дайте хоть чуть-чуть кислорода!
...Что творится с человечеством?! Мы бок о бок живём с "нЕлюдями", с жестоким зверьём в человеческом обличье. Они везде - не только на войне, они и в мирных городах и сёлах, среди нас с вами, совсем рядом. С особой жестокостью "нЕлюди" убивают и калечат животных, включая домашних, выбрасывают в мусорные баки живых младенцев, издеваются над стариками, детьми и женщинами. Им ничего не стоит лишить жизни одного или сотни невинных жертв! Разве можно таких ублюдков называть людьми или просто, человеком?! Нет, ни в коем случае нельзя. Ну, а как тогда? Я учитель в обычной общеобразовательной школе. Причем, учитель музыки, предмета не стоящего в группе основных и следовательно, передо мной открывается полная картина, в которой абсолютно просматривается кто есть кто из детей, присутствующих у меня на уроке. Почему я так высказываюсь? Потому что они входят в класс незаинтересованные в изучении предмета Музыка. У них до меня не было априори интереса в изучении этого предмета и уж воспринимать музыку, как инструмент, под воздействием которого формируется душа человеческая, развивается чувственность восприятия мира, расширяется кругозор знаний, об этом вообще никогда не велась речь...
Я вижу каждого из них особенно глубоко, когда речь завожу о духовности. Это отдельный разговор. Сегодня смотрела интервью артиста Пореченкова. Он с гордостью говорил о своих родных детях, учениках Московской православной гимназии святителя Василия Великого, в которой есть свой крытый бассейн, стадион, литературно-музыкальная гостиная, большой зал для церемоний, есть свой Храм, где ребята регулярно посещают службы, имеют возможность исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Все культурно-массовые мероприятия проходят в духе Института благородных девиц. В гимназии введен обязательный дресс-код повседневной и парадной одежды. Главный плюс гимназии в том, что она даёт классическое русское православное образование, а преподавательская практика гимназии основана на современных достижениях педагогики и традициях русской школы с православными мировоззрением и ценностями. И конечно, её ученики не будут себе делать тату или пирсинг. Они же не принадлежат к племени аборигенов Африки или индейцев Америки! У этих гимназистов есть прозрачная опорная база для существования. И они будут уверенно за неё держаться всю жизнь.
Что мы видим в обычной общеобразовательной школе русской провинции? Возьмём, к примеру мою школу, в которой я работаю (школу 21 г. Калуги). В ней учится 850 человек. Наполняемость классов довольно плотная - от 32 до 36 человек. Большинство наших детей превосходны по многим аспектам: по скромности и внимательности, с отличной фиксацией материала и памятью, с хорошим прилежанием и в целом, с высокой оценкой воспитания, но практически в каждом классе есть маленький процент детей, переведённых из других школ, чаще всего, как говорится, с низким IQ и эти дети создают проблемы с поведением, отношением к серьезному обучению, тем более связанному с эстетическим циклом. Конечно, все глубинные особенности построения музыкальной драматургии в разборе и слушании симфонической, оперной, хоровой и инструментальной музыки, а также балетов и мировых мюзиклов, предлагаемых по программе ФГОС в старших классах изучать в таком смешанном ученическом составе весьма проблематично. А как хочется мне, учителю, донести до своих учеников весь смысл и красоту неземного музыкального мира, дать им возможность научиться приемам его восприятия, обогатить их духовный опыт, ведь даже в наших учебниках по музыке мы наблюдаем то, что музыкальное искусство России, в большинстве своем, строится на основе русской православной и народной традиций. А зарубежное искусство - на своей, характерной западной духовности основе. В течение года я работаю над циклом видео лекций о создании Богом Вселенной, планет, жизни на Земле, первых людях - Адаме и Еве, об их первородном грехе и изгнании из Рая, о дальнейшей истории развития человечества, где открывается его трудный путь через язычество к христианству, рождение Сына Божия, Его детство, крещение, тяжёлый крестный путь на Голгофу, мученическая смерть Господа нашего и Его Воскресение! Дети воспринимают такой лекторий с особым интересом, ждут каждый его новый урок. Дальнейшее изучение музыкальной культуры у нас строится на основе духовной и народной традиций, как я уже говорила. Но дети должны же знать историю христианства?! Слушая музыку, они должны понимать, о чем она рассказывает нам? Конечно - да. Я питаю глубокую надежду на изменение в сознании многих наших ребят на обновленное восприятие этой темы через сердце, через душу. Вспоминаю некий факт:
Однажды, чтобы победить экономический крах в своей стране, Японцы совершили большой эксперимент в государственной образовательной системе. Они убрали из неё на несколько лет предметы, касающиеся точных наук, а расширили предметы эстетического цикла. И когда их юное поколение выросло, наполненное духовным светом и внутренней красотой, знаниями во всех направлениях искусства, а придя на производства своей страны настолько высоко подняли коэффициент производительности и качества, что экономика в Японии стремительно рванула вверх и вышла в лидеры мирового пространства.
И меня мучает вопрос: почему не учесть такой опыт и не усилить эстетический блок предметов в нашей общеобразовательной системе, почему не повернуть образование в русло духовного развития и нравственного воспитания на более высоком и масштабном уровне, чтобы лучшие специалисты, талантливые педагоги с интересом шли работать в школы. Верю, что воздействие на развитие и воспитание учащихся средствами педагогики искусства будет лучшим проявлением заботы о формировании всесторонне развитой духовно-нравственной личности в Российском гражданском обществе.
#посолкультурысжр
#оксананабойченко
#музыкавшколевоспитаниедуши
#любимаяработа
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1