ЛИКИ ВРЕМЕНИ
Как сообщал ранее, на своих ресурсах с огромным желанием представляю материалы моих друзей и коллег. Надеюсь на отклики.
НЕНАСТНЫЕ ДНИ В ДЕРЕВНЕ «НЕНАСТЬЕ»
Это – Афганская история
Признаюсь честно, я не отношусь к категории заядлых кинозрителей, которые готовы тратить драгоценное время на многочасовые сеансы в кинотеатрах. И тем более, к киноманам. Не зависаю часами у телеящика для просмотра очередного сериала. Исключения редки, интересны темы, которые мне близки и задевают за живое. И вот, когда друзья сообщили о показе по ТВ сериала «Ненастье» прекрасного режиссёра Сергея Урсуляка, который касался событий Афганской войны, решил, как, наверное, и многие, кто прошёл эту войну в Афганистане, отключиться от всех дел и посмотреть фильм.
Военных эпизодов мало. Не было каких-то масштабных событий, с привлечением огромного числа военной техники, участников боевых действий. Но, тем не менее, сражения с моджахедами были жестокими, кровопролитными, уносили сотни жизней наших парней. Всё это было на моих глазах
И героев сериала, и воинов-афганцев (назову так тех, кто прошёл горнило Афганской войны) до сих пор мучает вопрос: ради каких идеалов мы воевали в чужой стране, что отстаивали, за что проливали кровь и отдавали жизни, почему матери в мирное время в СССР так и не дождались своих сыновей?
Основное внимание уделяется воинам, которые вернулись в свою страну после Афганистана, но страна стала совсем другой. Часто они встречают равнодушие со стороны власти, которая будто забыла, что выпало на долю парней, опалённых войной. Государство не торопилось позаботиться о воинах-афганцах, отдавать им долги. Подчас со стороны властей они встречали не просто невнимание, а наплевательское отношение. И даже циничное: мы вас туда не посылали! Теперь они рассчитывают только на себя. Они доверяют только друг другу. И, отстаивая свои права, объединяются в организации. Одна из них, которая показана в фильме – «Коминтерн».
Вот коротко сюжет. В одном из уральских городов совершено дерзкое ограбление! Похищены 140 миллионов рублей! Грабитель – бывший «афганец» Герман Неволин, водитель инкассаторской машины. Что толкнуло его на преступление? Почему он принёс в жертву всё, чем дорожил – дружбу, любовь, и теперь вынужден скрываться в заброшенной деревушке Ненастье?..
Отраженные в сериале действия охватывают 1985-1999 годы – лихие девяностые.. Самое разноречивое, небезопасное и в большой степени повлиявшее на сегодняшнюю жизнь время.
Возвратившись из Афганистана, персонажи фильма попадают в очень изменившуюся страну: выходят из тени подпольные бизнесмены, ставшие кооператорами. Мафия становится новой действительностью, перекочевав из фильмов о «загнивающем Западе» в русскую реальность. Новейшие обстоятельства вынуждают мужчин выискивать место для жизни и неустанно подкидывают им трудные моральные неприятности, решить какие ребятам с обожженными войной душами станет весьма тяжело.
Вот один момент. Воины-афганцы с семьями и детьми оказываются без крыши над головой, хотя у них есть ордера на жильё в новых многоэтажках. Власть не торопится выполнить обещания, более того, дома выставляются на продажу. И тогда при поддержке Коминтерна воины-афганцы решили отстоят свои законные права – они занимают пустующие квартиры в новостройке. А власть вместо того, чтобы решить по-человечески проблему, прибегает к подлому методу. Натравливает на семьи воинов-афганцев других нуждающихся в жилье женщин с детьми. И им плевать, что они нападают на тех, кто волей высшей власти страны отправился на войну в Афганистан.
Действия бывают двух типов. Одно, это подлаживание под ситуацию – а что мы можем? – и на ложь властей не обращать внимания. Ложь порождает противодействие. Государство обманывало. Люди восстали против этого обмана и пытались, пусть варварскими способами, свою правду прокачивать и искать место под солнцем. Были и другая сторона. Началось противостояние с бандитами.
В школе, например, шёл разлив спиртного. Власть никак на это не реагировала. И это порождало противодействие совершенно иное. Учителя вынуждены были обратиться к афганцам за помощь. Может, на самом деле этого не было и факт – лишь художественная гипербола. Афганцы вытеснили криминальный бизнес из школы, что вызвало ярость владельцев такого бизнеса.
Главарей Коминтерна потихоньку уничтожают. Некоторые из них так или иначе вступили во взаимоотношения с криминалом. Вот офицер-афганец возглавляет криминальную группировку и прибегнул к жестокой расправе над заслуженным боевым афганцем. В итоге бандиты расправляются с офицером, прошедшим войны, во время открытия мемориальной таблички на здании школы.
Война, это знаю по собственному опыту, проявляет характеры людей. Вот яркая личность отважного и смелого старшины Сергея Лихолетова. Видим его в боевых операциях. На гражданке он остаётся таким же смелым и честным человеком. Следуя традициям боевого братства, всемерно отстаивает интересы своих братьев по оружию вопреки чиновничьему произволу. Роль Сергея Лихолетова убедительно исполнил молодой, но уже хорошо известный и талантливый актёр Александр Горбатов. На мой взгляд, в правдивости и убедительности этого образа есть генетические корни. Наверное, моим читателям интересно будет узнать, что Александр потомок военных не в одном поколении. Его отец – офицер. А прадед Александр Васильевич Горбатов – прославленный военачальник, ещё со времён Русской Армии (два Георгиевских креста III –I V степеней). В годы Великой Отечественной войны и послевоенное время прошёл путь до генерала армии, был комендантом Берлина (1945 год), командующим ВДВ, 16 раз его имя упомянуто в Благодарственных письмах Верховного Главнокомандующего. Так что актёр Александр Горбатов по предназначению ярко исполнил роль Сергея Лихолетова. Иначе и быть не могло.
Я не намерен обсуждать фильм, как художественное произведение, а лишь излагаю мысли, которые он порождает. То страшное время наглядно видно на кладбище в любом большом городе. Сколько там молодых людей полегло в перестроечный период. Их погибло больше, чем во всех локальных войнах – чеченских, афганской – вместе взятых. Цифры заставляют задуматься, что мы пожинаем плоды несправедливости. И эта несправедливость ещё может аукнуться в новом поколении. Они обратятся в старшим. Родители! Вот вы не смогли сохранить того, что нажито вашими, нашими предками. А есть мажоры, которые пользуются всеми благами, А мы оказались не у дел. Может, настала пора и нам поучаствовать, что-то сделать? Может возникнуть вторая волна передела, криминализации
Вот здесь взята афганская тема. Сейчас нет Афгана, но есть другие темы. Поэтому возможность разыграть любой проект – она всегда актуальная. Опасность в том, что за осуществлением этих проектов могут пострадать огромное количество людей, которые не вовлечены в это перераспределение, живут своей жизнью, своим спокойным двором. Не участвуют в больших переделах, но это косвенно их касается в той или иной степени.
Показана в фильме какая-то беззубость исполнительной и милицейской власти того периода. Сейчас она другая, власть, более действенная, мобильная, решительная. Но и более коррумпированная. Тогда у власти были пусть функционеры, но люди старой советской закалки, с другими взглядами на жизнь.
Теперь ещё более странно, почему некоторые сотоварищи Германа Неволина бывшие воины-афганцы, бесстрашно бросавшиеся в атаки, показаны полными разгильдяями. Кто-то торгует шмотками на рынке, кто-то подался в бизнес. Герман им оказался крайне не нужным. У каждого свои дела. Но ещё большее нарекание вызывают женщины: их в фильме два фронта. Один против другого. Одна часть – вечно озабоченные невесты офицеров, которые хотят любви и ждут, как бы не выселили из новых квартир. Второй фронт – лагерь Татьяна Лялиной, вечно покинутый действительностью лагерь жизни, когда Герман предаёт её, она не перестаёт любить. Финал неизбежен. Герман, как и водится, один в поле не воин. Таня не предала, а вот друзья – кинули. им уже не важны честь и совесть, боевое братство – на кону 140 миллионов рублей, которые в один миг обесценились. Оказалось, что мир несправедлив, умрёшь ты героем или предателем. Останется только пыль и то, что ты сделал в своей жизни. Правда может оказаться горькой. И она может не понравиться.
Кто серьёзно интересуется историей, может заглянуть в архивы, в Интернет. Некоторые эпизоды фильма имеют документальную основу, воссозданные события происходили в Свердловской области.
Согласен с таким мнением: «Ненастье» - это лучший сериал, который выходил в 2018 году. Еще ни один из недавних проектов меня так не задевал, как этот сериал. Невероятно глубокая драматургия, живые эмоции и настоящая история человеческих взаимоотношений. Режиссёр Сергей Урсуляк в очередной раз доказал, что он самый выдающийся режиссер современности, который снимает действительно народное кино, прекрасно понимает своего зрителя и делится с ним самым сокровенным, дорогим и важным».
Юрий КОЛТАШЁВ, военный врач, боевой офицер, участник Афганской войны, писатель, публицист, член Союза журналистов России
Фото: кадры из фильма и личного архива автора
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1