Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память -
Наша совесть,
Она, как сила, нам нужна!
Как все хорошо начиналось в тот далёкий летний день. Кто-то занимался обычными делами, десятиклассники готовились к выпускному, девчонки играли в дочки - матери, сорванцы – мальчишки затеяли казаков -разбойников, скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя командирами.
Всё было как обычно, и никто не мог представить, что через несколько часов люди соберутся возле громкоговорителя и услышат суровые слова Левитана: «Внимание, говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение, граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!"
От услышанных слов стыла кровь в жилах у людей. Нападение фашистской Германии принесло много страданий и бед. Битва длилась мучительных четыре года. Война отобрала улыбки, смех, радость не только у детей. Люди постарели на глазах. Война стала трагедией для всех жителей страны. И если взрослые как-то потихоньку справлялись, то дети переживали гораздо сильнее. Ребята взрослели не потому, что хотели, — того требовала жизнь.
Среди защитников нашей Родины в лихую годину Великой Отечественной войны особое место занимает младшее поколение страны, историки и аналитики называют их – дети войны. Это поистине одна из самых тяжелых страниц истории, перелистывать которые без слез невозможно. Немыслимо подсчитать, сколько детей было потеряно за годы войны в концлагерях, умерли от голода и холода. На фронт уходили отцы, братья, мужья и сыновья, а вместо них помощниками становились мальчики и девочки. Основной рабочей силой на селе во время войны были женщины, старики и дети.
Дети наших хуторов, как и по всей стране, помогали взрослым на фермах ухаживать за лошадьми, коровами и телятами. Летом вместе с учителями собирали колоски, которые оставались после комбайна. И ведь много собирали, большие кучи! Даже соревнования между классами устраивались. И гордость потом была, что стране помогают. Детям давали норму, и все старались её выполнить. Вместе с женщинами девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, шарфы, шили кисеты для табака.
Учащиеся 3 - 4 классов, работали за взрослых, пасли лошадей, возили сено и навоз.
Четырнадцати – пятнадцатилетние девочки работали в колхозе доярками, а младшие помогали им, вручную разносили корм и воду. Особенно тяжело было зимой, потому что воду для животных приходилось носить с пруда. Морозы стояли лютые, прорубь быстро покрывалась льдом, приходилось самим разбивать его ведром, поэтому торопились. Стога соломы стояли за фермами, и надо было в любую погоду хрупкими детскими ручонками металлической клюкой надергать соломы и сложить ее в большую вязаную сетку. Обычно корм несли вдвоем, так как детские ручки не могли обхватить такой большой объем. Одна девочка бралась за ручку носилок с одной стороны, другая за другую. Так и работали от темна до темна, у взрослых рабочий день был по 16 часов, но все знали и понимали, что НАДО КОРМИТЬ СОЛДАТ, НАДО ЖИТЬ И ВЫЖИВАТЬ САМИМ. Работали за трудодни, но на них хлеба давали мало, поэтому жили за счет огородов, а хлеб отправляли на фронт.
Учебный год в военные годы обычно начинался в ноябре, после окончания уборочной страды, и заканчивался в конце апреля, как только начинались посевные работы.
Условия для занятий в школе были тяжелые, занимались не раздеваясь, так как экономили дрова, в степной местности с ними была проблема, но у всех детей было большое желание учиться. Чернил не было, разводили сажу и писали пером, домашние задания выполняли на старых книгах и газетах между строчками при свете лучины, иногда зажигали керосиновую лампу. Часто бывало так, что дети ходили в школу по очереди, ввиду отсутствия зимних вещей и обуви, поэтому дома обменивались полученными знаниями. Но никто не ныл и не жаловался, детьми двигало стремление учиться, и оно было непоколебимым.
Дети и война… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленных рядом. Да всё потому, что дети родятся для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отбирает. Все люди от мала до велика встали на защиту своей Отчизны. Бойцы воевали на фронте, медсестры и врачи оказывали раненым помощь боевых сражениях, дети работали на полях, фабриках и заводах. Лозунг был один: «Всё для фронта, всё для победы!»
Мальчишки-девчонки
Военной страны!
Мы вам до земли
Поклониться должны:
Вы бились с врагом
В тех кровавых боях,
Вы смены стояли
В холодных цехах.
Вы в поле работали
За четверых,
Вы ждали, молились
За ваших родных.
Вы тылом надежным
Были отцам,
Опорой вы стали
Своим матерям.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 6
Мои родители: Штефан Афанасий Федосеевич и Александра Ивановна(в девичестве Науменко) проживали в хуторе Красном Кармано -Тростянского сельского совета, Калининского района, Сталинградской области, а затем переехали в соседний хутор Махины. В 1931- 1932гг. в семье родились две дочери Люба и Лида. Папа работал в нашем колхозе «Большевик», сначала трактористом, потом механиком. Где конкретно наша семья жила в Махинах, я не помню. Лида, как младшая, после школы частенько бывала и у Науменко, и у Штефан. А я, как старшая, после школы сразу шла домой помогать родителям.
Воскресный день 22 июня 1941г. был выходным, и как часто происходило на селе, хуторяне собирались в каком-то дворе для больших дел. В это воскресенье все собрались у Шеховцова Дмитрия Кирилловича мазать дом.
И вдруг такая страшная новость. Война! Женщины заголосили, лица мужчин стали суровыми и озабоченными. Мы, дети, не понимали, что значит слово - война.
Начались призывы. ...ЕщёИз воспоминаний Суховей(Штефан)Любови Афанасьевны.
Мои родители: Штефан Афанасий Федосеевич и Александра Ивановна(в девичестве Науменко) проживали в хуторе Красном Кармано -Тростянского сельского совета, Калининского района, Сталинградской области, а затем переехали в соседний хутор Махины. В 1931- 1932гг. в семье родились две дочери Люба и Лида. Папа работал в нашем колхозе «Большевик», сначала трактористом, потом механиком. Где конкретно наша семья жила в Махинах, я не помню. Лида, как младшая, после школы частенько бывала и у Науменко, и у Штефан. А я, как старшая, после школы сразу шла домой помогать родителям.
Воскресный день 22 июня 1941г. был выходным, и как часто происходило на селе, хуторяне собирались в каком-то дворе для больших дел. В это воскресенье все собрались у Шеховцова Дмитрия Кирилловича мазать дом.
И вдруг такая страшная новость. Война! Женщины заголосили, лица мужчин стали суровыми и озабоченными. Мы, дети, не понимали, что значит слово - война.
Начались призывы. Уходили отцы. Один из них Суслин Алексей обратился к детям с машины: « Дети, дружите, а мы вас будем защищать!». С войны он не вернулся, пропал без вести в январе 1942г. Когда началась война, родителям приходилось работать за себя и за тех, кто ушел на фронт, поэтому рабочий день мог длиться по 16 часов в сутки. А мы с Лидой после школы топили печь соломой и ставили два чугунка. Один для приготовления еды, а второй для горячей воды, чтобы родители могли помыться после работы. А мы учились в Махиновской начальной школе. В классах было очень холодно, дров не хватало на всю зиму, но на это никто не обращал внимания, мы понимали, что у детей сейчас главное учиться и помогать родителям. Чернил не было, разводили сажу и писали пером, домашние задания выполняли на газетах и старых книгах, писали между строчками при свете лучины.
Уроки вела учительница из беженцев - Фира Аркадьевна, а вот фамилию никто не помнит. После занятий дети вместе с ней ходили в поле полоть пшеницу, посевы которой были низкими, по всему полю рос осот, вот его - то ученики и выдергивали. Никаких перчаток не было, к концу дня маленькие ладошки «горели огнем» от колючего растения, часто бывали нарывы. Наши болячки лечила бабушка: сначала промывала раны черным хозяйственным мылом, а потом прикладывала лист подорожника.
Во время уборки собирали колоски в поле. В 1942г. я пошла в 5 класс в Полтавскую школу. Ходили пешком, зима была холодная, по степи бродили стаи волков, поэтому по одному не ходили. Как-то пришли в школу, а в ней госпиталь расположился. И учебные классы организовали в простом доме. В передней комнате учились 15 человек из трех классов, а в другой - жили медсестры с госпиталя. В хате было очень холодно, поэтому занимались не раздеваясь.
Летом 1943 года наша семья переезжает в Новокиевку. Отца перевели на работу в Новокиевское МТС. В Новокиевке все дети школьного возраста помогали на току, сортировали зерно или возили солому с поля, а взрослые ...ЕщёИз сводок информбюро и разговоров старших мы знали, что под Сталинградом идут тяжелые бои, поэтому раненые поступали систематически, в тихую морозную погоду мы часто слышали отзвуки взрывов. Однажды я сидела дома и учила таблицу умножения, вдруг зашел взрослый дяденька, как потом оказалось – это был пленный румын. После Сталинградской битвы они сами, без охраны, ходили отмечаться в сельсовет, мужчина попросил еды. Налила ему миску супа и отрезала ломоть хлеба, ел он молча, потом сказал: «спасибо». Вечером пришли родители, но меня никто не ругал за этот мой поступок, наверно чтобы не напугать. Потом, когда я уже стала взрослой, много раз вспоминала этот случай, и каждый раз задавала себе вопрос: почему я его не испугалась? Даже в мыслях не было, что он враг, и может меня обидеть.
Летом 1943 года наша семья переезжает в Новокиевку. Отца перевели на работу в Новокиевское МТС. В Новокиевке все дети школьного возраста помогали на току, сортировали зерно или возили солому с поля, а взрослые ее скирдовали. За работу начисляли трудодни и кормили в поле. Варили на костре в котле кашу - затирку, работали дружно, никто не жаловался, потому что понимали, что иначе нельзя.
Об окончании войны, все узнали от Бариловой Марии, которая ехала по хутору на машине, размахивала красным флагом и кричала: «Ура! Победа! Мы победили!». Все от радости плакали, обнимались, целовались, пели песни, танцевали. Каждый проявлял свои чувства как мог. В этот момент я поняла, ДЕНЬ ПОБЕДЫ будет главным праздником в нашей стране!
Когда война закончилась, мой папа - Штефан Афанасий Федосеевич был переведён с колхоза «Большевик», где работал в должности бригадира тракторного отряда на должность заведующего МТС с октября 1943 года и проработал в этой должности до выхода на пенсию (1971 год). По рассказу нашей учительницы, Раисы Иосифовны Рубан, его очень ценил председатель колхоза - Николай Петрович Логвин за ум инженера – конструктора и называл его жемчужиной.
Воспоминания предоставила старшая дочь Любови Афанасьевны - Лилия Ильменская(Суховей), за что ей огромное спасибо.