1. Современная и новая школа Великий грешник тот, кто льстит народу и тем убаюкивает его, мы же смело, хотя и со скорбыо, скажем, что народ темен, дик и малопроизводителен. Черные тучи нависли над страной, и народное невежество и пассивность народа являются страшной угрозой для счастья и свободы России. Вопрос о просвещении народа и воспитании в нем самодеятельности — вопрос о будущем России. Это просвещение и это воспитание народ не может получить в семье, ибо старшее поколение еще более темное и пассивное. Главное место, где воспитывается народ в настоящее время, есть школа. На родная школа, в которой ребенок только учится, совершенно не соответствует своему назначению, и народный учитель не имеет права быть только учителем. Народная школа должна быть местом воспитания народных масс п щтъ им то, самое необходимое ныне для России, что не может им дать ни семья, ни окружающая среда.
Но если так, тогда школа — организация не только учения, но и всей жизни ребенка. Мы должны самым решительным образом отвергнуть проклятое обособление школы от жизни и вернуться к античному пониманию школы, как школы жизни, выработки определенного поведения, определенных привычек. В народной школе ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. Учиться же жить возможно, лишь живя определенным образом. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни.
Но кто принимает это определение задачи народной школы, того не удовлетворит современная школа с ее учителем, «проходящим программу» н следующим принципу «учить возможно большему II возможно скорее», с ее учебниками, которые совершенно скрыли от глаз ученика живую действительность, с ее уроками, во время которых неподвижные дети по заказу пассивпо и па веру воспринимают кусочки знании из отдельных, разрозненных наук, без всякой логической необходимости, но звонку нереходя от рассказа об Иосифе к задаче на умножение, а от последней к басне Крылова. Совершеттпоиной должна быть школа, воспитывающая ребенка и организующая всю жизнь его целиком. И пусть эта иная школа — пот;а идеал, это не причина отказываться от стремлений осуществить ее, так как идеал, по ндшему глубокому убеждению, реальнее действительности, потому что идеал преобразовывает действительность, а действительность без идеала умирает. Итак, как конкретно представить себе школу, как место воспитания народа для просвещенной активной жизни? План новой народной школы определяется, прежде всего, тем, что в современной школе нас не удовлетворяет. Не удовлетворяет же нас в ней следующее: 1. Современная школа стремится внушить своим ученикам определенные догматические истины, но воспитание посредством внушения даже в самом лучшем случае создает автомата, повторяющего чужую волю и чужую мысль. Новая школа создает творца новой человеческой жизни посредством организации самовоспитания и самообразования его.
2. Современная школьная работа состоит в заучивании изолированных учебных предметов. Работа в новой школе состоит в постепенном овладевании ребенком методами познания конкретной жизни и преобразования ее. 3. Современная школа базируется на книге и памяти ребенка она не идет дальше пассивной наглядности восприятий ребенка. Новая школа дает систему воспитания активной логической мысли ребенка. 4. Современная школа изучает язык оторванным от реального мира. Новая школа изучение языка основывает на изучении той действительности, символом которой является слово. 5. В современной школе грамматика играет большую, но малополезную роль. Новая школа уделяет ей место лишь постольку, поскольку она может действительно служить интересным материалом для развития логической мысли.
6. В современной школе математика изучается как отдельный предмет, что и трудно и не достигает цели. В новой школе математика — метод и язык точного познания окружающей действительности. 7. Современная школа слишком мало говорит человеку о человеке; даже мечты ее не идут дальше природоведения и ручного труда. Новая школа — школа человечности. Человеческая жизнь и социальный труд — вот предметы, на которых преимущественно упражняется мысль ребенка и его творчество. 8. Современная школа сообщает детям истины, их сознанию недоступные и потому усваиваемые на веру. Новая школа исходит изестественного органического развития истины из примитивного сознания ребенка. 9. Современная школа игнорирует эстетику, и в ней находит мало пищи сердце ребенка. Новая школа дает простор эстетическим переживаниям ребенка. 10. В современной школе царит вопросо-ответная форма обучения; в новой — задача пли рассказ.
11. В современной школе экзамены — испытание знания учебной книги; в новой — испытание общей умственной и практической одарённости ребенка. 12. В современной школе учитель — отбывающий обязанность человек и культурная одиночка. Новая школа — школа жизни и творчества самого учителя; она ставит вопрос о сотрудничестве с населением. Разбору этих положении и посвящены следующие главы. Из них главы о развитии логической мысли и точной речи покажутся, может быть, несколько отвлеченными, но это вина не столько автора, сколько самой темы. Тем не менее эти главы 3—6, трактующие о том, как овладевает ребенок методами логического мышления и искус¬? ством точной речи, я считаю одними из наиболее важных в настоящей статье...
...Да, мы много говорим о жизни и творчестве детей, по пора заговорить уже и о жизни и творчестве учителя. Школа должна датьместо жизни учителя, иначе она не будет иметь учителей — живых людей. Школа должна дать возможность учителю стать человеком для детей и жить в классе интенсивной человеческой жизнью. В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя: точно регламептированная программа, учебник и вопросо-ответная форма обучения обезличивают учителя. Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми, пусть урок будет или совместной работой над новой задачей, или задушевной общей беседой, пусть учитель не скрывает от детей своего сердца, в котором дети увидят не только учительскую раздражительность и сухость, пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой, полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя.
П. П. Блонский, "Задачи и методы новой народной школы" , 1917 год.
Урусвати видела капли пота Нашего. Урусвати знает, какое болезненное состояние возникает от пространственного напряжения. Но иначе невозможна работа на дальние расстояния. Каждое сотрудничество помогает. Не без причины говорим о сотрудничестве. Не есть это наставление нравственное только, наоборот, такой совет будет новым условием к успеху труда.
Если бы только люди осознали, в каком видимом и невидимом сотрудничестве они могут участвовать! Если бы люди осознали, насколько они могут приумножать силы свои в сотрудничестве с Братством. Если бы они хотя помыслили о сотрудничестве, которое может быть явлено в каждое мгновение. Но не только люди не приближаются мыслями к Братству, но и считают думы о Братстве смешными. Каждый может приложить свою силу в каждое мгновение, стоит только представить себе, что на высотах постоянно трудятся на помощь человечеству. Одна такая мысль уже создаст прилив энергии. Она продвинет сознание к служению человечеству. Она подскажет, что возможна любовь к человечеству. По земным условиям часто трудно представить себе возможность такой любви. Но пусть мысль о существовании Братства поможет раскрыть сердце. Тогда сотрудничество явится не как обязанность, но как радость. И капли пота, и священные боли будут венцом познавания. Не будем принимать слова эти как отвлеченность, ибо такое отрицание закроет лучшее вместилище — сердце. Каждая капля пота труда, каждая боль о человечестве живет в сердце.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев