Его причина в поверхностном знании как в области науки, так и в области религии, и этим подтверждается мысль: «Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от него». Полузнание – бич нашего времени: оно-то и создает названное только что предубеждение. Во-первых, мы мало знаем философию, в особенности ту ее область, которая специально относится к этому вопросу, то есть теорию познания, или гносеологию.
Легковерно принимая за научные доводы те доказательства, которые приводятся в пользу суждения, что Бога нет, мы забываем выясненные уже Кантом положения, что теоретический разум одинаково бессилен и доказать, и опровергнуть бытие Бога, бессмертие души и свободу воли. Эти объекты и эти вопросы поэтому называются трансцендентными (выходящими за пределы науки).
Мы можем познать разумом лишь внешний факт, а не вещь в себе. Весь мир, поскольку он связан с пространством и временем, объективно непознаваем, потому что время и пространство суть лишь субъективные формы нашего сознания, которые мы приписываем миру. Отсюда изречение: «Мир – это я». Психология познания еще точнее уясняет субъективность наших ощущений, восприятий и представлений. Воспринимаемые нами цвет, температура, вкус не существуют вне нашего познания сами по себе (обратное признание в психологии называется наивным реализмом). Даже материю мы не можем познать, как она есть, потому что ее специфические свойства – масса, плотность и тяжесть – субъективны.
Святитель Лука Крымский
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 39
Материя - чисто умозрительный конструкт. Мы видим не материю. Мы видим тела.
Наука описывает жизнь как совокупность биологических процессов. Но что такое жизнь в сущности своей, сама в себе, наука не знает! Она не может дать строгого определения жизни. Она только говорит, чем живое отличается от неживого. Но даже в тех объектах которые наука считает неживыми, обнаруживается свойства, которые присущи только живому. Т.е. мы, оказывается, не понимаем чего то самого главного про жизнь. Т.е. мы не можем назвать чего то такого, что было бы специфично только для жизни и при этом было бы несвойственно неживому.
Но сложно согласиться со столь категоричным утверждением: «мы видим не материю, мы видим тела».
Мы видим/вмещаем/осязаем/обоняем материю в формах/состояниях, но не в сути (логосах творения, как прежде Адам) - возможно, так будет корректнее выразить Вашу мысль?
Даже «невидимый» воздух или газ имеет вполне видимые формы своих состоянияй.
Бог облек материю в форму ради видимости, но лишь чистый разум Адама мог видеть и познавать и форму, и материю в их единстве. После грехопадения мы зрим материю через форму без познавания сути.
Видеть и познавать - не то же самое. Возможно, Вы хотели сказать: «Мы видим лишь формы материи - материю в формах и состояниях, но не саму материю в её сути»?
⠀
«...Видел ли кто-либо когда-нибудь материю без формы? Или кто нашел форму без материи, хотя и очень много трудился в сокровенных изгибах ума? А я не находил ни тела бесцветного, ни бестелесного цвета. Кто отделял друг от друга то, чего не отделила природа, но ...ЕщёТак же, как: мы видим букву, форму, но не дух.
Но сложно согласиться со столь категоричным утверждением: «мы видим не материю, мы видим тела».
Мы видим/вмещаем/осязаем/обоняем материю в формах/состояниях, но не в сути (логосах творения, как прежде Адам) - возможно, так будет корректнее выразить Вашу мысль?
Даже «невидимый» воздух или газ имеет вполне видимые формы своих состоянияй.
Бог облек материю в форму ради видимости, но лишь чистый разум Адама мог видеть и познавать и форму, и материю в их единстве. После грехопадения мы зрим материю через форму без познавания сути.
Видеть и познавать - не то же самое. Возможно, Вы хотели сказать: «Мы видим лишь формы материи - материю в формах и состояниях, но не саму материю в её сути»?
⠀
«...Видел ли кто-либо когда-нибудь материю без формы? Или кто нашел форму без материи, хотя и очень много трудился в сокровенных изгибах ума? А я не находил ни тела бесцветного, ни бестелесного цвета. Кто отделял друг от друга то, чего не отделила природа, но свела воедино?» (свт.Григорий Богослов)
Материя неотделима от формы, потому, видя форму, мы видим и материю, но утратили грехопадением способность познавать суть материи.
