не беру, тем более с алтаря. Взять в храме без спроса сродни воровству. Если сам чего то не знаю, не боюсь спрашивать. Особенно в тех хурулах, дацанах где оказался впервые: куда можно поставить Зул (свечу), где положить принесенные подношения, кому отдать записки с именами родственников и близких на молебен, где вывесить буддийские флажки "ки мерн" и в какой день лучше всего это сделать, можно ли писать на них имена и где (например, выше текстов молитв и на самих текстах нельзя)... Стесняться надо только одного - непристойного поведения в святом месте. В остальном мы не должны поддаваться ложному стыду. Буддийские храмы предназначены именно для людей. И правила в них существуют тоже во благо людей. Посещая такие чистые места, соблюдая правила, мы приобретаем эти блага через уважение к нашей вере, через почтение Буддам, божествам и монашеской общине. В соблюдении правил и заключается все вышеперечисленное.
Лари Илишкин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2