Император Константин был почитателем культа "Непобедимого солнца". На медальоне божество сопровождает Константина, находясь рядом с ним. Интересно, что датируется изображение 313 г. За год до этого император одерживает победу у Мульвийского моста. Перед сражением, как пишут современники, он узрел в видении крест и повелел начертать этот знак на щитах воинов. Однако исходя из того, что он изображен после этого в сопровождении обожествленного солнца, очевидно, что осознание того, что Христос должен направлять жизнь человека, к нему не пришло. Монеты с изображением непобедимого солнца будут чеканиться им до 325 г., но и после этой даты он не переставал воздавать почести солнцу.
Если церкви в Александрии и Риме, среди которых уже широко было распространено почитание первого дня, приняли указ Константина "на ура", то какова была реакция других церквей, которые стремились сохранять заповеданные в Священном Писании установления?
Нужно сказать, что церкви на Востоке, не отказываясь от соблюдения Субботы Господней, все же готовы были воспринять и традицию празднования Первого дня недели, связав это установление с воспоминанием о Воскресении Иисуса Христа. Так, Григорий Нисский в конце IV в. говорит о Субботе и Воскресении как о "сестрах".
Такая компромиссная позиция была ошибочной, так как с течением времени авторитет дня с языческими корнями и не имеющего Библейского обоснования стал превалировать над отрезком времени, отделенным и освященным Самим Творцом.
Недельный цикл в Древней Руси и в Российском государстве. Как было отмечено, существует два варианта семидневной недели. Первый связан с повествованием о творении мира в 6 дней, где седьмой – Суббота являлся днем покоя. Второй вариант – это разработанный в Вавилоне цикл из семи обожествленных планет, которые, согласно астрологии, управляют всеми земными делами. Какой же вариант ближе стоит к нашему календарю? Нужно отметить, что понятие о недельном цикле является практически идентичным почти для всех славянских народов. Этот факт позволяет предполагать, что это временное понятие сформировалось у славян достаточно давно, когда они представляли собой единую культурную и духовную общность. Итак, если посмотреть на нашу неделю, то можно отметить отсутствие планет-божеств и, напротив, наличие Субботы, которая заимствована, видимо, не у евреев, но у греков, так как в греческом нет шипящих (на еврейском звучит Шаббат).
Другое сходство – это наличие числительных Четверг-четвертый, Пятница-пятый. В современном виде Суббота считается шестым днем и может показаться, что так было и в прежнем варианте календаря. Однако, если присмотреться внимательно, можно отметить, что Среда является третьим днем (другое название "Тритейник") и в то же время этот день по смыслу слова должен находиться в середине. Серединой среда может быть только при условии того, что седьмым днем будет считаться Суббота.
Почему же Вторник и Четверг как будто говорят о том, что эти дни являются вторым и четвертым? Дело в том, что они действительно такими считаются только не относительно начала недели, а относительно ее первого дня. Первый день, современное Воскресенье, раньше на Руси назывался "Неделей" (От слова не делать, что свидетельствует о том, что славяне переняли традицию того, что первый день является выходным). Понедельник – это день, который следует после Недели, Вторник – второй после недели, Четверг – четвертый после недели, но он также является пятым от начала седьмицы, то есть от первого дня после Субботы.
Так было бы логичней. Так было у греков, под влиянием которых, видимо, и формировался славянский недельный цикл. Есть ли подтверждения этой гипотезе? Можно отметить следующий момент из "Повести временных лет": когда посланный от греков философ проповедует князю Владимиру о фактах сотворения мира, то замечает, что Господь почил от дел своих в седьмой день, то есть в Субботу. (П.В.Л. 986 г.)
Чтобы не оставалось сомнений, можно обратиться к совсем конкретным свидетельствам, а именно взять календарь России или даже Советского Союза, изданный до конца 20-ых годов 20 в. При знакомстве с календарями этого времени мы увидим, что Суббота является там седьмым днем. Современный счет дней появился только в 1940 г., после экспериментов с пятидневками и шестидневками.
Комментарии 5
(ум. в нач. 2 в.). Евсевий Кесарийский утверждает, что
Игнатий Богоносец был вторым, после ап. Петра, епископом Антиохии (Церковная история III, 22). Согласно свт. Иоанну Златоусту, Игнатий Богоносец был «общником апостолов» (42–я беседа. О св. Игнатии), т. е. либо лично знал их, либо твердо держался их традиции.
Был также учеником апостола Иоанна и другом Поликарпа Смирнского.
ПИШЕТ И ПРИЗЫВАЕТ ХРИСТИАН В послании к Магнезийцам.
Глава IX.
Будем жить со Христом.
Итак, если жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его...