🚩🙏🥀 ГЕНОЦИД ОСЕТИНСКОГО НАРОДА
В эти дни в Южной Осетии будут вспоминат жертв геноцида осетинского народа, устроенного грузинским руководством летом 1920 года. С того времени прошло 104 года, однако в народной памяти все еще живы отголоски этих кровавых событий, поставивших на грань выживания южную ветвь осетинского народа. Тем более, что тот геноцид оказалсяфактически протяженностью в столетие и закончился лишь в августе 2008-го года с признанием Российской Федерацией независимости Южной Осетии. Между тем, страницы истории необходимо периодически перелистывать.
В 1920 году на юге Осетии был совершен геноцид против осетин, в основе которого лежал принцип национальной неприязни. Стремление подавить большевистскую фронду было просто поводом, но никак не причиной. Ни традиционная пророссийская настроенность осетин, ни популярность большевизма в Южной Осетии не могли быть причиной уже только потому, что среди осетин были меньшевики, а среди самих грузин масса пророссийских политиков. Чтобы понять события тех лет, вернемся к периоду, когда было свергнуто самодержавие, и на просторах царской России складывался новый мир. И мир этот был разнообразным и многоцветным, не таким однозначным, каким он представлялся нам в учебниках советской истории.
После свержения самодержавия в регионах России царила политическая вольница. В каждом уголке бывшей единой страны к власти приходили разные партии. В 1917-1921 годах в Грузии при абсолютном лидерстве меньшевиков действовали партии эсеров, большевиков и анархистов. Причем устойчивость партийного мировоззрения членов этих партий была условной. Так, известный палач Южной Осетии, руководивший в 1920 году геноцидом осетин, Валико Джугели, ярый член партии меньшевиков, ранее был… большевиком. И это неудивительно, ведь большевики и меньшевики представляли два крыла одной революционной партии РСДРП, образованной в 1898 году.
Понятно, что осетины, многие из которых участвовали в деятельности этих партий, перенесли эту политическую палитру и в Южную Осетию. Однако все они – меньшевики, эсеры, большевики – ставили для себя главной целью суверенитет Южной Осетии. Но пути к достижению этого каждый видел свои.
Формирование государственного национально-территориального образования виделось в организации общего политического органа – Национального совета. Первое заседание совета прошло 5-9 июня 1917 года в поселке Дзау. В то время будущее политико-государственное устройство окраин Российской Империи было еще не определено. Поэтому Национальный совет не ставил пока вопрос немедленного территориального обособления Южной Осетии, более важным считая вопросы развития национальной культуры и образования, проблему землепользования и владения лесными угодьями. Однако, после того как меньшевики Грузии 26 мая 1918 года объявили о создании независимого государства, вопрос статуса Южной Осетии стал актуальным. Следует отметить, что власти Грузии в то время были достаточно слабы, как в военном, так и экономическом плане. В 1918 году правительство Ноя Жордания пригласило в Грузию германские войска, которые вскоре заняли все стратегические пункты страны. Но, что интересно, в Южную Осетию немецкие батальоны не вошли, хотя необходимость занятия горных перевалов диктовалась простой военной логикой. Да и сами представители Тифлисских властей в то время больше забрасывали просьбами Цхинвал признать «грузинскую республику», избегая попыток политического переустройства Южной Осетии.
В то время Национальный совет практически владел всей полнотой власти на юге Осетии. В доме Григола Магкоева на Богири располагались органы управления, милиция, суд. С правительственными структурами в Тифлисе связи были номинального характера. В первое время в национальном движении большевики не были представлены широко. Поэтому требования осетинских представителей к правительству Грузии не носили непримиримого характера. Территориальное обособление допускалось в рамках единого государства, было даже предложение образовать национальный кантон. К слову, такая позиция была созвучна даже сегодняшней позиции официального Тбилиси, навязывавшего несколько лет назад Южной Осетии кантональную форму существования в составе Грузии. После вывода из Грузии германских войск и с приходом в страну сил Антанты (в частности, англичан и французов при поддержке США – прим. ред.) положение изменилось.