Стяжание Духа - путь к утраченному.
.
А именно об этом (сути) и речь. Воздух материален. Мы его видим? Нет, только по итогу бури, или в процессе мы понимаем, что это движущийся поток воздуха.
Мы примысливаем материю для того, чтобы мы могли использовать математику (средой существования кот.является ум) для описания мироздания. Интересная момент: материально для нас это то, что твердое. Почему у меня возникает ощущение твердости от прикосновения, скажем, к столу? Да потому что молекулы моего тела взаимодействуют с молекулами стола посредством электромагнитного взаимодействия. Проще говоря: света. Когда ап. Павел в послании к Ефесянам говорит, что все являемое есть свет то, это в том числе имеет и буквальный смысл. Все впечатления наши телесные, чувственные, получаемые нами от внешнего мира, они обусловлены именно светом, электромагнитным взаимодействием. Мы видим потому, что свет попадает в наши глаза. Мы слышим друг друга потому, что колебания воздуха давят на нашу барабанную перепонку а это...Ещёно не саму материю в её сути»
.
А именно об этом (сути) и речь. Воздух материален. Мы его видим? Нет, только по итогу бури, или в процессе мы понимаем, что это движущийся поток воздуха.
Мы примысливаем материю для того, чтобы мы могли использовать математику (средой существования кот.является ум) для описания мироздания. Интересная момент: материально для нас это то, что твердое. Почему у меня возникает ощущение твердости от прикосновения, скажем, к столу? Да потому что молекулы моего тела взаимодействуют с молекулами стола посредством электромагнитного взаимодействия. Проще говоря: света. Когда ап. Павел в послании к Ефесянам говорит, что все являемое есть свет то, это в том числе имеет и буквальный смысл. Все впечатления наши телесные, чувственные, получаемые нами от внешнего мира, они обусловлены именно светом, электромагнитным взаимодействием. Мы видим потому, что свет попадает в наши глаза. Мы слышим друг друга потому, что колебания воздуха давят на нашу барабанную перепонку а это, опять таки, электромагнитное взаимодействие. Мы ощущаем вкус потому, что наши вкусовые рецепторы определяют/распознают форму молекул, которые попадают в них тоже посредством электромагнитного взаимодействия.
.
Т.е все ощущения телесности опосредованы светом. А сам свет, это тело или нет?) Т.е это какая то своеобразная тонкая субстанция. Свв. отцы говорили, что свет находится на границе между видимым и невидимым мирами. Блаж. Августин считал, что свет соединяет душу и тело. Теория относительности, согласно которой тела не могут двигаться со скоростью превышающую скорость света, косвенным образом об этом свидетельствует. Потому что, если тела не могут двигаться со скоростью превышающую скорость света (а они не могут), то это означает, что за этой границей уже не мир тел находится, в котором совершенно иные скорости.
Ибо тварны
Не имеет абсолютно только Дух
Но утверждение, что мы не видим материю, неверно.
Объяснение хорошее - почему видим и что именно видим - у св.Григория Богослова
Но если мы говорим о материи с вероучительной позиции, то нельзя исключать Богословский ракурс.
Свт. Григорий говорит именно о том, что нельзя разделять в созданном форму и суть (дух).
Одно дело - не иметь чистоты души видеть, и совсем иное, не видеть в принципе, как данность. Последнее не соответствует мирозданию в целом.
Если есть те, кто видит объективно (достигая святости), как минимум неверно утверждать категорически. Я лишь об этом.
Вещество состоит из сочетания невещественных качеств и в своем существе неуловимо:
"Покусившись отвлечь разумом от земли каждое из находящихся в ней качеств, придешь ни к чему. Ибо если отнимешь черноту, холодность, тяжесть, густоту. качества земли, действующие на вкус, или и другие, какие в ней усматриваются, то подлежащим останется ничто." (Василий Великий 1-я беседа на Шестоднев)
.
То, о чем свт. Василий говорит кратко и как-бы нехотя, мл...ЕщёТела - да. Материю в сути - нет. И даже с т.з богословия вещь сама в себе непознаваема. Молекулярно-химический состав познаваем и исследуем, сущность же любой вещи - непознаваема, по слову святителя Василия Великого, как он писал в первой книге против Евномия. А в другой своей книге, в комментарии на Шестоднев, святитель Василий говорит, что при отнятии качеств у вещи, мы не сможем обнаружить ее подлежащего. Тоже самое говорит святитель Григорий Нисский в своем комментарии на Шестоднев. Сущность вещи ускользает от восприятия и познания.
Вещество состоит из сочетания невещественных качеств и в своем существе неуловимо:
"Покусившись отвлечь разумом от земли каждое из находящихся в ней качеств, придешь ни к чему. Ибо если отнимешь черноту, холодность, тяжесть, густоту. качества земли, действующие на вкус, или и другие, какие в ней усматриваются, то подлежащим останется ничто." (Василий Великий 1-я беседа на Шестоднев)
.
То, о чем свт. Василий говорит кратко и как-бы нехотя, младший брат Василия, свт. Григорий Нисский, комментирует и более подробно развивает и раскрывает:
"Всемогущий же по премудрой и могущественной воле к совершению существ положил основание в совокупности всему тому, из чего составляется вещество: легкость, тяжесть, плотность, скважность, мягкость, твердость, влажность, сухость, холодность, теплоту, цветность, образ, очертание, протяжение. Все сии свойства сами по себе – понятия и голые умопредставления (от себя: о чем у меня же - выше). Ибо ни одно из них само по себе не есть вещество, но сходясь между собою, делаются они веществом."
"Из усматриваемого в теле ничто само по себе не есть тело, не тело – наружный вид, и цвет, и тяжесть, и протяжение, и количество, и всякое иное видимое качество, а напротив того, каждое из них есть понятие. Взаимное же их стечение и соединение между собою делается телом."
.
Если запутался? - выпутайте)
⠀
Просто о духовном термине «познавание» Вы, как видится мне, рассуждаете с научной позиции и обычного определения термина «познавания».
⠀
Я лишь за то, чтобы не разделять суть и форму.
Вещь сама в себе познаваема именно в рамках духовного состояния («на таковых несть закона»), ибо имена Адам дал как раз из такого познания.
Но это познавание намного шире, чем просто физика или химия, ибо это откровение Божественное - в принципе иное, чем нам привычно понимать «познавание».
Святитель Василий говорил о земном познавании, что не можем. Так и есть.
И ещё свт.Василий говорит то же, что и Григорий Богослов - о неделимости, а, значит, и против Вашей категоричности «не можем видеть материю». Не можем, если делим. Если не делить, то можем видеть ту её часть, какая нам доступна.
⠀
Из состояния плотского ума - не можем познавать сущность. Но можем достигая Духа, ибо Им же и познаем - «ум Гос...ЕщёНе запутались. Может, это я путаю)) не спорю с Вами, просто не согласна с некоторой Вашей категоричностью.
⠀
Просто о духовном термине «познавание» Вы, как видится мне, рассуждаете с научной позиции и обычного определения термина «познавания».
⠀
Я лишь за то, чтобы не разделять суть и форму.
Вещь сама в себе познаваема именно в рамках духовного состояния («на таковых несть закона»), ибо имена Адам дал как раз из такого познания.
Но это познавание намного шире, чем просто физика или химия, ибо это откровение Божественное - в принципе иное, чем нам привычно понимать «познавание».
Святитель Василий говорил о земном познавании, что не можем. Так и есть.
И ещё свт.Василий говорит то же, что и Григорий Богослов - о неделимости, а, значит, и против Вашей категоричности «не можем видеть материю». Не можем, если делим. Если не делить, то можем видеть ту её часть, какая нам доступна.
⠀
Из состояния плотского ума - не можем познавать сущность. Но можем достигая Духа, ибо Им же и познаем - «ум Господень»...
⠀
«Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
⠀
Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
⠀
что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.»
И газ обоняем - т.е познаём в некотором смысле опытно его некоторые свойства, в тч и смертельные...