Жительница нашего района Людмила Свитенко – представитель обширной династии железнодорожников. Одной из тех, что работают в нашем крае на магистралях семьями, передавая опыт, умения молодым поколениям. Большинство членов её большой и дружной семьи трудились на железной дороге. Начиная, вы не поверите, с прадеда Людмилы Николаевны – Александра Никифоровича Фокина, который был стрелочником, и его жены.
«К сожалению, её имени не сохранилось в архивах, – говорит Людмила Николаевна, – как и сведений о её специальности. Возможно, она тоже была стрелочницей… Вот здесь и начинается история нашей династии – на данный момент уже шести поколений.»
Вместе с Людмилой Николаевной делаем попытку посчитать общий стаж членов династии. По грубым подсчётам, получается более трёхсот, почти четыреста лет! Так что можно смело говорить о значительном вкладе семьи Фокиных-Свитенко в бесперебойную и эффективную работу стальной магистрали.
– У моего дедушки Ивана Александровича Фокина – он трудился на железной дороге, как и его отец –было восемь детей: Михаил, Пётр, Николай, Александр, Зоя, Валентина, Надежда и Идия, – рассказывает Людмила Николаевна, – жила семья в Алексеевке. Если говорить о моём папе Николае Ивановиче, то он отработал на железной дороге 46 лет. За многолетний безупречный труд машинист награждён орденом Трудового Красного Знамени, ему были присвоены почётные звания «Ударник коммунистического труда», «Ветеран труда». Николай Иванович осваивал целинные земли, всегда был наставником для молодёжи.
Николай, Петр, Александр и Идия тоже работали на железной дороге, а потом и их дети, и теперь уже внуки… Обо всех подробно рассказать можно только в обширном очерке, а не в небольшой газетной статье.
– Кстати, брат мужа Анатолий Алексеевич работал фельдшером в Усть-Куте, а вернувшись в Кулунду, решил сменить профессию, – говорит Людмила Николаевна, – когда его принимали на работу в депо, спросили: «Не страшно из белого халата да в мазут?». Ответил, что нет, не страшно. И много лет успешно трудился. Железная дорога притягивает людей. Особенно сильных, трудолюбивых, способных выдержать высокий ритм труда и не боящихся ответственности.
Таких, как мама Людмилы Николаевны, – Любовь Яковлевна Фокина. Она пришла в кулундинское депо в 1962 году. А приехала Любовь в Кулунду из Ишима. Люба там работала стрелочницей, а Николай, её будущий муж и отец Людмилы, служил. Там молодые и познакомились, а потом встретились в Кулунде – совсем случайно! Николай приехал к родителям, а Любовь – к подруге. В общем, поженились и остались здесь.
Любовь Яковлевна была и прачкой, и на строительстве работала, а потом, когда появились тепловозы, стала экипировщиком – снабжала их водой, топливом, песком. Под открытым, считай, небом – и в жару, и в мороз. По 18-24 тепловоза за смену обслуживали! Много раз становилась победителем соревнования смена, которую возглавляла Любовь Фокина. Много раз отмечали её успехи различными наградами, среди которых главная – орден «Знак почёта».
– А я после школы решила стать учителем, – смеётся Людмила Николаевна, – но ничего из этого не вышло. Поняла – не моё. И в 1971 году пришла на железную дорогу. Начала, как и мама, экипировщиком. Потом была нарядчиком локомотивных бригад, а позже – расшифровщиком. Окончила железнодорожный техникум, работала инженером в цеху эксплуатации. А потом вернулась в расшифровку. Занималась расшифровкой скоростемерных лет. Один километр на ленте – это 5 мм. И я должна получить точные данные обо всём пути локомотива. Лента – это как чёрный ящик на самолёте. Она и оправдает, и обвинит. Конечно, в здесь важны умение концентрироваться, собранность, педантизм.
За многолетний добросовестный труд, образцовое выполнение служебных обязанностей, большой вклад в обеспечение безопасности движения поездов и высокую активность в общественной работе, передачу опыта и знаний молодым Людмила Свитенко неоднократно поощрялась различными наградами, в их числе – памятный нагрудный знак «За трудовые заслуги».
Брат Людмилы Николаевны Владимир с 17 лет трудился в депо – сначала в котельной, потом был паровозником, тепловозником, машинистом. Много лет отдал железной дороге.
С будущим мужем Иваном Алексеевичем Людмила познакомилась в 1971 году в Попасном, где она тогда преподавала в школе. Иван Алексеевич работал машинистом. Жили дружно, воспитывали двоих детей – сына Николая и дочь Елену. Конечно, и они стали продолжателями этой славной династии. Николай – помощник машиниста, Елена работает в здравпункте оборотного депо. Сын Елены Михаил окончил Омский государственный университет путей сообщения. Ему тоже передалась тяга к железнодорожному делу.
– Наша семья всегда была дружной, объединённой общими интересами, главным делом нашей жизни,– рассказывает Людмила Николаевна, – как-то так устроилось, что мы все жили рядышком: дедушка наш, а рядом младшая сестра его Идия, потом мы, поженившись, недалеко дом купили. Пять маминых сестёр из Ишима в Кулунду переехали. Часто собирались вместе. Помогали друг другу, поддерживали. В большой семье ты никогда не останешься один со своей бедой. Она словно фундамент, на котором ты крепко стоишь.
Н. ТРОФИМЕНКО.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев