уже был близко. Фашистские самолеты бомбили наши позиции. Аэродром в Олсуфьево, естественно, тоже не был оставлен без внимания со стороны вражеской воздушной разведки. Первые дни войны противовоздушная оборона аэродрома была организована из рук вон плохо. Для защиты его от налета вражеской авиации использовались простейшие средства защиты - спарок пулеметов ШКАС, станковые пулеметы МАКСИМ, приспособленные оружейниками для стрельбы по воздушным целям и 20 миллиметровые пушки, снятые с пришедших в негодность самолетов. Истребителей для прикрытия первое время не было. Они появились позже. Немецкая авиация регулярно начала посещать наше воздушное пространство. Они летали в наш тыл для разведки. Особенно запомнился один немецкий самолет - разведчик Юнкерс-88. Он наиболее часто оказывался в поле зрения наших курсантов и офицеров. Чувствуя свою безнаказанность, немецкий разведчик вел себя слишком смело, если не сказать нагло. Он снижался до высот 1500-2000 метров над аэродромом, делал по несколько заходов, выполняя разведку и фотосъемку местности. Обычно, через 30-40 минут после его отлета, в небе появлялись немецкие бомбардировщики, которые сбрасывали бомбы на аэродром. Но их удары были малоэффективны, так как бомбы попадали на макеты самолетов. Вся военная техника в первые дни войны была рассредоточена и спрятана в лесу рядом с аэродромом. Командованием была поставлена задача – захватить неприятельский самолет. Этому помог случай. От нашей разведки поступило сообщение, что неприятельский Юнкерс повадился после проведенной разведки охотиться на домашних гусей. Во время такой охоты и было решено подловить охотников. Вот как отец описывает операцию под кодовым названием «ГУСЬ»: « По соседству с аэродромом располагался крупный птицеводческий совхоз. Наличие водоемов в виде цепи озер, связанных между собой небольшой рекой, благоприятствовали разведению огромного поголовья водоплавающей птицы - белоснежных русских гусей. Их косяки после утренних часов, проведенных на воде, выходили на берег, и все вокруг оглашалось гусиным гоготом. Экипаж ЮНКЕРСА, обычно, возвращаясь из разведки, снижался до бреющего полета и расстреливал с воздуха гусей. Затем производил посадку, быстро собирал убитую птицу и улетал в направлении линии фронта. Нужно было наказать наглецов и захватить самолет. Решено было организовать засаду вблизи озер в месте вероятного приземления ЮНКЕРСА. Для этих целей был назначен дежурный взвод из курсантов выпускного курса. Они уже сдали экзамены по летной практике, теоретическим дисциплинам, и ждали приказа о присвоении им офицерских званий и назначения в строевые части.
Как сейчас помню, на второй день после возвращения из прерванного войной отпуска, мне пришлось выполнять обязанности дежурного по гарнизону. Именно в этот день в очередной раз был замечен немецкий Юнкерс. Вражеский разведчик появился над аэродромом с некоторым опозданием. Вначале вдали послышался характерный для немецких самолетов гул моторов. Затем над аэродромом появился ЮНКЕРС-88. Он возвращался с разведки объектов, расположенных в нашем глубоком тылу. Экипаж торопился. Не задерживаясь над аэродромом, самолет взял курс на отлично заметный с воздуха ориентир - стадо гусей. На низкой высоте он прошелся над полем. Видимо, решал, как лучше зайти на цель и меньше всего ждал засады. Заметив небольшой косяк гусей в 20-30 голов, экипаж начал на бреющем полете расстреливать его из пулеметов. Сделав круг, пилот приземлил самолет примерно в 100 метрах от своих трофеев. Забрать добычу экипажу не удалось. Сработала засада взвода наших курсантов. По сигналу красной ракеты курсанты начали операцию. Взвод открыл перекрестный огонь из всех видов оружия. В результате в нескольких метрах от самолета был поражен выпрыгнувший из люка стрелок, а также поврежден воздушный винт правого мотора. Штурман самолета – разведчика открыл ответный огонь, но ограниченный сектор обстрела свел на нет эффективность его огня. Ведя огонь, и аккуратно используя непростреливаемый штурманом сектор, курсанты начали приближаться к самолету. Летчик ЮНКЕРСА после неоднократных попыток запустить неработающий мотор, решился на отчаянный шаг – взлететь на одном моторе. Начав разбег, самолет колесом попал в канаву, резко развернулся и, зарывшись консолью крыла в землю, остановился. Самолет был окружен и захвачен.
Поставленная задача командования была выполнена. Летчик и штурман были убиты во время захвата самолета. Стрелок – радист был тяжело ранен и не мог говорить. Обыск самолета принес свои плоды. Найденные документы подтвердили принадлежность самолета к разведке. В состав экипажа, согласно обнаруженным документам, входил командир cамолета-разведчика полковник ВВС Густав фон Рихтер, второй летчик капитан ВВС Вильгельм Штольц и стрелок – радист, фамилия которого осталась неизвестна из-за отсутствия документов.
На ЮНКЕРСЕ было установлено специальное разведывательное оборудование – радиолокатор, фотоаппаратуру, позволяющую вести съемки местности с больших высот. Самолет имел мощное вооружение и повышенный боекомплект. Для увеличения дальности полетов в самолете обнаружены установленные в бомбовых отсеках дополнительные баки с горючим. Это помогало увеличивать время пребывания самолета в воздухе в 2 раза в сравнении с рядовыми ЮНКЕРСАМИ. Также предусмотрена газовая защита баков от возгорания в случае попадания в них зажигательных снарядов. На проявленной пленке были обнаружены снимки заводов Брянска, Орла, ряда аэродромов и железнодорожных узлов со скопившимися здесь эшелонами с живой силой и боевой техникой. Также были фотографии эшелонов с оборудованием заводов, эвакуируемых в глубокий тыл.
Степень важности заснятых объектов дали основание полагать, что экипаж входил в состав вражеской разведывательной эскадры и вел оперативную разведку в интересах групп армий, развивающих успех наступления в направлении Москвы. Об этом случае была написана заметка в газете «Боевой листок».
Всем участникам операции была объявлена благодарность. Офицерский состав, в том числе и дежурный по гарнизону, коим был мой отец, был представлен руководством к внеочередному воинскому званию. Так закончилась история под кодовым названием «ГУСЬ».
Начало войны для нашей страны было тяжелым. Не смотря на ожесточенное сопротивление наших войск, остановить напор немецких захватчиков было трудно. Не хватало военной техники, танков, самолетов. В связи с быстрым приближением фронта по решению Верховного Главнокомандующего Красной Армии было решено перевести часть военных школ из центра страны в глубокий тыл. Войне требовалось много военных специалистов и в том числе летчиков, обучением которых и должны были заниматься эти тыловые школы. Так Командованием было принято решение о переводе Военной летной школы из города Балашово в город Славгород Алтайского края. Там недавно началось строительство военного городка. В июле 1941 Балашовская военная авиационная школа в полном составе была эвакуирована в город Славгород. Для усиления преподавательского состава в Славгород из Олсуфьево были переведены некоторые военные специалисты. В их числе был мой отец. Ему предстояло возглавлять в школе учебное летное отделение ( УЛО ) и преподавать тактику боя. В конце лета отцу с семьей предстояло отправиться на место назначения. Им пришлось бросить свое недавно обустроенное жилье, много вещей. С собой брали только самые необходимые вещи. По рассказам мамы ехали в Славгород товарным поездом. Вагон, где ехал отец с семьей, был под завязку набит казенной мебелью, ящиками с оборудованием и другими вещами. Небольшой закуток был отгорожен для проживания семьи. В то время мама была беременна мною. Наташе было 7 лет. Ехали долго, с частыми и длительными остановками. Приходилось пропускать военные эшелоны, которые стремились на фронт. Наконец, спустя 10 дней поезд прибыл на станцию Славгород. Прибывших людей встретили и доставили в военный городок. Нашу семью определили жить в двухэтажном доме барачного типа без удобств. В квартире было три комнаты. Две из них занимала другая семья. Папиной семье выделили одну комнату. Она была не больше 15 метров. Из них немалую площадь занимала печка, которую ежедневно предстояло топить. Кухня была общая с соседями. Там тоже была плита. На ней готовилась еда. Развернутый рассказ, описывающий нашу жизнь в военном городке, у меня представлен в начале воспоминаний. Итак, мама осталась обустраивать жилье, а папа отправился в штаб, чтобы доложить руководству о прибытии и принять дела. В семейном альбоме сохранилась фотография преподавательского состава. . Начальником школы был подполковник Пономарев Ф.Ф., комиссаром майор Мищенко, начальником штаба подполковник Михайлов. В преподавательский состав входили майор Харченко, подполковник Минкин, подполковник Эктов, майор Гончаревский, капитан Цибульский, майор Мирошников, подполковники Волков и Сидоров. Кроме того штат школы был укомплектован инструкторами, техническим персоналом и др. УЛО ( учебный летный отдел) располагался в отдельном двухэтажном кирпичном здании. Здесь находился кабинет отца и учебные классы. Кабинет был большой. В центре стоял стол, на котором была представлена картина местности с домами, деревьями, дорогами и разной техникой. Другие столы со стульями стояли вокруг него. Столы предназначались для курсантов. Здесь отец вел курс тактики боя. На стенах висели большая географическая карта СССР и разные плакаты. Вдоль одной из стен стояли шкафы. На шкафах стояли на изогнутых подставках самолеты разных моделей. Некоторые самолетики были подвешены к потолку на проволочках. Казалось, что они самостоятельно парят в воздухе. Кроме кабинета были учебные классы, оборудованные для изучения таких дисциплин, как конструкция самолетов и моторов, теория полетов, штурманская подготовка, и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом подготовки. Подготовку военных летчиков вели и на тренировочных площадках. Я помню стадион в военном городке. Там была оборудована беговая дорожка, стояли турники. Кроме того, имелись и специальные снаряды – колесо для тренировки вестибулярного аппарата, вышка для тренировки связочного аппарата ног. Недалеко, за пределами стадиона стояла парашютная вышка. Она была очень высокой и предназначалась для тренировки прыжков с парашютом. Курсанты прыгали с нее вниз, скользя по металлическому канату, натянутому под углом к вышке. Курсанты школы жили в казармах, находились на полном государственном иждивении, снабжались обмундированием и питанием. В годы ВОВ занятия продолжались по 10 и более часов в сутки. В связи с войной было приказано сократить сроки подготовки летных кадров. Это снижало качество летной подготовки, но было вынужденной мерой. Фронту срочно требовались летчики и планеристы. В те годы в глубоком тылу было нелегко. Сказывался недостаток учебно-материальной базы, недостаток обеспечения топливом, материалами, запчастями. Однако, это не давало права снижать качество подготовки курсантов. Ни сильные морозы, ветры и метели не могли помешать учебе. В течение 1941-1945 годов были подготовлены и выпущены в свободный полет десятки летчиков, которые бились на разных фронтах ВОВ. На фотографии, которую я нашла в интернете, один из выпусков летной школы.
Комментарии 6
Обязательно продолжайте
Эту Летопись Великой Войны и Авиации !!!