В целом у Дебюсси - не то чтобы бурная и богатая событиями жизнь, а ещё и не очень долгая: Дебюсси умер от рака, когда ему было всего 55 лет. Но то, что он сделал с французской музыкой, переоценить трудно. От юношеских романсов он перешел к необычным для того времени сочинениям - таким, как «Послеполуденный отдых фавна». На эту музыкальную иллюстрацию к стихотворению Малларме потом поставил короткий балет Вацлав Нижинский (по мнению Дебюсси, не любившего все эти русские танцы - «варвар»; но балет стал сенсацией.) Собственно об «Послеполуденном отдыхе…» Дебюсси иногда говорят, что с него началась вся современная музыка. «Бергамасская сюита», вдохновленная стихотворениями другого его великого современника, Верлена, стала хитом на все времена (ее третью часть, чудесный «Лунный свет» обожают все люди земли - кто не обожает, тот, скорее всего, не слышал). Единственная опера «Пеллеас и Мелизанда» по Метерлинку вызвала очень бурные и противоречивые отзывы в 1893 году, но ныне считается сокровищем. Как и «Море», наверное, самое популярное его произведение, в котором он пытался воссоздать - и воссоздал - в музыке бесконечно меняющуюся и остающуюся неизменной водную гладь.
Сам он говорил, что пытается найти для музыки новые реальности, а тех, кто называл направление его работы импрессионизмом – дураками. Композитор рассматривал звук, тональность, аккорд, как самостоятельные величины, способные сочетаться в многокрасочные созвучия, не ограниченные никакими условностями и правилами. Для него характерна любовь к пейзажу, воздушность, текучесть форм, неуловимость оттенков. Больше всего Дебюсси сделал в жанре программной сюиты, как фортепианной, так и оркестровой. Наиболее известные среди них – «Море», «Ноктюрны», «Эстампы», «Бергамасская сюита»
Комментарии 1