Часть 3. Омнибусы.
В летописи Н.С. Романова упоминается местный инженер по фамилии Кривцов, который 7 августа 1896 года подал в управу заявление о желании получить концессию на постройку нового для города вида рейсового транспорта - конно-железной дороги. Это были ходившие по рельсам, запряженные лошадьми вагончики с сидячими местами для пассажиров, предвестники современных трамваев. Так называемая «конка» впервые в России была проложена в середине девятнадцатого века недалеко от Петербурга. Во второй половине XIX века они появились и в других крупных городах: Москве, Казани, Минске, Самаре, Екатеринбурге, Новгороде. Но Иркутску не суждено было оказаться в этом списке, инициативу власти не поддержали.
Но не все идеи думой отвергались, так в 1899 году Н. Брюхановской было разрешено запустить движение по городу двух 12-местных омнибусов. Внешне они были очень похожи на дилижансы. Вход в омнибус производился через заднюю дверь, по лестничке. Имелись большие остекленные окна, а если еще были сиденья на крыше, то такой омнибус назывался «империал».
Омнибус можно считать «дедушкой» автобуса. Он появился на свет в начале XIX века во Франции, в Нанте. И там же родилось его название. Француз Этьен Бюро создал специальный многоместный конный экипаж для перевозки служащих из конторы судоходной компании в портовую таможню. Эта многоместная карета отправлялась с площади от шляпного магазина, на котором была вывеска на латыни: «Omnes Omnibus» - «Всё для всех». Поэтому конторские служащие и стали называть эту карету - омнибус, т.е. «для всех».
Иркутские омнибусы отправлялись от Тихвинской площади (ныне сквер им. Кирова) по Дегтевской (Российской) и Троицкой (5-й Армии) улицам через понтонный мост до Вознесенского монастыря с платою по 40 копеек с пассажира или через Дегтевскую и понтонный мост до железнодорожного вокзала за 25 копеек. Был еще один маршрут подешевле от учительской семинарии в Знаменском предместье по улице Якутской (Рабочего Штаба) через Ланинскую (Декабрьских Событий) и Арсенальскую (Дзержинского) до Хлебного базара (Торговый комплекс) по 15 копеек.
За 15 копеек в то время можно было купить три булки хлеба, килограмм картофеля или литр молока.
6 января 1908 года в Иркутске открылся новый маршрут омнибусного движения. Четыре омнибуса, принадлежащих предпринимателю Покрыживницкому, проходили от улицы Мяснорядной (ныне – Франк-Каменецкого) до железнодорожного вокзала с тремя остановками. В 1910 году на иркутских улицах появилось ещё десять омнибусов, связавших Знаменское предместье с центром города и вокзалом. На остановках были установлены щиты с расписанием движения омнибусов. Городская дума в 1913 году утвердила плату на проезд в омнибусах. Так, поездка по городу стоила 25 коп. днём и вдвое дороже ночью (знакомая практика! но сегодня эта разница меньше, мы платим на четверть дороже в вечерних автобусах), из Глазковского предместья в центр соответственно – 90 копеек и 1 рубль 20 копеек.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев