Страницы истории
Ольга Монякова
Фото из фондов музея
СВЯТОЙ ПРОРОК ИЛЬЯ НА КАРТЕ КОВРОВА, ИЛИ ЗАГАДОЧНАЯ ИЛЬИНСКАЯ ЧАСОВНЯ
Весь фонд музея делится на 29 коллекций, которые сформированы, исходя из основного свойства музейного предмета. Например, есть коллекции металла, дерева, кости, иконы, живописи, стекла, нумизматики, археологии, документов, оружия, фарфора, редких книг и другие. Среди них коллекция фотографий – одна из самых репрезентативных. В ней находятся подлинные фотографии, начиная с 1860-х годов. А, если помните, год рождения искусства фотографии – 1839-й. Мы продолжаем знакомить читателей с фондовой коллекцией Ковровского историко-мемориального музея, которая является самой крупной и богатой среди муниципальных музеев Владимирской области и насчитывает сегодня свыше 62 тысяч экспонатов.
ТАМ, ГДЕ СЕГОДНЯ ПАРК
В составе музейного фонда находятся и именные коллекции, в том числе большая раритетная коллекция подлинных фотоснимков со стеклянными негативами первого директора музея Александра Георгиевича Бутрякова. На них А.Г. Бутряков главным образом запечатлел родной Ковров и городские события 1920-1930-х годов. Есть среди них серия фотографий ныне не существующей в Коврове Ильинской часовни. Отметим, что впервые часовня появилась на фотографиях еще дореволюционных фотографов сразу после своей постройки, приблизительно в 1908 году. На старом снимке даже виден строительный материал, сложенный справа от часовни за забором. Часовня была такой высокой и большой, что фактически взяла на себя функцию доминанты на этих снимках, хотя на многих из них виден только ее купол. Прежде чем говорить о часовне, познакомим читателя с историей места, на котором ее возвели. Сегодня всю эту территорию занимает парк Экскаваторостроителей. В старом Коврове она была поделена на две функциональные зоны: Ильинское кладбище и Ильинская торговая площадь. И той, и другой, как видим, покровительствовал святой Илья пророк.
ПО СЕНАТСКОМУ УКАЗУ
Сначала здесь появилось кладбище – еще в конце XVIII века, когда Ковров был очень мал и с южной стороны ограничивался левым кварталом современной улицы Свердлова. Ильинское кладбище возникло после свирепствовавшей в 1771 году в России эпидемии чумы и в результате принятых Екатериной II санитарных мер, которые запрещали хоронить умерших от заразных болезней на кладбищах в пределах городов. Предписывали выносить их за границы поселения не менее чем на 100саженей (1 сажень – 2,13 м). Двадцать четвертого декабря 1771 года Правительствующим сенатом был издан указ «О сношении губернаторов и воевод с духовными правительствами по отводу мест для кладбищ и построения церквей», запрещающий погребения при церквях во всех городах империи. Указ предписывал производить все захоронения в специальных местах за чертой города. Именно тогда в России появились традиционные для сегодняшнего дня массовые захоронения на специально отведенных территориях, то есть кладбищах. До этого они были при церквях и монастырях. Как правило, выбор святого покровителя зависит от предназначения места или объекта. Мы знаем святого Илью как громовержца, к нему обращаются с молитвами, если долго держится засуха. Но в этой молитве есть еще один момент, который, на наш взгляд, и объясняет выбор жителей Коврова конца XVIII столетия. Вот он: «Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани». На карте Коврова Ильинское кладбище появилось в 1790 году, но при этом наш город не был исключением. Еще раньше, в 1773 году, то есть практически сразу после сенатского указа, именно Ильинские кладбища возникли в Архангельске, Саратове. Много фактов, когда на организованных по сенатскому указу кладбищах возводились храмы в честь святого пророка Ильи. Например, Черкизовское кладбище с Ильинским храмом в Москве и др. Как видим, в XVIII столетии и даже раньше в России был распространен культ святого Ильи – покровителя умерших. Думается, такое почитание было связано с одним из чудес святого Ильи, описанных в Ветхом Завете: «Воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22), который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой». Следовательно, Ильинское кладбище было спланировано в Коврове к 1790 году как следствие необходимого выполнения сенатского указа об обязательном устройстве кладбищ за пределами городов. Иначе и очередной план Коврова был бы не согласован.
ПЕРЕНЕСЁННАЯ ЦЕРКОВЬ
Двадцать восьмого октября 1810 года во Владимирской духовной консистории было открыто дело «о дозволении в городе Коврове на кладбище князей Ковровых построить каменную церковь с приделом Георгия Победоносца». В деле, в частности, есть такая запись от 23 ноября 1811 года: «Место к построению в том городе Коврове на старом кладбище кн. Ковровых имеется очень удобно и расстоянием оное кладбище от Христорождественской церкви отстоит в восьмидесяти пяти саженях. Приказали: доложить его преосвященству о таковом мнении, не благоволено ли будет на построение теплой каменной церкви вместо старой дать грамоту, а о перенесении той деревянной церкви на кладбище на основании указа Святейшего Синода 1771 г. 29 ноября дать указ». В последнем предложении речь идет как раз об Ильинском кладбище. Именно туда предполагалось перенести деревянную Иоанно-Воинскую церковь. К сожалению, сведений о том, когда перенесли и перенесли ли вообще старую деревянную церковь на новое кладбище, превратив ее в Ильинскую часовню, пока не найдено. Но зато в Государственном архиве Владимирской области нами обнаружен такой документ – «Письмо из Владимирской духовной консистории владимирскому губернатору Супонину от 14 января 1816 г.». Документ касается постройки каменной Иоанно-Воинской церкви, но там упоминается и Ильинское кладбище, а поэтому процитируем его полностью: «В городе Коврове сооружается храм при прежде бывшем кладбище, где и ныне существует ветхая деревянная церковь и по бедному состоянию градских прихожан устройство храма не имеет довольного успеха, действие которого отнято особенно тем, что отведено с открытием города другое вдали кладбище, и уже на старом умершие не погребаются, а ковровские жители приостанавливаются теперь добровольным вкладом к скорейшему окончанию открытия церкви и что когда им опять позволено будет похоронять тела усопших родственников при вновь заводимом храме на давнем кладбище, тогда усилятся и пожертвования их на довершение оного и представив таковые причины на уважение, мы, испрашивая позволение на похоронение умерших тел на прежнем кладбище». Скажем, что разрешение такое было дано, и храм Иоанна Воина был достроен в 1827 году. Из документа видно, что с момента открытия города в 1778 году и по крайней мере до 1816 года жители Коврова не хоронили своих умерших на Иоанно-Воинском кладбище, а только на Ильинском. Это было основное городское кладбище. Осмелимся предположить, что именно в период между 1816 и 1827 годами туда была перенесена и старая деревянная церковь, из которой построили Ильинскую часовню. Когда вновь разрешили захоронения на Иоанно-Воинском кладбище, жители Коврова, по крайней мере состоятельные, стали погребать своих умерших здесь, где места, в отличие от Ильинского, были платными.
ДЛЯ БЕДНЫХ И БОЛЬНЫХ
Ильинское кладбище постепенно превратилось в кладбище для бедных, а когда в 1830-1831 годах и в 1848 году в России свирепствовали эпидемии холеры, на этом еще пока загородном кладбище хоронили умерших от заразных болезней. Именно здесь в 1848 году был похоронен умерший от холеры городской голова Иван Герасимович Дунаев. Позднее сюда добавились еще самоубийцы и прочий маргинальный элемент. Не случайно житель Коврова, представитель богатого купеческого старообрядческого рода Першиных – Михаил Федорович Першин (1897-1985), вспоминал о нем так в своих записках, обнаруженных в Москве и напечатанных в XVI сборнике ковровских Рождественских чтений: «В лесу против угла Московской и Георгиевской улицы было небольшое скотское кладбище, на нем хоронили самоубийц, опившихся вином, неправославных и вообще всех, кого не дозволялось по церковным законам хоронить на православном кладбище. Отдельные сосны, росшие здесь, сохранились до наших дней. У входа на кладбище, как раз на месте, где сейчас стоит памятник Ленину, была маленькая часовенка. Она кончила свое существование еще в XIX веке. Потом на ее месте был бюст Александра II, открытый в 1912 году в память пятидесятилетия освобождения от крепостной зависимости. Бюст Александра II был снят еще в 1918 году, летом. На его постаменте после смерти Ленина была поставлена фигура вождя (это место справа от центрального входа в парк. – Прим. авт.). В 1873 году городская управа размежевала участки от Георгиевской (Свердлова) улицы к вокзалу и их продала желающим для застройки, но так как по дороге на станцию по левую сторону оказалось кладбище, где хоронили самоубийц и была деревянная часовенка, межи участников от нее были сдвинуты в ту и другую стороны и образовалась площадь с кладбищем вдоль дороги на станцию». На старой почтовой открытке Коврова начала ХХ века хорошо видно это кладбище, обнесенное добротной оградой на кирпичных столбах. М.Ф. Першин немного напутал – участки были размежеваны и проданы в 1872 году на основании вновь утвержденного в этом году очередного плана застройки Коврова. Именно на основании этого плана Ковров стал расширяться на юг, и его границей уже стала Московско-Нижегородская железная дорога. Ильинское кладбище оказалось в самом центре застройки и поэтому на плане значится упраздненным. А за восточной окраиной города было намечено новое кладбище – Петропавловское.
Источник публикации:
Газета "Ковровская неделя" № 5 от 29 января 2021 года, стр. 13.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев