Помогите в поиске родных ! (Воронеж, Пенза, Самара)
Разыскиваются родственники Копылова Сергея Алексеевича, 1919г. рождения, уроженца с. Лукина Поляна Нижнеломовского района Пензенской области:
"Друзья! Просим помощи в поиске родственников членов экипажа Пе-2 567-го Гв. МТАП ВВС ТОФ, погибшего 11 ноября 1948г. во время тренировочного полёта. Останки собраны, церемония захоронения планируется на октябрь-ноябрь. К этому времени было бы здорово, если бы нашлись родные!!
Информация по каждому члену экипажа прилагается: 1 АЭ 567-го МТАП.
погибли в катастрофе 11 ноября 1948 г. в районе аэродрома Николаевка ВВС ТОФ.
КОПЫЛОВ Сергей Алексеевич лётчик:, рождения 12 октября 1919 г.р. лейтенант, Пензенская область, Н-Ломовский район, с. Лукина Поляна, Холост. Участник ВОВ от 19.08.1944 г. Участник войны с Японией 09.08-03.09.1945 г. награждён Орденом Отечественной войны 2 ст. (ВВС ТОФ от 26.08.1945)
АЛФЁРОВ Василий Степанович, штурман, лейтенант, родился 15 сентября 1921 г.р, г. Коротояк, Воронежская обл., окончил 10 классов средней школы в с. Коротояк. Холост.
Награждён Орденом Отечественной войны 2 ст. (ВВС ТОФ от 26.08.1945г.) ВСР:
ОПОЙЧЕНКО Николай Павлович сержант, родился 30 июня 1926 г.р. Куйбышевская область, Безенчукский район, деревня Ольгино, Холост. Участник ВОВ с 1944 г. в составе ЧФ. Участник войны с Японией 09.08-03.09.1945 г. награждён медалями "За победу над Германией" и "За победу над Японией".
Может быть, в этих районах есть знакомые поисковики! Заранее благодарен!
Командир ПРМОО "ПО "АвиаПоиск" Ярослав Ливанский".
"17 сен 2013г. 16:52 Друзья! Просим помощи в поиске родственников членов экипажа Пе-2 567-го Гв. МТАП ВВС ТОФ, погибшего 11 ноября 1948 года во время тренировочного полёта. Останки собраны, церемония захоронения планируется на октябрь-ноябрь. К этому времени было бы здорово, если бы нашлись родные!!
Информация по каждому члену экипажа прилагается: 1 АЭ 567-го МТАП.
Самолёт в вертикальном перевернутом положении с работающими моторами, вращаясь по спирали, врезался в склон сопки в тайге с высоты 5000 метров. Причиной стало резкое заклинивание рулей при бомбометании и отрыв тормозной решётки. Экипаж представлен мелкодроблёными фрагментами на глубине 1,5-2,5 метра в скальном грунте, вперемешку с камнями. найдены личные вещи, пряжка ремня с якорем, наушники, остатки кожи от регланов, куски черепных коробок с остатками волос и т.п. Николаевка - это Партизанский район Приморского края. И сейчас тут аэродром ВВС ТОФ. Данные, которые я привел - из послужных карт экипажа. Дрёгих сведений о них нет. Все очень плохо заполнялось на ТОФе.... могилы нет.. Ни на месте, ни на кладбище гарнизона...
Ярослав Ливанский Командир ПРМОО "ПО "АвиаПоиск"
ПРИМЕЧАНИЕ № 4.
830-38 ОКПЛВП в/ч 87268 гарнизон Сафоново Северного флота, День полка 1 сентября 1954г.:
830 ОКПЛВП = они командовали полком
11.08.1954г.-17.11.1955г. = майор Попков Алексей Никитович, командир 2053 ОАЭВ
17.11.1955г.-24.04.1958г. = майор Коваленко Петр Иванович, командир 2053 ОАЭВ
24.04.1958г.-04.08.1960г. = майор Коваленко Петр Иванович, командир 830 ОАПВ
04.08.1960г.-05.06.1965г. = полковник Пшеничников Павел Васильевич, командир 830 ОАПВ
05.06.1965г.-10.05.1971г. = полковник Мосолов Герман Павлович, командир 830 ОАПВ
10.05.1971г.-10.05.1973г. = полковник Епифанов Виктор Алексеевич, командир 830 ОАПВ
10.05.1973г.-18.08.1975г. = полковник Логачёв Николай Фёдорович, командир 830 ОАПВ
18.08.1975г.-23.11.1977г. = полковник Чесноков Юрий Иванович, командир 830 ОАПВ
23.11.1977г.-07.07.1986г. = полковник Мандрык Иван Андреевич, командир 830 ОАПВ
1980г. = разделение на два вертолетных полка: 830 ОКПЛВП - 38 ОКПЛВП
1980-84г. = полковник Мандрык Иван Андреевич - п/полковник Акифьев Николай Иванович
1986-88г. = полковник Шкулёв Леонид Павлович - полковник Соловьев Валерий Васильевич
1988-91г. = полковник Соловьёв Борис Васильевич - полковник Шкулев Леонид Павлович
1991-93г. = п\полковник Степанов Геннадий Иванович - полковник Масютин Владимир Алексеевич
1993г. = соединение в один вертолетный полк = 38 КПЛВИ 57 СКАД
05.01.1991г.-25.12.1993г. = полковник Масютин Владимир Алексеевич, командир 38 КПЛВП 57 СКАД
29.01.1992г.-29.12.1993г. = полковник Степанов Геннадий Иванович, командир 830 КПЛВП 57 СКАД
29.12.1993г.-25.07.1996г. = полковник Хистяев Александр Михайлович, командир 830 КПЛВП 57 СКАД
25.07.1996г.-07.01.2003г. = полковник Куклев Николай Викторович, командир 830 КПЛВП 57 СКАД
07.01.2003г.-2010г. = полковник Чечеров Сергей Викторович, командир 830 ОКПЛВП
ВСПОМНИМ ! когда взлёт не равен посадке = не вернулись из полета:
1963г. - капитан Кононов.
1975г. - капитан Суринт Р.С.
1976г. - капитан Нестеров В.М., майор Иванов Н.П., лейтенант Самойлов B.C.
1977г. - капитан Ермолаевский В.А., подполковник Пастухов Ю.В., майор Вовк И.Н.
1978г. - старший лейтенант Балдин.
1979г. - капитан Гуринев Г.И., старший лейтенант Левчук М.
1982г. - майор Костюченко Н.Р., майор Кабиев М.Х., старший лейтенант Волков Ю.Г.
1987г. - майор Блатцев Ю.И., майор Корзинин В.П.
1988г. - лейтенант Николайчук О.В., капитан Быков А.В.
1992г. - майор Максименко С.В., майор Смирнов И.Г., майор Сизов П.П., майор Салехов А.А.
1992г. - капитан Климов С.В., капитан Новиков И.В., капитан Цар P.O.
1994г. - майор Алтышкин А.Г., капитан Никитин А.Н., капитан Галкин В.Г., старший прапорщик Ференчук С.В.
Список фондов рассказывает о становлении Авиации России:
Воздухоплавательные отряды *ф.11890, 12006, 33173 и др.; 1918-26г.
Воздухоплавательные группы, дивизионы *ф.11744, 12006, 29104, 32440 и др.; 1918-41г.
Авиационные звенья *ф.11977-11979, 11981 - 11987 и др.; 1918-23г.
Аэростанции *ф.12155 - 12157; 1918-24г. Аэродромы *ф.12133-12154, 36320 и др.; 1918-40г.
Авиационные дивизионы *ф.11732-11753, 12073, 12109 и др.; 1918-25г.
Авиационные отряды *ф.11756-11766, 31695, 33847 и др.; 1918-25, 1927г.
Авиационные эскадрильи *ф.12104, 12124-12136 и др.; 1918-25г.
Авиационные группы *ф.11685-11728, 34684, 34887 и др.; 1918-39г.
Авиационные эскадры *ф.12098-12103; 1918-24г.
Управления авиационных бригад *ф.35031, 35156 - 35167 и др.; 1926-40г.
Полигоны *ф.36319, 37990, 37991; 1935-40г.
Основные группы фондов: Управления 6 тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса БВО; 30, 31, 33, 35, 37, 38, 42, 43, 46, 48, 68, 88 авиационных дивизий, 3 и 38 истребительных, 8 легко-бомбардировочной, 19 скоростной бомбардировочной, 5, 8, 9, 10, 21, 45 и 47 смешанных авиационных дивизий
*ф.37662, 32258 - 32260, 34556, 35017 - 35024 и др.; 1936-41г.
Авиационные полки *ф.32263, 34520, 37163, 37846 и др.; 1938-41г.
Материалы опытно-испытательного дивизиона РККА (ф.32440) (1926-37г.): переписка по воздухоплаванию, полетам в стратосферу, о выполнении заказов, о дирижаблестроении, акты испытаний воздухоплавательного имущества.
исторСправка: Приказы, инструкции по ВВС Красной Армии, по авиационным и воздухоплавательным соединениям и частям административно-строевые. Оперативные и разведывательные сводки, журналы полетов и другие документы о проведении полетов, о боевых действиях некоторых частей, донесения о расположении и силах противника. Акты об авариях и чрезвычайных происшествиях. Акты проверки частей. Переписка об изобретательской и рационализаторской работе. Приказы, распоряжения политорганов; протоколы партийных и комсомольских конференций, собраний и заседаний парт-комиссий; статистическая отчетность политорганов, партийных и комсомольских организаций; отчеты, донесения о политико-моральном состоянии личного состава, партполитработе, дисциплине в частях. Сведения о формировании, укомплектовании, боевом составе соединений и частей, о состоянии аэродромов и аэростанций. Переписка по вопросам вещевого и денежного довольствия, по личному составу. Исторические формуляры частей.
Авиация России, включает в себя 2014-23г.:
Вертолетные подразделения
Бомбардировочные подразделения
Военно-транспортная авиация (включая ОТАПы)
Дальняя авиация
Зенитно-ракетные подразделения
Истребительная авиация
Истребительно-бомбардировочная авиация
Смешанные АП и АЭ
Подразделения беспилотных ЛА
Подразделения ДРЛО
Подразделения РЭБ и РЭП
Разведывательная авиация
Штурмовая авиация
Учебные подразделения
Авиация ВМФ
Авиация КГБ/ФСБ
Авиация ВВ МВД
Авиация МЧС
Прочие подразделения
например: 91 ииап 4 ЦБП и ПЛС ВВС (в/ч 23251) а/д Липецк-2, Шахм 10, Липецкая обл.
100 киап 39-й ИУТК ВГК ВМФ (в/ч 45782) а/д Новофедоровка, Республика Крым с 10.03.1986г.
582 иап 4-я ВА ВГК ОН ВВС (в/ч 65203) а/д Хойна, Польша, 06.1955-05.05.1992г.
582 иап 4-я ВА СГК ОН ВВС (в/ч 65203) аэр. Смоленск-Северный, с 5 мая 1992г.
Большими буквами пишутся: Все воздушные армии, независимо от рода авиации, а так же ВВС внутренних округов, армии ПВО, ракетные армии, флотилии, общевойсковые и танковые армии, военные округа, группы войск, флоты, флотилии. А так же армейские корпуса. Примеры: 16 ВА, 30 ВА ВГК, ВВС СибВО, ВВС МВО, 1 ОА ПВО ОН, 10 ОА ПВО, 50 РА, 43 РА, Северный Флот (СФ), Каспийская Флотилия (КФл), 22 ОА МВО (22 общевойсковая армия МВО), 3 гв. ТА 1 Украинского Фронта, 1 гв ТА МВО, БВО, МО ПВО, ГСВГ, ЦГВ, 1 Украинский Фронт, Резервный Фронт, 13 гв. АК (13 гвардейский Армейский Корпус). Корпуса в составе сухопутных войск, например 4 гвардейский танковый корпус (трехбригадного состава) ВОВ, 21 стрелковый корпус (трёхдивизионного состава) ВОВ, корпуса ПВО, например 3 корпус ПВО МО ПВО - маленькими: 4 гв. тк, 21 ск, 3 к ПВО. Принадлежность к гвардии при этом всегда указывается. всё что ниже Армейского Корпуса - маленькими буквами. иад, тбад, рд, мсд, тд, д ПВО, эск (эскадра), например 12 эск АПЛ Северного Флота), 33 д АПЛ (33 дивизия атомных подводных лодок, бригады, полки, батальоны, дивизионы, отдельные роты, отдельные эскадрильи... через дробь указываются подразделения полка, например: 1/245 мсп (1-й мотострелковый батальон 245 мсп. Все части обеспечения - маленькими: 73 опс 16 ВА, 214 оп РЭБ БФ, 16 обр СпН МВО (16-я отдельная бригада специального назначения МВО. Исключения: большими совместно с маленькими буквами пишутся части с обязательным указанием рода войск,
например: 228 абр БМ (228 артиллерийская бригада большой мощности), 297 овэ РЭБ (297 отдельная вертолетная эскадрилья РЭБ)... 131 ордн СН Белорусского Фронта (131 отдельный радиодивизион Специального Назначения)... И т.д. и т.п.
п.с.: По гвардейским полкам ВВС: 47 ограп - не совсем корректное написание с т. зр. "Наставления по переписке штабов...". Надо писать 47 гв. орап. Хотя я был в штабе 47 ограп и практически во всех документах полка встречал написание 47 ограп.
Исключениями были официальные документы в штабы МВО и ВВС МВО и др.
«ГОРОДОК» гимн гарнизона «НИКОЛАЕВКА»
песня Анжелики Варум, которую написал её отец Юрий Варум (1992г.) на слова Кирилла Крастошевского
в 1994г. вышла в финал «Песни-94», стала лейтмотивом программы «Городок»,
впервые песня прозвучала в 13-м выпуске «Городка» (1994)
Ах как хочется вернуться
Ах как хочется ворваться в городок
На нашу улицу в три дома
Где все просто и знакомо на денек
Где без спроса ходят в гости
Где нет зависти и злости милый дом
Где рождение справляют
И навеки провожают всем двором
Время, время кружит снег
И разъехались соседи кто-куда
И когда дома сносили
Мы с тобой мой друг шутили не беда
Раз в году письмо скупое
Поздравленье с
Рождеством и долгих лет
Ровно восемь тихих строчек
И другой какой-то почерк
Все привет
Ах как хочется вернуться
Ах как хочется ворваться в городок
На нашу улицу в три дома
Где все просто и знакомо на денек
Где без спроса ходят в гости
Где нет зависти и злости милый дом
Где рождение справляют
И навеки провожают всем двором
Лишь во сне приходят лица
Не узнать и половины
Ярок свет
Год прошел, почтовый ящик
Открываю, две газеты, писем нет.
Ах как хочется вернуться
Ах как хочется ворваться в городок
На нашу улицу в три дома
Где все просто и знакомо на денек
Где без спроса ходят в гости
Где нет зависти и злости милый дом
Где рождение справляют и навеки провожают
И навеки провожают всем двором
В результате проведённого в 2015г. журналом «Русский репортёр» социологического исследования, текст песни
занял 61-е место в топ-100 самых популярных в России стихотворных строк, включающем, в числе прочего,
русскую и мировую классику.
УДК 355.233
ЮРАСОВ Александр Николаевич подполковник запаса,
старший преподаватель единственной кафедры АВМФ России, ветеран морской Авиации
МОРСКАЯ АВИАЦИЯ
её развитие и становление
Воронеж
2007
При рассмотрении истории морской авиации России путем привязки к каждому конкретному периоду истории или историческому событию одного, нескольких или целой группы фактических аргументов развития, можно увидеть тенденцию России: «ВВС = 95 – 5 = АВМФ». И неслучайно принято решение за № 5 от 27 июля 2006г. о выпуске памятной юбилейной медали «90 лет морской авиации». Опираясь на многочисленные факторы, хочется обратить внимание на становление легендарной Авиации ВМФ России.
По существу становление авиации началось в начале XXв. С появлением первых боевых самолетов морские специалисты прозорливо определили роль и значение авиации в вооруженной борьбе на море. Русско-японская война 1904-05гг. показала, что неудачи России на море во многом были предопределены отсутствием на флоте средств, обеспечивающих разведку, одним из которых мог стать аэроплан. В принципе уже существовал построенный А.Ф. Можайским самолет с паровой машиной (1883г.), О. Райтом был совершен первый полет на самолете с двигателем внутреннего сгорания (1903г.). Первые шаги по созданию и испытанию аэропланов явились мощным импульсом для формирования отечественной теории полетов и научной базы конструирования летательных аппаратов.
Первым среди ученых России, занимавшимся вопросами воздухоплавания, был профессор Н.Е. Жуковский. Его труды “О парении птиц”, “О присоединенных вихрях” сыграли исключительно важную роль в разработке теории полетов. Под руководством Николая Егоровича создавалась первая в России аэродинамическая труба в Московском государственном университете, первый в мире авиационный научно-исследовательский аэродинамический институт (лаборатория) в Кучине (1904г.). Велись и другие научно-практические работы.
Незадолго до начала Первой мировой войны Великий князь Александр Михайлович, возглавлявший Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования и с большим интересом наблюдавший за успехами авиационного дела за рубежом в 1903-09гг., был абсолютно убежден: «…положить прочное начало создания в России военного воздушного флота задача несравненно более важная, чем усиление имеющегося уже Морского Флота одним линейным крейсером…» Сумма в 900 тыс. рублей оставшихся неизрасходованными на флоте Императором Николаем II было разрешено использовать на новое перспективное дело - создание воздушного флота. Это было 6 февраля 1910 года. А через месяц во Францию, где известным Луи Блерио был осуществлен первый перелет на моноплане через Ла-Манш, командируются шесть российских офицеров и столько же нижних чинов для обучения на пилотов и техников для обслуживания аэропланов. Среди первых представителей военно-морского ведомства были лейтенант Пиотровский и поручик Комаров.
В 1909г. капитан Л.М. Мациевич на заседании Морского технического комитета (МТК) в докладе “О типе морского аэроплана” изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. В то время это была достаточно смелая идея, в развитие которой в октябре того же года он подал на имя начальника Морского Генерального штаба докладную записку “О состоянии авиационной техники и возможности применения аэропланов в ВМФ” с изложением основных технических решений создания корабля-авиаматки. Предложенный Л.М. Мациевичем проект авианесущего корабля имел навесную палубу для взлета и посадки аэропланов, электрическую разгонную лебедку (прообраз катапульты) и особые тормозные сети (аналог аэрофинишера).
Таким образом, Л.М. Мациевич впервые сформулировал основные принципы построения авианосца. Он же разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси, что вызывалось условиями посадки на корабль. И все же, несмотря на отсутствие недостатка в идеях, передовая общественность России была обеспокоена отставанием в технической оснащенности своего флота. В 1910г. при “Особом комитете по усилению русского флота на добровольные пожертвования” был образован Отдел воздушного флота. Началось всестороннее изучение свойств аэропланов и возможностей их боевого применения на море.
В июле 1910г. подполковник М.М. Конокотин в докладе МТК “Об организации опытов по применению самолетов на флоте” предложил проект переоборудования броненосца “Адмирал Лазарев” в авианосец. На корабле предусматривались большая верхняя палуба, размещение труб по бортам судна, нижняя ангарная палуба для хранения десяти самолетов и два лифта для подъема и спуска самолетов. Председатель МТК академик А.Н. Крылов одобрил проект. Было дано распоряжение о финансировании работ, связанных с его реализацией, и об отборе наиболее пригодных аэропланов.
Однако вскоре Морской Генеральный штаб отказался от этого проекта. Назывались различные причины отказа, в том числе отсутствие возможности создания и необходимости такого корабля. Тогда казалось, что гидросамолеты прибрежного базирования предпочтительнее корабельных самолетов того же назначения, так как они смогут на Балтийском и Черном морях, исходя из масштабов театра военных действий, успешно решать всю совокупность возлагаемых на них задач. Применение корабельной авиации на Дальнем Востоке и на Севере вообще не рассматривалось.
И все же предложенные Л.М. Мациевичем и М.М. Конокотиным проекты были актуальными, а сообщения о них опубликованы в журналах “Морской сборник”, “Вестник воздухоплавания”, “Кронштадтский вестник”.
Заказанные 11 летательных аппаратов заграницей требовали пилотов. Для этого в мае 1910 года в Гатчине открыта Офицерская воздухоплавательная школа. Вот только заказанные аэропланы поступили на ее аэродром не летом, как предполагалось, а поздней осенью. И поскольку климатические условия не позволяли проводить летные занятия с курсантами в Гатчине, Отдел Воздушного Флота вынужден был искать более удобное место на юге России. Выбор пал на Севастополь. В дальнейшем в Гатчине проводились только практические полеты офицеров-летчиков, командированных из Севастополя для участия в маневрах Санкт-Петербургского военного округа.
Зарождение морской авиации относится к марту 1910г., когда французский летчик А. Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете. Приведу интересный эпизод, описанный в книге В. Дыгало "Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло":
«….Ранним теплым утром 16 сентября 1910г. Севастополь был необычайно оживлен. Ожидался полет первого во флоте аэроплана. К 10 часам собралось много зрителей. На краю поля, примыкавшего к окраине города, красовался аэроплан “Антуанет”, возле которого стояла группа военных. Среди них выделялся высокий, статный офицер в морской форме, но в летном шлеме с большими защитными очками. Он взобрался в кабину, механик раскрутил пропеллер и отбежал в сторону. Зрители, затаив дыхание, наблюдали, как аэроплан набирал скорость на зеленом поле. И вдруг, оторвавшись от земли, запарил в воздухе. Тысячеголосое “ура” заглушило рокот мотора, и над головами собравшихся взметнулись фуражки и шляпы. Летчик из кабины приветственно помахал рукой. Аэропланом управлял морской офицер, лейтенант С.Ф. Дорожинский.
Неделей позже, 22 сентября 1910г., лейтенант Г.В. Пиотровский на самолете “Блерио XII” с механиком на борту совершил первый в России полет над морем из Петербурга в Кронштадт. За полчаса он пролетел 25 верст. Это был первый в России междугородный перелет, а Пиотровский в газетных публикациях торжественно был назван “летчиком дальнего действия”.
Не раз, поднимая аэроплан, Дорожинский задумывался о том, что было бы хорошо приспособить свой “Антуанет” для взлета с воды и посадки на морской аэродром. В 1911г. он сделал попытку установить этот самолет на поплавки собственной конструкции - два главных и хвостовой. Но при испытаниях аэроплан зарывался поплавками в воду, поэтому не мог набрать скорость, достаточную для взлета. Тогда во Франции был заказан поплавковый гидросамолет марки “Вуазен-Канар”. Дорожинский обучился летать на нем, став первым гидроавиатором России…»
Кроме С.Ф. Дорожинского и другие русские моряки широко проводили опыты по применению самолета на море. Например, 24 мая (6 июня) 1911г. лейтенант В.В. Дыбовский осуществил поиск подводной лодки с аэроплана, заложив тем самым основы противолодочной борьбы с воздуха. Организационное начало авиации Российского флота было положено 19 апреля 1911г., когда морской министр адмирал И.К. Григорович дал “добро” на формирование в Севастополе первой команды военно-морских летчиков в составе двух отделений, в каждое из которых входило по три аэроплана. В том же году на зарубежных заводах были заказаны три однопоплавковых летательных аппарата «Кертиса» и два «Вуазена». Центром испытаний гидросамолетов стало Черное море.
26 октября 1911 года в Севастопольской военно-авиационной школе состоялся первый выпуск: «…капитаны 2-го ранга Кедрин и Дмитриев, поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дорожинский, Букегевден, Дыбовский, Подгурский…» первыми из офицеров флота получили «…офицерское звание военного морского летчика…» По этому случаю Император Николай II подарил школе часы, которые дожили и до наших дней и исправно ходят в Качинском высшем военном училище летчиков ВВС РФ.
Все они вписали славные страницы в военную историю России, например:
• Дыбовский Виктор Владимирович будучи старшим лейтенантом 20-го корпуса авиационного отряда ЧФ приказом по Морскому ведомству от 11.12.1915г. за № 786 ему «…за успехи уничтожения противника в большом количестве…» стал кавалером ордена св. Георгия 4 степени2.
• Макеев Борис Владимирович будучи штапс-капитаном авиационного отряда Гвардейского корпуса дважды был представлен 1.6.1915г. и 4.3.1917г. к ордену св. Георгия 4 степени2.
Первая символика у российских военных морских летчиков появилась незадолго до начала Первой мировой войны. В конце 1913 года был учрежден нагрудный знак «Военный летчик». Его рисунок и описание были введены в действие приказом по Военному ведомству от 26 ноября (13.11 - по ст. стилю) 1913 года за № 639. Знак представлял собой серебряный оксидированный венок из дубовых и лавровых ветвей, поверх которого закреплены два перекрещивающихся меча. В месте пересечения мечей расположен щит с изображением государственного герба, сверху щита — императорская корона, а по бокам - символизирующие авиацию крылья1.
Среди выпускников учебных центров Военного ведомства и частных авиационных школ были и флотские офицеры, получавшие звание военного летчика или военного наблюдателя за морскими судами. Но в отличие от офицеров Военного ведомства, на морских офицеров не распространялось право ношения специального учрежденного нагрудного знака для авиаторов армии.
Через год морская авиация стала создаваться на Балтийском флоте. В начале 1-й мировой войны флотские авиаторы осуществляли на своих ажурных “стрекозах” отважные боевые полеты. Именно русским морским летчикам принадлежит первенство в нанесении бомбового удара с неба по кораблям противника.
Для подъема отечественного морского самолетостроения в 1911-13гг. русским правительством были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах. Например, Д.П. Григорович начал работы с модернизации французского самолета “Донне-Левек” и накапливал опыт конструирования на образцах М-1 - М-4. Весной 1915г. он создал удачную конструкцию гидросамолета М-5 (летающая лодка). Этот аппарат был построен серией из 300 самолетов. В конце 1915г. Д.П. Григоровичем создается еще более удачная летающая лодка М-9 для ведения воздушной разведки, вооруженная пушкой или пулеметом. Продолжительность ее полета составляла 5 ч, скорость – 110км/ч. Летом 1916г. создан опытный образец морского истребителя лодочного типа М-II, скорость которого достигла 145км/ч.
В 1913-14гг. в России впервые были сформированы авиационные войсковые подразделения, в том числе гидроавиационные станции для морского флота. В тот же период проведены первые полеты русского гидросамолета С-10 И.И. Сикорского и его же серийного самолета “Илья Муромец”.
Сложилось так, что первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки. Это объясняется дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море.
В российском флоте впервые в мире еще в 1913г. было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты. Так, на Черном море были переоборудованы пароходы “Император Александр I”, “Император Николай I”, каждый из которых мог нести 5-10 гидросамолетов типа М-9 конструкции Д.П. Григоровича, а легкие крейсера “Алмаз” и “Кагул” были приспособлены для приема 2-4 аппаратов. Еще 3 парохода могли быть использованы для доставки гидросамолетов. На Балтике 6 самолетов ФБА, затем М-9 базировались на транспорте “Орлица”. К началу первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.
29 октября 1914г. во время набеговой операции немецкого линейного крейсера “Гебен” на Севастополь и артиллерийского обстрела города семь русских летающих лодок поднялись и, кружа над крейсером, сбросили свои бомбы. Насколько серьезно он был поврежден, выяснить так и не удалось, но этот боевой эпизод показал, что гидросамолеты становятся ударной силой на море и могут действовать самостоятельно.
Русские морские летчики действовали успешно не только на театрах военных действий. 8 августа 1914г. вековое молчание Арктики было нарушено ревом авиационного мотора: поручик Я. Нагурский совершил первые полеты на поплавковом аэроплане “Фарман” над Ледовитым океаном. Он искал исчезнувшую экспедицию Георгия Седова. Полет Нагурского можно без натяжки считать началом практического применения морской авиации в условиях Крайнего Севера.
Именно после данного эпизода введен в действие первый официальный документ морской авиации — «Положение о службе авиации в службе связи». Вышел он 10 августа 1914 года и в соответствии с пунктом 64 раздела IV «О прохождении службы чинами службы авиации» указанного положения, офицеры, получившие звание морского летчика. Данным документом предусматривалось право на ношение на правой стороне груди своего особого отличительного знака:
Авиатранспорты принимали участие в боевых действиях флота. Гидросамолеты выполняли задачи корректировки артогня кораблей, воздушной разведки, бомбометания по судам и базам противника, воздушного охранения кораблей. Например, в феврале 1916г. в набеговой операции против турецкого побережья впервые в мировой практике была применена авианосная ударная группа в составе линкора, крейсера, нескольких миноносцев, где самолеты сыграли роль главной ударной силы.
Из важнейших событий, которые произошли в 1915-16гг., следует отметить:
• за 1915г. 9 авиашкол России (из них 3 - морские) выпустили 250 военных летчиков, в Петрограде и Баку организованы школы морской авиации;
• решением Главного военно-технического управления на авиазаводах введена военная приемка;
• постановлением Военного Совета сформировано Управление Военно-воздушного флота и создана истребительная авиация;
• впервые петлю Нестерова на гидросамолете М-9 выполнил Я.И. Нагурский.
Следует отметить, что надежность первых самолетов, к сожалению, была очень низкой. Поэтому погибших летчиков из-за технических неисправностей самолетов было значительно больше, нежели погибших в воздухе в боевых столкновениях.
Развитие морской авиации в России шло по двум основным направлениям: авиация корабельного базирования и авиация берегового (прибрежного) базирования. Самолетный парк гидроавиации к концу 1917г. на Балтике насчитывал 98, на Черном море-112 аппаратов. Это были самолеты иностранного производства: “Телье”, “Ньюпор”, “Спад”, “Лебедь”, “Шорт”, “Ферри" - и отечественные летающие лодки М-5, М-9, М-15, М-20 с моторами “Испано-Сюиза”, “Рон”, “Сальмсон”, “Гном и Ром”, “Сопвич” и др.
Морская авиация Балтийского флота состояла из двух воздушных бригад, объединенных в воздушную дивизию, и отряда корабельной авиации. Воздушная дивизия Черноморского флота также состояла из двух воздушных бригад и дивизиона корабельной авиации и из отряда дирижаблей.
На Балтике корабельная авиация базировалась на гидроавиатранспорте “Орлица” (бывшем пароходе “Императрица Александра”) водоизмещением 3800т и скоростью 12 узлов. “Орлица” принимала на борт четыре гидросамолета. Приведу интересный факт из книги5 Вадима Кулинченко «Морской летчик Первой мировой войны»:
«…25 августа (ст. стиль) 1917 года морские лётчики Балтийского флота пригласили к себе на обед команды двух английских подводных лодок, которые действовали совместно с российским флотом в Балтийском море против немцев. Во время обеда командир английской субмарины «Е-9» Макс Хортон встал и провозгласил тост на русском языке: «За здоровье Орла Балтики Сафонова! Ура!». Все сидящие за столом бурно зааплодировали и закричали «Ура!». Кто же был этот «Орёл Балтики»?
Герой Первой мировой войны, пилот - ас, старший лейтенант М.И. Сафонов, насытив сухой послужной список некоторыми моментами достойной боевой жизни. 31 октября 1893 года Миша родился в уездном городе Острогожске Воронежской губернии. Отец его, потомственный дворянин, имел родовое имение при хуторе Острые Могилы. Уже давно нет многих не то что хуторов, но даже некогда цветущие сёла и деревни Воронежского края ушли в небытиё. А в те времена конца 19 столетия это были цветущие чернозёмы, а Острогожск был и культурным центром Воронежской губернии под названием Воронежских Афин5. История этого города богата известными фамилиями россиян.
Миша учился в Острогожской гимназии, которая славилась высоким образовательным уровнем, и мог пойти по любому достойному пути. Но его тянуло к себе море, в которое он влюбился заочно, увлечённо читая всё про море, попадающееся в руки. Поэтому раздумий не было, и на 16 м году жизни он поступает в Морской корпус, полный курс которого окончил 23 июля 1913 года, и приказом №144 по Морскому Ведомству был произведён в корабельные гардемарины с правом ношения нагрудного знака об окончании полного курса наук Морского корпуса…»
На Черноморском флоте гидроавиатранспорты “Император Александр 1” и “Император Николай 1” водоизмещением по 9240т и скоростью 14-15 узлов принимали на борт по семь-восемь гидросамолетов, а гидроавиакрейсер “Алмаз” - четыре самолета. Они объединялись в дивизион гидроавиакрейсеров Черноморского флота.
По два гидросамолета “Телье” предполагалось установить на палубе двух строившихся легких крейсеров типа “Светлана” на Балтике.
Береговая авиация Балтийского флота базировалась на воздушных станциях “Бригитовка” в Ревеле, а также в Гельсингфорсе и в г. Або (ныне - Турку). На Черном море береговая авиация флота базировалась в Балаклаве.
Подготовка морских летчиков осуществлялась в Ораниенбаумской, Гапсальской и Бакинской школах, а также в школе высшего пилотажа и воздушного боя в Царском (Красном) Селе под Петроградом.
В период Гражданской войны и красные и белые использовали самолетный парк, оставшийся от бывших царских армии я флота. В боях авиация несла большие потери, авиационные - заводы не работали, самолетный парк не пополнялся, что привело к полному упадку авиации в Советской России.
Только к началу первой пятилетки в советской морской авиации начали появляться первые отечественные самолеты конструкции Д.П. Григоровича и Конструкторского бюро морского самолетостроения: РОМ-2, МР-5, ТОМ-1, ТВ-1а, МДР-З и МБР-2, а к 1936г. - и МДР-4.
В 30-е годы у нас получила развитие корабельная катапультная авиация, которой были вооружены линейные корабли и крейсера. Катапульты фирмы “Хейнкель” закупались в Германии.
В 30-е годы летчики морской авиации выполняли специальные правительственные задания. Именно из флотских пилотов скомплектована полярная авиация, осваивавшая Северный морской путь. В 1934г. она в чрезвычайно трудных условиях спасла членов полярной экспедиции и экипаж парохода “Челюскин”. За выполнение этого задания семеро полярных летчиков стали первыми Героями Советского Союза. В их числе - четверка бывших черноморских морских летчиков - Ляпидевский В.А., Леваневский С.А., Молоков В.С. и Доронин И.В.
В 1935г. приказом Наркома обороны морская авиация выводится из состава Воздушного Флота и передается в подчинение начальнику Морских сил. В 1936г. создается авиационный научно-испытательный институт Морских сил РККА, который в 1960г. был включен в состав ЦНИИ ВВС как филиал по морской авиационной технике. На него возлагались задачи разработки самолетов, объектов оборудования и вооружения для морской авиации, а также задачи проведения государственных и совместно с промышленностью испытаний опытных и эталонный серийных гидросамолетов и самолетов берегового базирования морского назначения. До конца 50-х годов им проводились испытания практически всех самолетов и вертолетов морской авиации.
Когда 30 декабря 1937г. был образован4 Народный комиссариат Военно-Морского Флота, морская авиация стала именоваться Военно-воздушными силами ВМФ (ВВС ВМФ) и окончательно определилась как один из основных родов сил флота. За короткое время ВВС ВМФ значительно выросли в количественном и качественном отношении. К началу Великой Отечественной войны самолетный парк нашей морской авиации насчитывал более 2,5 тыс. боевых самолетов: бомбардировщиков, торпедоносцев, истребителей и морских разведчиков, а личный состав авиации ВМФ уже приобрел некоторый боевой опыт в ходе советско-финляндской войны 1939-40гг., повысил свою боевую готовность и во взаимодействии с другими силами Военно-Морского Флота авиация обрела способность решать самые сложные боевые задачи.
В ожесточенных боях с сильным противником был накоплен бесценный опыт тактического и оперативного использования авиации: разведывательной, минно-торпедной, бомбардировочной, истребительной.
Морские летчики свято хранили и приумножали боевые традиции военморлетов гражданской войны, своими героическими действиями приближали день нашей Победы. Именно флотские летчики первыми грудью встретили врага и стали первыми Героями Советского Союза и Великой Отечественной - лейтенант Петр Бринько и капитан Алексей Антоненко.
В 1939г. был принят ряд постановлений о строительстве новых авиационных моторостроительных и агрегатных заводов. К 1941г. количество авиационных заводов было удвоено. Для создания скоростного истребителя в 1939г. организовано четыре ОКБ: А.И. Микояна и М.И. Гуревича; А.С. Яковлева; П.О. Сухого; С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова. В 1939-40гг. этими ОКБ были разработаны самолеты МиГ-1, МиГ-З; Як-1; Як-З; Як-7; Су-1, Су-2; ЛаГГ-З, Ла-5, которые прошли горнило Великой Отечественной войны3.
Перед войной значительно выросла численность морской авиации флотов с 1433 самолета в 1939г. до 2581 в 1941г. В составе ВВС БФ насчитывалось 656 самолетов. ЧФ - 626. Из них были сформированы на каждом флоте по две авиационные бригады и по несколько отдельных эскадрилий. Авиация Северного флота имела к началу войны 116 самолетов, а Тихоокеанского флота – 1183 самолета4.
В общем, морская авиация имела: 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев. Надо признать, что значительная часть самолетов была устаревшей конструкции. Уже в ходе войны авиация ВМФ перевооружалась на новую авиационную технику. Накануне войны был создан новый самолет - пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В.М. Петлякова.
В новейшей истории Морская авиация - род сил ВМФ, состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.
Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.
Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса “воздух-поверхность” и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.
Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.
Мужество и самоотверженность отличают любого летчика. Ярким показателем высокопарных слов служит воинский долг честно выполненного скромного нашего земляка с крутого берега реки Эртиль Юрия Ивановича Чурилова.
первоисточники:
1. Борисов В.А. Нагрудные знаки советских Вооруженных Сил 1918-1991. М.: «ФАРН», 1994. стр. 6, 7.
2. РГА ВМФ: ф.417, оп.5, д.3944, 3945 за 1915г., ф.400, оп.12, д.27378, л.329 за 1916г., ф.409, оп.1, п/с 2178 за 1908г.
3. РГА ВМФ: ф.406, оп.9, д.3731. (Спб., ул. Миллионная № 36), послужной список Михаила Ивановича Сафонова.
4. «Морская авиация России» - A.M. Артемьев, Москва, 1996г.
5. Источники Острогожского историко-краеведческого музея. (г. Острогожск, бульвар Крамского),
6. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17.02.1984г.
история морской авиации богата выдающимися событиями и судьбами:
2-е полных Георгиевских кавалеров: унтер-офицер КУЗНЕЦОВ Евгений Владимирович (1888 – 02 апреля 1920, Новый Петергоф) Авиация Балтийского воздушного района, пожалован Георгиевским крестом 1-й ст. за № 5659 «за то, что, будучи 1 августа 1916 года механиком на аппарате, во время налета на неприятельскую авиационную станцию и последовавшего затем боя с неприятельскими аппаратами, метким огнем из пулемета зажег неприятельский аппарат, который упал в воду и перевернулся»; погиб при испытании самолёта.
подпрапорщик РЕВОЛЬ-ТИССО Шарль Альфред\\Адольф (02.06.1892г., Париж - 13.07.1971г.) пилот-истребитель 2-й воздухоплавательной группы, пожалован Георгиевским крестом 1-й ст. за № 16390 «за то, что 1 февраля 1917 года встретив аэроплан противника у деревни Пинчиу, доблестно и мужественно вступил с ним в бой, в котором неприятельский аппарат был сбит и упал в нашем расположении у деревни Деокеци»; имел Георгиевский крест 4-й ст. за № 962896; имел Георгиевскую медаль 4-й ст. за № 928457 «участвовал в воздушных боях на Румынском фронте»; получил лицензию гражданского пилота № 1248 (01.03.1913г.); награжден орденами: Почётного легиона «Пилот-адъютант, энергичный и ловкий, он знает, что своим примером рвения и храбрости молодые пилоты его эскадрильи последуют за ним. 15 февраля 1917 года он сбил немецкий самолет, который упал на землю позади наших позиций» и Médaille Militaire «Серьезный пилот Военно-воздушной службы; пилот первого класса, отважный до опрометчивости, очень внимательный и очень уверенный. Продемонстрировал свои качества храбрости и хладнокровия 26 марта, когда во время разведки его самолет был очень подвергся сильному обстрелу и был поражен шрапнелью в нескольких местах, но он ни на мгновение не уклонился от порученной ему задачи. Он особенно отличился в сотрудничестве своей эскадрильи во время операций 5, 6 и 7 июня» (15.06.1915).
Георгиевские кавалеры: капитан 1-го ранга Кузнецов И.С., капитан 2-го ранга Качинский В.Р.;
старшие лейтенанты: Литвинов В.А., Лишин С.А. и Марченко В.М., лейтенант Коведяев Е.Е.;
поручики: Басов С.Н., Быков А.Т., Нагорный Б.А., Прокофьев-Северский А.Н., Ткач В.С.
первые Герои СССР морские лётчики с 20 апреля 1934г. золотая звезда за № 1 Ляпидевский А.В.,
за № 3 Молоков В.С., № 4 Леваневский С.А., за № 7 Доронин И.В.
в годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза дважды: удостоены морские лётчики: Мазуренко А.Е., Раков В.И., Сафонов Б.Ф., Степанян Н.Г. и Челноков Н.В.
первый космонавт планеты Юрий Алексеевич Гагарин - лётчик МА Северного Флота…
совершили воздушный и наземный таран на вражеские объекты:
Беликов В., Бородин В., Захаров В., Герасимов П., Скатов П.,
Меркулов В.А. (Герой РФ от 23.02.1998 № 442), Першиков В.А. (Герой РФ от 30.12.1999 № 528).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев