Друзья познаются в беде. Внук – шестиклассник приплёлся усталый из школы и сбросил в угол тяжеленный портфель. За обедом сообщил, что им задали сочинение - рассказ по воспоминаниям взрослых какого-нибудь случая из жизни, например, из детства. И добавил: «чтобы только не из Интернета, чтобы не было похожих». – Вот ещё,- обиделась бабушка, - у тебя для этого есть бабушка! И хотела ещё что-то объяснить, а мальчишки уже и след простыл, только на улице громко стукнула калитка. – Ну и воспитание! – пожала она плечами и махнула рукой.- Хорошо, хоть сейчас сказал, а не вечером перед сном! Она присела к письменному столу и задумалась, что бы такое интересное вспомнить, чтобы рассказать внукам? Ведь воспитание детей в советской школе значительно отличалось от современного. Как-то их тогда воспитывали просто и без «долгих» слов! Нужный эпизод, к счастью, припомнился быстро. Когда маленькая бабушка перешла в седьмой класс (ох, и давно ж это было!),случилось ей попасть в небольшой подростковый туристический лагерь на берегу Чёрного моря. Все дети были из одной школы. С ними были две их молодые воспитательницы, повар и пожилой водитель с грузовичком, прикомандированный к лагерю.
Отряд разместился в лесу на поляне, обнесённой зарослями облепихи, у подножия какой-то горы. От неё отделяла только мелководная горная речка с холодной и чистой, как слеза, водой. Двухместные новенькие палатки со спальными мешками стояли в два ряда. Ближе к реке обосновалась кухня, где распоряжалась повариха тётя Клава.
О, это был чудо-лагерь! Ни тебе нудных линеек с рапортами, ни речёвок, ни маршировок! Никто детей «не строил», не кричал на них, не «воспитывал»! Режим был свободным: спали и ели, сколько хотели. После завтрака - купание в речке. В тридцати шагах от поляны на реке была небольшая тихая заводь метра полтора глубиной – там и купались до посинения вплоть до обеда. Ели за обе щёки и, разморенные, спали до трёх часов дня. Потом все, включая повара, ехали на море и купались там. Возвращались – и опять в заводь - до ужина. До наступления полной темноты играли в волейбол. Ночью - песни у костра. И отбой! И все спали без задних ног! Кроме двух дежурных - сторожей, которые всю ночь по очереди сидели с пионерским горном у костра. Такая свободная жизнь в лесу свидетельствовала о том, что они жили в мирной, спокойной стране, где никто никого не боялся!
Нет, правда, однажды маленькая бабушка испугалась-таки! Проснулась она как-то среди ночи: ей показалось, что за палаткой кто-то плачет. Стала она будить свою подругу:
- Люська, проснись! Слышишь, кто-то плачет?
Но та отмахнулась и «выдала»: « То шакал плачет далеко в горах! Спи уж!» И мирно засопела опять
. – Что? Какой шакал? Ничего себе!
Но расспрашивать было не у кого, все спали, а маленькая бабушка дрожала от страха и еле-еле уснула, придвинувшись поближе к своей соседке.
. Иногда ребята ездили в большой пионерский лагерь по соседству для участия в волейбольных соревнованиях и концертах. Или отправлялись на экскурсии в Туапсе, Сочи, Лазаревское – транспорт-то свой! Была не жизнь, а малина!
. Но этого им было мало! Подростки всё время нудили своего начальника лагеря, красивую и весёлую женщину лет тридцати, чтобы разрешила им экскурсию в горы: они там ещё не были!
– Да что ж это такое! Вы мне уже плешь проели! Идём… завтра! – сдалась она в конце концов. По лесу прокатилось громогласное «Ура-а!»
. Утром все встали «ранёхонько», что было несвойственно для них, быстро позавтракали, взяли с собой только воду и пошли. Перешли вброд серебристую свою речку и стали подниматься вверх. Шли шумной ватагой: перекликались, пели, смеялись. И вот тут случилось непредвиденное…
Вдруг послышался громкий вскрик! Один мальчик оступился в какой-то яме, упал и, кажется, вывихнул ногу! Все замерли, растерялись и испугались. Особенно воспитательницы! Никто не знал, что с ним делать?
. Здесь следует сказать, что это был не совсем обыкновенный мальчик. Он был танцор! В отряде отдыхали два брата-близнеца. Братья уже тогда были участниками многих краевых танцевальных конкурсов и фестивалей! Стройные, красивые, они танцевали всё: вальс, лезгинку, гопак, испанский танец, неподражаемо «били» чечётку! Коля и Игорь были всеобщими любимцами. Вот поэтому все так испугались: вывих ноги – это тебе не шутка! Что же будет? .
Первым почему-то опомнился Димка, высокий, спортивный и самый авторитетный восьмиклассник. Он наложил на ногу примитивную «шину» - и откуда только знал об этом? По его команде все ринулись по лесу в разные стороны искать длинные палки, жерди, срывать с деревьев длинные лианы. Под его же руководством мальчишки сделали носилки. В ход пошло всё: шарфики, косынки, пояса, ремни от брюк.
Во время всей этой суматохи бездействовали только два человека - перепуганные воспитательницы. Они стояли как два истукана и молчали. Что с них возьмёшь: женщины! .
Мальчишки положили стонущего Колю на носилки и осторожно понесли, по очереди меняясь. С одной стороны носилок шёл брат Игорь, а с другой Колина подружка, хорошенькая казашка Айгуль. Вскоре взобрались на вершину горы, напились воды и отправились дальше. .
Спуск, как известно, всегда труднее подъёма. Обувь скользила по утренней росе, из-под ног сыпались камни и щебёнка, трава мешала движению. Ребята пребывали в неописуемом напряжении. Пострадавший при каждом толчке стонал и охал. А тут ещё жара! Носильщики уже устали, но молча упорно шли вперёд. Несколько последних усилий - и спуск закончился. Перед ними засинело долгожданное море с пустынным берегом!
И вот тут…
- Как я устал! - с этими словами раненый Коля, не дожидаясь полной остановки, резво соскочил с носилок и, снимая на ходу рубашку, побежал к морю, где и упал в его прохладу! Все двадцать пять туристов от удивления открыли рты. Как сказал бы Давид Маркович Гоцман: «Картина маслом!» .
Первым пришёл в себя Игорь и бросился к морю. За ним сорвалась с места и помчалась подружка Айгуль. Они были так рассержены, что, кинувшись в воду, стали вдвоём мутузить и «топить» в волнах бедного Колю за его «предательство». И все другие, закрывшие наконец рты, посчитали точно так же: их предали! .
В словаре школьников тех лет не было ещё таких ёмких слов, как «лох» и «лохануться!» Поэтому Димка, главный организатор спасения, удивляясь своей «недальновидности», изрёк:
– Ой, я осёл! Как же я сразу не догадался?!
И все устремили взгляды на воспитательниц, ожидая объяснений. Те же, «ничтоже сумняшеся», стали вдруг смеяться, чем повергли всех в ещё большее изумление. А потом весело так говорят:
- Мальчишки, девчонки, пожалуйста, не обижайтесь! Ну, простите нас! Так было нужно! Мы хотели проверить вас. Ведь друзья познаются в беде! Вы настоящие друзья! Спасибо вам всем! .
Вот так: просто, коротко и доходчиво! Ну, что тут делать? «Настоящие друзья» ещё немножко подулись и… простили заговорщиков. Засмеялись и побежали купаться в море! Дети не злобливы!
А этот урок дружеской выручки в трудную минуту остался в памяти навсегда.
– Да-а, вот это воспитание! - ностальгически вздохнула бабушка и долго ещё сидела, улыбаясь сама себе, припоминая в деталях тот весёлый и поучительный поход в горы. Сейчас же, столько лет спустя, он оказался для неё забавным воспоминанием и неожиданным «походом в детство»!
P.S.
Через несколько дней, вернувшись из школы, внук с порога объявил:
- Ба, тебе учительница поставила пятёрку за сочинение!
- Правда? – встрепенулась бабушка. - Вот и двойная радость получилась: и пятёрку получила, и в детстве побывала!»
Июль, 2018 г., А.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1