Декретом ВЦИК от 20.01.1921 года на территории Кайтаго-Табасаранского округа образовано сельское поселение «Сельсовет Аркитский», в состав которого входили селения Аркит, Рушуль, Ушниг, Фиргиль, Цанак. С 1928 года сельское поселение «Сельсовет Аркитский» входит в состав новообразованного Табасаранского района. Указом ПВС ДАССР от 28.12.1966 года сел. Фиргиль передано Тинитскому сельсовету. В настоящее время в состав сельского поселения «Сельсовет Аркитский» входят населённые пункты: Аркит, Рушуль, Ушниг,Цанак. Центр сельского поселения— с. Аркит.
Селение Аркит располагается на северо- западном предгорье главного Кавказского хребта на высоте 650 метров над уровнем моря. В 3-х километрах севернее села протекает река Рубас. Расстояние до побережья Каспийского моря 45 километров, до ближайшего города Дербента-50 километров. От райцентра Хучни до Аркита 11 километров. Численность населения—около 650 человек. Жители Аркита-мусульмане суннитского направления. В селе функционируют : средняя школа, детский сад, ковровый цех ,магазины, дом культуры, библиотека, фельдшерско- акушерский пункт, отделение почтовой связи.
Аркит относится к магалу Этеги (Этегер) Особенностью села является двуязычие его жителей. В Табасаране имеются 3 селения ( Аркит, Хучни, Хуряк), жители которых разговаривают на табасаранском и азербайджанском (больше на одном из диалектов турецкого) языках. Впрочем, считать бытующий в Арките язык азер¬байджанским можно лишь с определенной натяжкой: он сплошь пересыпан табасаранскими словами и обо¬ротами. Такое «смешенье языков» буквально в каж¬дой сказанной фразе весьма нетипично: обычно в многоязычных аулах любой диалог идет на каком-то одном языке, и если участники разговора переходят по-степенно на другой язык, то делают это полностью (без смешения слов).
На вопрос о причине смешения языков определен¬ного ответа нет. Высказывается мнение, что это началось со времен бека Бейбалы, который пренеб¬регал табасаранским языком и принуждал аркитцев говорить по-азербайджански.
По поводу названия села существует несколько версий; по одной из них предполагается, что Аркит произошёл от сочетания слов ар-(болото) и кенд-(село) и обозначает Село в болоте ( название тюркоязычное). По второй версии название села Аркит (на табасаранском Ахьитiи (ахънайи – развалившиеся) обозначает - среди развалин. Вокруг села на самом деле располагались населённые пункты, разрушенные (по весьма распространённой в Южном Дагестане легенде) в результате падения с неба (нашествия) змей. Названия селений табасаранские: Гунтiарин гьул ( село на холмах), Мякъяригъ (среди дубов), и др. В пользу второй версии говорят также топонимы(географические названия) вокруг села : Цани балин хяр – луг Цани, Ягънарикъ- на ниве, Эчiе хутiлар – поля в лощине, Даграригъ - среди прудов - все их названия табасараноязычные.
Название села Аркит фигурирует в исторической литературе с хvii века,однако, можно смело говорить о существовании поселения на месте нынешнего ещё в далёком прошлом, о чём свидетельствуют захоронения периода язычества, найденные сельчанами во время земляных и сельскохозяйственных работ.
По преданиям селение Аркит несколько раз разрушалось и вновь застраивалось. Многочисленные захоронения, надгробные камни на кладбищах на окраинах селения, относящиеся к разным периодам истории – лишнее тому доказательство.
По словам информаторов селение Аркит было образовано представителями тухумов, переселившихся из самых разных мест. Первыми обосновались тухумы «Цанияр» и «Ярбияр» , чья родословная ведёт в арабское государство Шам. Позже здесь обосновались переселенцы из Ругата- рухар, из Хучни- агасияр, из Чувека и Гасика- Абдуллахар, из Джули – гара Гаджияр, из Хурика – маллияр и многие другие. Земли было достаточно, и каждый из тухумов занимал определённые участки и вёл своё хозяйство. До сих пор по названиям земель можно догадываться кому они принадлежали.
По установившемуся в средневековом Дагестане порядку крестьяне в поисках свободных земель и лучшей жизни часто переселялись в новые места, обживали их, а после этого там появлялся феодал и облагал последних данью.
Судя по всему, также обстояло дело и с переселенцами в Аркит. Беку подчинялись несколько селений. Много было случаев недовольства со стороны жителей политикой бека, поведением его нукеров. В каталоге арабских рукописей есть сведения о том, что В 1775 году жители селения Аркит убили творившего беспредел от имени бека нукера Абдаллах-бека.
В рукописном фонде ИИЯЛ есть документ, в котором пишется: « Случилось сражение из за села Аркит в четверг 25 Мухаррама. Был убит Сафар – сын мола Али из селения Пилиг и был ранен один человек из селения Ругудж. Потом сожгли весь аул Аркит, не оставив ни одного домика. Это произошло в воскресенье 28 мухаррама 1220 года хиджры», что соответствует 1804 году .
Причиной кровавых столкновений начала хIх века стала борьба узденских селений против аркитских беков, сыновей Рустам- кади. Это говорит о том, что Аркит не только существовал ещё задолго до указанного времени, а что здесь уже были развиты феодальные отношения.
Как это нередко случалось в старом Дагестане, аркитцы часто вели междоусобную борьбу с соседями из-за спорных земель. Особенно памятны междоусоб¬ные стычки с жителями соседнего селения Ушнюг. Как считали аркитцы, ушнугцы ежегодно отрезали по небольшому клочку от их земель. Каждый раз это приводило к кровавым схват¬кам. Неоднократно на Аркитского бека организовывал нападения узденей житель с. Ушнюг Алигай.
Аркитские беки считались влиятельными не только в Табасаране, но и далеко за его пределами. Были они выходцами из Шама. В Аркит Айды – кади- бек пришёл в первой половине 19 века. До этого их предки были беками в лезгистане и в с. Гасик. Его сын Ильдар-Кади Айды-кади-оглы занимал должность северо-табасаранского кадия и имел звание подполковника.
«Должность, северо-табасаранского кадия, после того как от нее в 1283 (1866) году был отставлен покойный подполковник Ильдар-Кади Айды-кади-оглы, исправляется наибом, назначенным прави¬тельством и в настоящее время наибом, там состоит сын того по¬койного ротмистр Бейбала-бек, светлая личность, украшенная мно¬госторонним духовным и светским воспитанием.,»- пишет в своей книге «Асари Дагестан» Алкадари Г- Э.
Правитель северного Табасарана Эльдар-кади-Айди-бек -потомок табасаранских кадиев и владетель южного Табасарана Султан-Ахмед-бек Карахан бек-оглы, происходивший из рода майсумов, были отстранены от власти в 1866г. по специальному указанию наместника Кавказа. Бывшим правителям северного и южного Табасарана было пожаловано по 500 десятин земли и 400 рублей в год пенсии каждому. В Табасаране было введено окружное управление.
Бейбала (или Бекбала) — наиболее запомнивший¬ся аркитцам феодальный владетель-был сыном Эльдар-Кади_бека , ротмистр с 1866 года, наиб северного Табасарана – являлся крупным помещиком . На самом видном месте в Арките на пригорке были построены бекские хоромы(отаглар) – 2-х этажное здание из тесанного камня с верандами и балконами, колоннадой.В здании было 24 комнаты, прихожие, тюрьма и другие помещения. Женат был Бейбала – бек на дочери влиятельного дербентского богача Шахмардан- бека. У Бейбала – бека было 697 десятин земли, 100 коров, 200 лошадей и 600 овец. Весь скот зимой он держал на своём кутане, а летом перегонял на горные пастбища у селений Чилик и Кужник. За разрешение пасти овец сельчан на бекском кутане взымалась отдельная плата в размере 25 копеек за овцу. О нём рассказывают и пишут разное: например, говорят о его отрицательном отношении к бездельникам, что если видел праздношатающегося на улице, он давал ему скотину и заставлял идти на полевые работы.
Сельчанам также за¬помнился произвол, который он чинил в Арките. За-висимые от него крестьяне несли различные повинно¬сти : обработка бекской земли (барщина), оброк, разного рода штрафы.
Аркитские беки уделяли пристальное внимание подбору своего окружения, в которое входили богатые люди, представители духовенства.
Самой многочисленной категорией духовенства были муллы. Их число зависело от численности жителей аула. В крупных селениях было 5-6 мулл, в небольших 1-2 .Так, например, в сел. Марага, Аркит, Арак их было по 5. Их часто приглашали их других селений. Вот что пишет об одном из них Алкадари Г-Э :
«Был также в Северной Табасарани преподавателем Гаджи-Осман-эфенди Кумухский, который, будучи родом хулисминский житель Казикумухского округа, по окончании усвоения наук и знаний отправился к Шамиль-эфенди, долгое время был его мюридом, потом вернулся в Казикумухский округ, оттуда переселился в северную Табасарань и поселился в селении Худжник. Затем покойный Ильдар-Кади вызвал его в селение Аркит, и тот, поселившись здесь, умер в 1294 (1877) году, да помилует его аллах всевышний. Это был весьма даровитый и сведущий редкостный человек»
Во время работ по сносу старой мечети для построения на её месте новой был обнаружен сосуд, в котором нашли бумагу с записью о том, что в 1279 году хиджры ( что соответствует 1862 -му году) в Арките была построена мечеть. Также в селении действовала примечетская школа – медресе.
Это говорит о благосклонности Аркитских беков к обучению населения грамотности.
Сын Бейбала бека Селим благосклонно принял советскую власть и долгое время работал в разных учреждениях – был прекрасным экономистом, бухгалтером.
Прогрессивное развитие села Аркит связано с установлением Советской власти. В Арките не только положительно восприняли установление советской власти в стране – 36 сельчан в годы Гражданской войны с оружием в руках защищали завоевания Октября. Как уже было упомянуто выше, в 1921 году был образован Аркитский сельсовет.
Первая советская школа появилась в Арките в1925 году. В 1930 было построено здание для начальной школы.
МКОУ СОШ им. Абдуллаева Н.И.»
В1927 году в селе построили ковровую артель, которая впоследствии переросла в ковровую фабрику.( первым руководителем был Асланов Кадырбек). В 1970-е годы в цехах фабрики и на дому занимались производством ковров и джурабов более 600 женщин.
Сельчане объединились в колхоз в 1936 году (первый председатель – Гасанбеков Алибек). Хозяйство было смешанного типа- занимались и земледелием , и отгонным животноводством. В селе было 2 полеводческие бригады. Рядом с селением и у реки Рубас были 2 МТФ и 1 конюшня. Первую технику колхоз начал закупать в 50-е годы. Механизаторов приглашали со стороны. Первым трактористом из сельчан стал Гасанов Гаджиали, а первым водителем грузовика Гаджиев Гаджи. Ещё в довоенные годы в с. Аркит начали функционировать детский сад и фельдшерско-акушерский пункт.
В годы Великой Отечественной войны 48 жителей Аркита защищали свою родину от фашистов, 28 из них не вернулись назад.
За ратные подвиги 32 жителя с. Аркит были награждены орденами и медалями.
Вот как описывается подвиг одного из них - гвардии младшего сержанта Хаматова Амираслана, за который последний удостоен ордена «Красная Звезда»
Комментарии 8