Тот факт, что мы знаем несколько евреев в рядах большевиков (Каменев, Свердлов, Зиновьев, Урицкий - всего, возможно, с десяток человек), отнюдь не говорит о том, что евреи составляли большинство или даже какой-то значительный процент среди соратников Ленина. Ибо несколько фамилий сами по себе не дают представления о том, насколько эта цифра велика или мала на общем фоне.
При этом слухи о предполагаемом еврействе самого Ленина - такая же развесистая клюква, как и в отношении Гитлера, Сталина, Чингиз -хана или Кощея Бессмертного. Даже если бы дедом Ленина по материнской линии действительно был еврей, его национальность, в России , в любом случае определялась бы по отцу.
К тому же фамилия Бланк, которую носил дед, совершенно не еврейская, а скорее немецкая.
А возвращаясь к расстановке сил, важно иметь в виду, что, во-первых, к каким бы то ни было революционным партиям присоединились отнюдь не все евреи страны. Многие, как всегда, старались держаться подальше от неприятностей.
Во-вторых, мало кто из тех заметных еврейских революционеров, которых мы с легкостью вспоминаем, прожил достаточно долго. Большинство вскоре погибли от рук своих же товарищей по партии. Другие нашли спасение в эмиграции. Впрочем, пример Троцкого показывает, что и там нельзя было быть в полной безопасности.
И в-третьих, по другую сторону баррикад евреев было как минимум не меньше (вспомним соотношение в поговорке, составлявшее два к одному).
Например, еврея-большевика Урицкого в 1918 году застрелил другой еврей Леонид Каннегиссер, который заявил: «Я убил вампира-еврея, каплю за каплей пившего кровь русского народа. Я стремился показать русскому народу, что для нас Урицкий не еврей. Он - отщепенец. Я убил его в надежде восстановить доброе имя русских евреев».
Да и Фанни Каплан, стрелявшая в Ленина, была еврейкой. Будь она агентом некоего мифического "мирового еврейского заговора" против России, к чему бы ей с риском для жизни уничтожать того, кто эту страну уже благополучно разрушил?
Кстати, о взглядах Ленина на "еврейский вопрос" Троцкий пишет в своих мемуарах так:
"Ленин требовал, чтоб я стал во главе внутренних дел. Я возражал: стоит ли, мол, давать в руки врагам такое дополнительное оружие, как мое еврейство? Ленин был почти возмущен: «У нас великая международная революция, — какое значение могут иметь такие пустяки?» На эту тему возникло у нас полушутливое препирательство. «Революция-то великая, - отвечал я, - но и дураков осталось еще немало». «Да разве ж мы по дуракам равняемся?»
Однако В. И. Ленин, видимо, понимал,, что если новую власть будут считать еврейской, народ, в основной своей массе довольно темный, ее не примет. Особенно это касалось юго-западных областей страны. В 1919 году он писал:
"Евреев на Украине взять в ежовые рукавицы, переводя на фронт, не пуская в органы власти (разве что в ничтожном проценте, в особо исключительных случаях, под особый надзор, под классовый контроль)".
Так что большевики с одной стороны, стали первой властью, действительно боровшейся с погромами, а с другой, как они ни кичились своим интернационализмом, все равно оставались заложниками застарелых ксенофобских предубеждений.
В свою очередь лидеры белого движения довольно ловко оседлали привычную лошадку антисемитизма и активно пропагандировали советскую власть как "жидо-большевистскую". И это трагическое противоречие, потому что весьма многие евреи, не желающие мириться с властью советов, старались выехать в районы, занимаемые белыми. Это вызвало всплеск антисемитских инцидентов, поскольку в среде офицерства было тоже немало глупцов, считающих, что белое дело не может быть "запятнано" никакой еврейской поддержкой.
Выходит, что евреи были неугодны, когда жили обособленно, не были приняты, когда старались преуспеть и ассимилироваться, оказались осуждаемы, когда пытались бороться с режимом, и не пришлись ко двору, когда предлагали свою помощь в борьбе с красными. Что бы евреи ни делали, какую бы политическую позицию ни занимали, они были неизменно плохи.
В результате все те выходцы из "черты оседлости", кто сумел выбраться из нищеты при царском режиме, кто имел капиталы, связи, опыт и желание помогать своей стране в трудные времена, были либо уничтожены, либо просто вытеснены за границу, в Америку, Европу или Палестину. Где, конечно, ни от их денег, ни от талантов никто не отказывался.
Так что же мы имеем в итоге? Складывается ли из всего перечисленного картина сплоченного "всемирного еврейства", преследующего общие цели?
Как нам совместить анархистов, сионистов и бундовцев?
Как связать большевиков, меньшевиков и эсеров?
Как примирить Высоцкого и Троцкого?
Как игнорировать тот факт, что если бы не большевистский переворот, буржуазное правительство вполне могло бы построить совершенно новую, демократическую Россию, богатую и свободную страну - в том числе при активном участии евреев?
Историк Лев Карсавин писал: "необходимо покончить с глупой сказкой, будто евреи выдумали и осуществили русскую революцию. Надо быть очень необразованным исторически человеком и слишком презирать русский народ, чтобы думать, будто евреи могли разрушить русское государство".
Боюсь, покончить с этой глупой сказкой никому так и не удалось. Но это не значит, что не стоит пытаться.
Пишите Ваше мнение, оставляйте комментарии
Нет комментариев