Юго-осетинские представители теперь попытались апеллировать к международному сообществу. Зимой 1919 года Национальный Совет обращается к миссиям держав Антанты, представленных в Закавказье, со специальным «Меморандумом народа Южной Осетии», где обозначалась идея воссоединения севера и юга Осетии. Документ был составлен на русском языке, несколько экземпляров были на французском, на тот момент еще официальном языке международной дипломатии.
Считается, что грузинские власти впервые совершили вооруженное нашествие на Южную Осетию в июне 1920 года. Но это не так. В начале марта 1918 года меньшевистские войска под командованием Коста Казиева перешли границу для того, чтобы арестовать представителей Национального совета и разоружить население. Военная кампания закончилась разгромом меньшевистских войск у селения Дргвис (пригород Цхинвала) и гибелью всего грузинского военного командования. Однако уже 22 марта новые войска под командованием генерала Александра Кониева вошли в Цхинвал. Осетинские повстанцы с боями отступают до Дзау.
12 мая 1918 года воинские подразделения грузинских меньшевиков под командованием генерала Каралова вновь занимают Цхинвал и распускают Национальный совет. В октябре 1919 года Грузия снова вводит в Южную Осетию войска, чтобы подавить революционные выступления, охватившие также и соседние районы. К декабрю антименьшевистское восстание в Грузии было подавлено. Ввиду их явного численного превосходства сопротивление меньшевистским войскам потеряло смысл и в Южной Осетии. 2 декабря штаб восстания, расположившийся у святилища Кастау дзуар близ селения Тонтобет, принял решение временно прекратить вооруженное сопротивление. Таким образом, вооруженное вторжение на юг Осетии правительство Грузии осуществило трижды. Но год 1920 стал кульминационным.
К этому времени сложилось интересное положение. Грузинские войска, хотя и контролировали Южную Осетию, тем не менее, не выдвигались дальше селения Уанел. Это и позволило в мае 1920 года осетинским большевикам провозгласить в селении Рук Советскую власть. 31 мая 1920 года образованная в Северной Осетии Юго-Осетинская бригада перешла перевал и присоединилась к повстанцам в этом селении. 6 июня были разгромлены меньшевистские войска в Дзау, вечером 7 июня с боем взят город Цхинвал. Однако к 12 июня грузинское правительство срочно сняло войска с других направлений и перебросило их в Южную Осетию. С этого дня и до 23 июня шли непрекращающиеся бои. Осетин убивали на улицах Цхинвала, во дворах собственных домов. Осетинская слободка, в которой компактно проживали осетины, пылала. Вскоре огню были преданы все осетинские населенные пункты от Цхинвала до крайнего селения Рук.
О масштабах геноцида говорят документальные материалы специальной комиссии, работавшей с участием в том числе и грузинских представителей. Только в Цхинвале грузинскими правительственными войсками было убито более пяти тысяч человек, при этом каждый третий был ребенком! Всего же было убито, по разным данным, от 15 до 25 тысяч человек – то есть от 20% до более 30% тогдашнего осетинского населения Южной Осетии. И это не считая тех, кто погиб в пути при переходе через перевалы и тех, кто умер уже в изгнании от болезней. При этом считается, что данные цифры были серьезно занижены в советские годы во имя «дружбы народов». И ни слова не говорилось об огромном количестве сожженных сел и деревень, многие из которых были просто выжжены, стерты с лица земли, а их население уничтожено. Именно по этой причине многие населенные пункты, к примеру, близлежащие к Цхинвалу села Згудер и Тихреу, так и не были восстановлены – население, жившее здесь, было уничтожено, и возвращаться на пепелища было просто некому. Это только небольшой пример итогов геноцида 1920 года.
Можно ли забывать подобное? Конечно же, нет. Но с памятью у нашего народа почему-то часто происходят непонятные метаморфозы. Почему о геноциде евреев и армян знают во всем мире, а о геноциде осетинского народа, по сути, только мы? Да потому, что о своей трагедии надо говорить самим, кричать, использовать любые площадки, чтобы лишний раз показать весь трагизм, показать через что прошел наш народ и как смог выстоять вопреки. Говорить для того, чтобы подобное больше не повторилось. Однако в фактическом замалчивании геноцида 1920 года во многом виноваты мы сами.
Впервые факт геноцида на государственном уровне был засвидетельствован в 1990 году принятием «Декларации о геноциде 1920 года в Южной Осетии». В 2006 году Парламент РЮО принимает постановление «О политической оценке событий 1918-1920 гг.». Но все эти документы, по большей части, остаются для внутреннего пользования. Достаточно ли этого? Безусловно – нет. За последние десять лет о геноциде осетинского народа системно писала только наша газета. К сожалению. И лишь за год до 100-летия трагической даты, после того как был издан соответствующий указ Президента РЮО, тема геноцида нашла, наконец, бóльший отклик… Безусловно, для нас очень важна была позиция В.Путина относительно геноцида 1920 года (по большому счету именно слова российского лидера «спровоцировали» нашу власть на определенные действия). То, что руководство России помнит о трагедии осетинского народа ценно. Только о геноциде, прежде всего, должны помнить мы сами. И постоянно напоминать о нем всему миру, добиваясь его признания…
Х.КОЦТЫ
17.06.2024
#газета«Республика»южная осетия
***
"Вчерашний дождь отмыл улицы Цхинвала, но не смыл потоков крови…"
Спустя более 100 лет после кровавых событий 1920 года в Южной Осетии приходится констатировать, что все еще не собран исчерпывающий материал, который обобщил бы потери осетинского народа тех лет. Остаются вопросы, не нашедшие отражения даже в исторических исследованиях, не говоря уже о литературных произведениях осетинских писателей. Разнятся данные по количеству человеческих потерь – от пяти с половиной тысяч до пятнадцати тысяч человек по другим источникам. В то же время существуют документально подтвержденные данные, которые трудно подвергать сомнению, часто в дневниках и мемуарах самих карателей, к примеру – о 136 сожженных осетинских селениях, причем, иногда вместе с жителями, остававшимися в домах. Существует список этих сел, как и тех 117 населенных пунктов, которые были уничтожены в огне грузинскими вооруженными бандами при повторении событий в 1991-92 годах. Целый город Ногир образовался на территории Северной Осетии из беженцев с юга, многих приютили родственники в других населенных пунктах, многие умерли от свирепствовавшего тифа. Реже причиной гибели беженцев называют «испанский грипп», но, как оказалось, «испанка», которая добралась в российские губернии позже, чем в другие страны мира, все же привела к массовым жертвам, в том числе среди беженцев в Северной Осетии. Многие из тех, кто смог вернуться на родину в 1921 году, умерли от лишений и перенесенных болезней, вынужденные начинать жизнь с нуля на пепелище своих домов. Путь через перевалы, судя по воспоминаниям участников тех событий, практически был усеян наспех засыпанными могилами скончавшихся в дороге стариков и, особенно – младенцев, не вынесших переохлаждения. Июнь был дождливым в тот год, этот факт подчеркивается практически во всех воспоминаниях. Тропы на высоте около 3 тысяч метров через Зикарский, Рукский и Мамисонский перевалы, конечно, были знакомы некоторым из них, кому приходилось хоть раз перебираться через горы в более благополучные времена. Но таких людей было мало, они шли впереди, указывая собой путь, и отставать от них было нельзя. Световой день в горах короток, времени на привалы не было, старики неизбежно отставали, измученные маленькие дети срывались с круч. Согласно официальным исследованиям, каждый третий погибший в результате карательной экспедиции против осетинского народа был ребенком. Общее количество жертв геноцида составило около четверти всего осетинского населения Южной Осетии.
Численность погибших от рук карателей среди жителей Цхинвала и сел, не успевших уйти вместе с другими, сравнима с количеством погибших в результате исхода беженцев. В книге кандидата исторических наук К. Пухаева «История геноцида осетин 1920 года», вышедшей к столетию событий, приводятся и такие факты, о которых мало кто знает – к примеру, о том, что над городом несколько раз появлялся аэроплан грузинских войск. Авиабомбы сбрасывали на Цхинвал еще до начала наступления грузинской гвардии, с 9 по 11 июня, а позже с аэроплана целенаправленно бомбили также колонну беженцев на территории между селениями Дзау и Хвце. Нещадно истреблялись осетины, попавшие к гвардейцамв плен, устраивались показательные расстрелы, для устрашения населения демонстрировались варварские способы убийства, в которые трудно было бы поверить современному человеку, если бы подобные же зверства не повторялись в отношении осетин в 1991-92 годах. Спустя 70 лет после тех кровавых событий снова горели села, гибли люди, попавшие в руки грузинских бандитов, уходили беженцы пешком часто по пояс в снегу теперь уже по Зарской дороге, которая на тот момент была всего лишь непролазной для транспорта тропой на высоте 2 тысяч метров. Тогда и стали проясняться в памяти и бережно собираться рассказы бабушек и дедушек о том, что один раз они такое уже пережили. История повторилась, все это уже было, просто не употреблялось еще в обиходе слово «геноцид». Этот термин официально был принят международным сообществом лишь в декабре 1948 года, но он, безусловно, распространялся и на преступления более ранних времен. Наши предки называли эти времена: «гуырдзы нӕ куы цагътой, уӕд», «гуырдзы хъӕутӕ куы сыгътой, уӕд»…(«когда грузины истребляли нас», «когда грузины сожгли наши села») и т.д.
Автор книги, светлой памяти Константин Петрович Пухаев, признает, что с того момента, который собственно и принято отмечать как геноцид, а именно – с 12-го по 22 июня, когда последние беженцы покинули пределы Южной Осетии, ход событий иногда приходилось восстанавливать по мемуарам непосредственных участников событий, которые описывают их в строгой хронологической последовательности, называя имена командиров повстанцев и даже отдельных бойцов, и по рассказам очевидцев, сохраненным потомками. В связи со скудостью документальных источников таким же образом дополнялись материалы других исследований – Интернет-ресурсов, посвященных геноциду, документальных фильмов, научных работ. С полной уверенностью можно сказать, что большая часть архивных документов, среди которых приказы командиров меньшевистских подразделений, переписка, различные протоколы и многое другое было в короткий срок увезено с глаз долой в Грузию, и вряд ли эти документы, подтверждающие преступления грузинской армии против осетин именно по этническому признаку, бережно хранятся в архивах. Поэтому имеют огромное значение бесценные свидетельства людей, переживших те события, записанные лично или передававшиеся устно потомкам. Ведь еще совсем недавно, лет 20-30 назад, почти в каждой семье живы были бабушки и дедушки, помнившие 1920-й год.
Советская пропаганда запрещала выпячивание национальной истории, особенно, если что-то вызывало подозрение в наличии претензий в отношении других народов. Через пару поколений это табу стало нормой, поэтому в советской оценке тех событий закрепилось понятие основного виновника – «грузинские меньшевики», чтобы придать некую политическую окраску действиям грузинской армии против мирного населения и избежать обвинения в этнических чистках. Но потому и бежали люди от верной гибели – они знали, что грузинская армия пришла уничтожить Южную Осетию, а не большевиков. Доктор исторических наук, профессор Руслан Бзаров выделяет несколько способов, применявшихся грузинской армией для достижения этой цели. «Тактику выжженной земли» использовали в горных селениях и ущельях, традиционно противостоявших экспансии, когда войска стремились истребить всех жителей от мала до велика и сжигали селения. Вторая методика – «тактика устрашения»: избирательное истребление активных участников Сопротивления, рассчитанное на то, что их родственники и односельчане обратятся в бегство. Наибольший резонанс имела показательная казнь в Цхинвале 20 июня 1920 г. захваченных в плен тринадцати повстанцев, руководителей и участников крестьянского движения.
Третья методика – «этническая чистка» состояла в депортации осетин из оккупированной Осетии на Северный Кавказ в обмен на сохранение жизни и применялась в мирных населенных пунктах, не участвовавших в Сопротивлении. Причем, правительством заранее была создана переселенческая комиссия, которая должна была в плановом порядке переселять на «освобожденные» от осетин места грузинское население. Самым вероломным способом уничтожения той части осетин, которая не смогла уйти на север и скрывалась в горах и лесах, был призыв к осетинам, вернуться к мирному труду. Первые же группы легковерных были расстреляны засадными отрядами, так что расчет на дальнейший обман не оправдался. Грузинский министр внутренних дел Рамишвили отчитался 3 августа 1920 г.: «Повстанцы Джавского ущелья покинули Грузию и перебрались в Северную Осетию. Остатки их в спешном порядке продолжают эвакуацию. Освобожденные участки занимаются переселенцами из Рачинского, Душетского и даже Озургетского уездов».
«Почему я не записывала?», – сожалеет наша собеседница Лариса Джиоева. И на это есть ответ: никто не мог представить, что бабушкины рассказы являются документом, который когда-то можно будет использовать для доказательства преступлений против осетинского народа. В ее памяти прочно закрепились отдельные эпизоды, которые повторялись в доме часто и все больше прояснялись по мере того, как она росла. Лариса вспомнила, что бабушкина подруга часто упоминала ножницы, рассказывая о том, как ее семья покинула родное село и вместе с другими бежала на север. Прошло много лет, прежде чем образ чем-то очень важных ножниц занял свое место в трагической истории женщины: «Немецкими ножницами я выкопала на обочине тропы могилку для своего умершего в пути ребенка, неглубокую, потому что не было времени, меня не стали бы ждать. Я видела, что даже за упавшим в пропасть человеком никто не стал спускаться – ни у кого не было сил, да и не спасли бы его с переломами. И к тому же надо было спешить, чтобы успеть до темноты пройти как можно больше, холодная ночь могла принести новые смерти. Поэтому просто закопала его, чтобы зверь не добрался, и воткнула рядом какую-то корягу, как знак». Так делали многие, но эти знаки не привели никого из них к могилам своих родных, не все вернулись в Южную Осетию тем же путем, да и вообще далеко не все вернулись. Большинству было просто некуда возвращаться, но они предпочитали родное пепелище и не могли остаться там, где их приютили на севере. Есть удивительные факты о детях, родившихся на чужбине у перенесших путь на север беременных беженок. Уцелевшие родители теми же тропами через перевалы несли своих младенцев обратно – на Родину после ее освобождения, когда советская власть «вновь» была установлена, как сказано в документе 1921 года. Мужчины и женщины собирали камни, чтобы отстроить свои разрушенные или сожженные дома, носили с русла реки, скрепляли кладку глиной, чем же еще. В высокогорных опустевших селениях тоже было нелегко – срубали деревья и строили временные бревенчатые домики. Наживать хозяйство на голом месте было совсем не просто, работали, не щадя сил, чтобы вернуть хоть частично то, что делает возможной жизнь в селе: завести потихоньку живность, посадить кукурузу, поставить мельницу на речке. «Мельница была особенно важна для села, – продолжает рассказывать Лариса Джиоева. – Родители моей бабушки в тот страшный день, когда в село уже вот-вот должны были ворваться грузинские гвардейцы, схватили детей, кое-что из одежды и еды на дорогу, привязали к лошади свой скарб и бежали вместе с другими. Они уже вышли за село, когда старшая девочка, десятилетняя сестра моей бабушки, вдруг решила по пути забежать на мельницу и прихватить в мешочке немного муки, сколько сможет. Мать с отцом не успели ее удержать, они просто пошли медленней, все время оглядываясь, не появится ли дочка за ними на дороге. Но она так и не догнала их, гвардейцы, которые уже заходили в село именно со стороны мельницы, увидели девочку с мешочком муки, схватили ее, вспороли ей живот и высыпали туда муку. Тело дочери, все в муке, увидел отец, который тихо пробрался к злополучной мельнице в ее поисках. Как такое могли сделать люди? Никак. Мать с отцом двигались дальше на север, спасая остальных детей. Первую ночь провели без сна, уложив детей в неумело сделанном шалаше, сами легли на войлок, накрывшись, чем попало, и плакали беззвучно, чтобы вдруг не привлечь внимание возможных преследователей. Шел сильный дождь, ручьи несли грязь со склонов, ил собирался вокруг них, но они ничего не замечали. Только бы побыстрей пройти этот скорбный путь и завыть, наконец, во весь голос, закричать от боли. Под утро они засыпают тяжелым сном, и тут из кустов выползает человек, который ждал этой минуты. Он отрезал уздечку, привязанную к ноге мужчины, и вместе с конем – последним, что осталось от 78 голов скота, исчез в темноте. Так теперь будет еще долго, одна беда потянула за собой все остальные, и эта полоса не скоро кончится – впереди их ждет «испанка», что унесет двоих детей, нищета и голод»... Удивительно, как жестоко коснулся геноцид одной семьи, включая самое знаковое преступление грузинских меньшевиков против осетинского народа: Лариса рассказала о том, как ее юная прабабушка Сона Тадтаева прокралась на Згудерское кладбище после расстрела тринадцати коммунаров и под горьким, как ее слезы, дождем раскопала траншею, куда сбросили убитых, вытащила тело своего мужа, Павла Ходова, и тайно увезла его через всю полыхавшую огнем Южную Осетию в родовое селение Гудис, где и похоронила по-человечески. Там, в Згудере, под обелиском теперь лежит двенадцать останков. Этот душераздирающий рассказ, услышанный Ларисой от бабушки – абсолютно неизвестный историкам факт.
Так и запомнила те рассказы: бесконечный дождь, что не прекращался, пока шло истребление народа, и как будто продолжался все долгие месяцы горькой доли беженцев. «Вчерашний дождь отмыл улицы Цхинвала. Но не смог отмыть потоки крови, вчерашние жестокие потоки крови. Их не так легко было смыть…», – писал Созруко Кулаев о расстреле тринадцати коммунаров. Одно из хрестоматийных произведений, по которому были восстановлены детали того события на рассвете 20 июня 1920 года. Через семнадцать лет после того дождя молодой нарком просвещения Созруко Кулаев был расстрелян по обвинению в саботировании перехода Юго-Осетинской автономной области «с латинского алфавита на новый осетинский алфавит на грузинской основе». Геноцид продолжался, и было еще много дождей в истории Южной Осетии, черных дождей, смывавших следы преступлений против осетинского народа. И только память народа, передаваемая из поколения в поколение, не дала уничтожить эти следы
ИНГА КОЧИЕВА
19.06.24
***
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО
Во время геноцида осетинского народа в июне 1920 года на всем расстоянии от Цхинвала до Главного Кавказского хребта грузинские власти учинили кровавый погром, не осталось ни одного неразоренного и несожженного населенного пункта, где проживали осетины.
Десятки тысяч людей стали беженцами, тысячи были убиты или погибли при переходе через заснеженные перевалы на север Осетии.
В ходе противостояния в черте города в плен попало 13 участников сопротивления. Уже сам факт того, что грузины кого-то взяли в плен, вызывает удивление. Но очевидно, что командованию грузинской гвардии необходимо было устроить показательную казнь, чтобы убить у осетин всякое стремление к сопротивлению.
Арестованные были помещены в подвал частного дома в Цхинвале, рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы, и спустя несколько дней, рано утром, 20 июня, их повели на расстрел.
🥀 Имена 13 коммунаров, расстрелянных грузинским меньшевистским правительством 20 июня 1920 года:
▪️Валиев Данил Николаевич
▪️Валиев Николай Арчилович
▪️Цховребов Кишил Зурабович
▪️Котолов Николай Давидович
▪️Джиоев Андрей Габиевич
▪️Ходов Пашка Давидович
▪️Гобозов Соско Леванович
▪️Тедеев Иван Ражденович
▪️Цховребов Тотр Дуриевич
▪️Дзеранов Буту Гаврилович
▪️Гиголаев Резо Давидович
▪️Гиголаев Саша Николаевич
▪️Кумаритов Гиго Александрович.
🙏 ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!!!
20.06.24
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев