В снежной буре на Чувале
Изначально, решив подняться на вершину Чувальского хребта в снежную погоду, мы запланировали, что обедать будем в известных всем балках, ( маленькие вагончики, типа модульных домиков или наоборот) установленных на вершине во времена губернаторства Чиркунова.
« « Балки - это два модульных домика, доставленные на одну из вершин Чувальского хребта, вертолётом Ми-8 на внешней подвеске. Доставить два домика вертолётом, это очень дорого, зная цену домика, плюс стоимость вертолётного часа Ми-8, плюс опасность самого полёта. Работа вертолёта на высоте более 1 км в горах, где очень быстро меняется погода, неожиданные сильные порывы ветра, да ещё с подвеской, очень непроста и связана с риском. Лётчики должны быть очень опытные,имеющие допуск для пилотирования вертолёта в горах и двигателя на вертушке с хорошей тягой. Но сумели , перевезли и установили. А вот для чего и какова история двух вагончиков оказавшихся на высоте 900 метров, со слов местных, примерно следующая, не знаю насколько только правдоподобная: случилось это всё в давние времена, когда губернатором Пермского края был О.Чиркунов, который вроде как сейчас живёт во Франции и занимается виноградниками. А может быть и нет. Не знаю. Так вот у него на Чувале зимой потерялся племянник, его искали вертолётами, но он нашелся и сам вышел к людям. После этого Чиркунов, распорядился неизвестно за счёт какого бюджета, купить и установить на вершине, вот эти домики, для того чтоб потенциальные туристы могли укрыться, спастись от непогоды, отдохнуть и переодеться. В этих балках, есть печь, и работниками заповедника пополняется запас сухих дров. Напиленные чурки видно на видео.
О.Чиркунов сделал ещё одна доброе дело , он слетал на самый дальний кордон заповедника, Хальсорию, и туда тоже доставили шикарную печку. Долгое время на Хальсории нёс вахту бывший лётчик Сергей, классный парень, но с одним чисто русским недостатком. Я думаю вы все поняли каким. В настоящее время, насколько мне известно, кордон Хальсория в зимнее время необитаем. Прошлый год в избу на кордоне забрался медведь и все там разворотил. Прошедшим летом работников заповедника забрасывались туда на Ми-8 и они отремонтировали избу. »»
Поднявшись в предгольцовую зону, мы попали в мощный снежный заряд, и долго в снежной пелене и в ураганном ветре, искали эти балки. Ничего не было видно далее 10-15 метров, мы несколько раз проезжали практически рядом. Нашли случайности, когда практически наехали лыжей снегохода на крыше балка на торчащую из снега трубу печки. Рядом из снега торчал 4-х метровый черенок лопаты, предусмотрительно оставленный работником заповедника для откапывания двери. Очень толковый и разбирающийся в местных реалиях человек , который оставил так правильно лопату.
Для туристов особенно городских, не топивших никогда в жизни печь, она представляет определённую опасность. Прежде чем затопить печь, необходимо открыть и прочистить трубу от снега. Никакой растопки в виде бересты мы не обнаружили. Поэтому необходимо расколоть чурку и настрогать лучины. Из-за того что печь холодная и сильные порывы ветра , весь дым изначально идёт в домик. Можно надышаться угарного газа, а если не до конца протопить печь, совсем чтоб не было даже углей , ветер, и только после этого закрыть трубу, или лучше совсем не закрывать. Помещение очень маленькое , не знающим людям, очень легко отравится угарным газом. Этот для нас выросших в деревенских домах, кажется элементарным открыть/закрыть трубу. Я же на протяжении многих лет, встречаясь с многочисленными группами туристов , иногда просто поражаюсь их легкомысленности и самонадеянности , абсолютным не знанием жизни в горах. Не умеют и не знают как правильно выбрать место для стоянки, и установки палатки.
Следующий сюжет достоин целого рассказа, но я очень кратко , как могу, вам расскажу. У меня был случай, в год когда я демобилизовался со срочной со службы из армии. Соскучившись за два года службы по реке, я почти все время проводил на рыбалке, ловил хариуса. Как то раз и пришлось спасать незадачливых туристов с острова посреди Вишеры, когда его стало затапливать. С утра начался небольшой дождик, и пока вода была чистой, я медленно сплавлялся, облавливая ямки, доставал харюзов, и за одним из поворотов вечером увидел две палатки на небольшом острове. Я шестом подогнал лодку к острову и предупредил, что с гор ночью почти наверняка придёт большая вода и их затопит.
Рассказал, что ниже на правом берегу есть хорошая поляна, сматывайте манатки и сплывайте туда. Я вам помогу. Парни, а особенно высокий долговязый чувак, посмеялись над местным аборигеном, коим я им показался. В их распоряжении целый остров, с массой принесённого рекой сушняка, «какая вода? Ты о чем чувак?» Им, жителям равнины, никак не приходило в голову, что в горах вода может придти в течение двух-трёх часов. Уехал и поставил палатку ниже метров 200 на моей поляне, на которую звал переселиться и их. Дождь не прекращался и постепенно превратился в ливень.. Я уже ночью завёл мотор и только по мне понятным ориентирам , лавируя между бурлящих камней, погнал лодку к острову. Все мои «важные» туристы стояли уже по щиколотку в воде, тряслись от холода, собирая мокрое барахло. Особенно перепуганы были девчонки. Все они никак не могли представить, что абсолютно сухой , большой остров , так быстро окажется под водой. С обоих сторон бурлила река. Вода пришла в палатки, когда парни и девчонки уже были в спальниках в палатках. Один из их катамаранов, который был просто затащен на гальку и не привязан, унесло.. В первую очередь посадил в лодку девчонок и их снарягу и отвёз в свою палатку. Потом отвёз ребят, а главного долговязого, из-за которого я не смог их уговорить поменять место стоянки, оставил и сказал чтоб ждал меня. Выгрузив ребят и барахло в палатку поехал в третий раз. Днем и то непросто пройти этот перекат, кругом камни бурлят, ходовая шириной метр, а тут ночь и дождь , почти на ощупь едешь, ориентируясь только по чуть видным очертаниям берега, и я налетев на камень, сорвал шпонку, которая крепит винт к валу мотора. Пока бросал якорь, искал, выбивал и забивал новый гвоздь прошло минут 15. Когда я приехал на остров долговязый стоял уже по колено в воде, в глазах и голосе страх. Вода через остров шла уже капитально, с сильным течением…
Утро пришло тихое и умиротворенное. Мои туристы и туристки сушились и просушивали снаряжение. Я с утра для всей команды сварил эмалированное ведро ухи из крупных харюзов. Все съели по две-три чашки и по большому хариусу, добив ещё малосольными. Мои новоявленные друзья первые в жизни или мало сольного хариуса. Кто знает какая это вкуснятина какие эмоции и благодарности были сказаны в мой адрес. Мне было приятно и даже вгоняло меня в краску. После завтрака принялись за плот и с помощью моей бензопилы и топора, собрали и под вечер студентики отчалили. Как они меня благодарили , я думаю вы представляете, особенно девчонки!
Это были студенты третьего курса Пермского медицинского института. Возможно кто-то из них, прочитав мой рассказ вспомнит эту встречу на верхней Вишере . Думаю вряд ли они забыли эту ночь, особенно долговязый
.
До армии и после я много раз встречался с туристами спускающимися по Вишере. Мне нравились они , особенно девчонки, которые были необычайно вежливые и культурные. Меня это обезоруживало и смущало. Я помогал им, угощал малосольным харюзком, мог сгонять на лодке до ближайшего магазина за продуктами.
А потом я познакомился со студенткой второкурсницей, тоже Пермского медицинского института, которая впоследствии стала моей женой. Но это уже другая история
.
#чувал #пермскийкрай #Вишерскиехроники #фотовидеобушменёв #урал #горнаярека #чувалзимой