Владимир Денисенко.
Дорогой в армию
Близится 23 февраля. Замечательный праздник! Все мы имеем к нему прямое или косвенное отношение. В наше непростое время он особенно актуален. Думаю, что к месту будут мои зарисовки о нас, молодых призывниках, едущих к месту службы. Уверен, все, кто служил в армии, согласятся со мной, что уход в армию и возвращение домой - это одно из самых ярких и памятных воспоминаний в жизни.
Призвали меня и моих земляков-бендерчан третьего мая 1977 года, а в часть прибыли только спустя десять дней. В Кишинёве продержали двое суток, сформировали команду в погранвойска и отправили на Памир. Там нас ждала советско - афганская граница. Где Бендеры и где тот Памир! Расстояние порядочное - около 4-х тысяч километров. Какие только виды транспорта мы не поменяли?! Из Кишинёва в Одессу по железной дороге. Потом стареньким самолётом до Ташкента. Я сидел возле иллюминатора прямо над крылом. Оно так вибрировало, что мне казалось, вот-вот оборвётся! Трясло, как в телеге, и все воздушные ямы были наши. При посадке лайнер прыгал словно мячик. Вышли из него перепуганными насмерть.
В Ташкенте посадили в пассажирские вагоны, и мы поехали по пустыням. День едем, день стоим, пропускаем все важные составы. Ждём, когда освободятся пути. Жара невыносимая! Вагоны накалились - хоть прикуривай! Иногда выпускали наружу, чтобы хоть немного размяться. В окно и на тушёнку уже смотреть не могли - так всё надоело! Вода тёплая и невкусная. Местные жители подходили к полустанкам, угощали, продавали или обменивали на одежду овощи, фрукты и др. продукты. Во все игры переиграли, обо всём переговорили, а дороге конца и края нет. От безделья устали смертельно. Наконец- то доехали до Киргизии в г. Андежан. Там пересели на автобусы и двинулись в г. Ош. Много чего интересного мы видели по дороге. Меня очень удивило то, что дети там, начиная с 3-х летнего возраста, владеют верховой ездой на лошадях. Да так уверенно!
В Оше нас разместили с ночёвкой в каком-то складе. Во дворе бурно росла трава по пояс. Один из сопровождающих нас офицеров предложил желающим и умеющим скосить траву. Я единственный согласился выполнить эту работу, так как с детства был знаком с косой. Косил с удовольствием, освобождаясь от тягостного безделья. Так мне было хорошо, что я ещё прихватил участок за пределами ограды. Будущие погранцы смотрели на меня с сочувствием и покручивали пальцем у виска.
Дальше осталось ехать относительна немного, но почти через весь Памир. Дорога очень трудная, второе место занимала в мире по сложности и опасности передвижения. Это перевалы высотой до 6000 тысяч метров, изнурительные серпантины, блескучий до боли в глазах снег, жгучее солнце и острое кислородное голодание.
Подогнали бортовые ЗИЛы, покрытые брезентовыми тентами, постелили в кузова солому, а поверх неё старые солдатские шинели и матрасы. За рулём опытные гражданские водители - таджики. В каждой машине разместили по 10 человек. Поехали. Дорога узкая. Мы лежим на соломе, дышать нечем - всё в бензиновом дыму, тряска бешеная. У многих носом шла кровь. Машины, надрывно гудя, преодолевали подъём за подъёмом. Справа скалистая стена, верха не видно, а слева- бездонная пропасть. Страшно смотреть вниз. Сидим молча ни живые ни мёртвые. Малейшая ошибка водителя- и мы там, на дне ущелья. Костей не соберёшь! Так ещё камни сыпятся с гор прямо на дорогу. Порой приходилось устранять завалы, чтобы проехать. На одном из привалов дали команду покинуть машины, чтобы немного отдохнуть. Стали спрыгивать с бортов, чего нельзя было делать, потому что из-за резких движений, при нехватке кислорода некоторые теряли сознание. Вспоминаю сейчас, аж мурашки по коже бегут.
Последний привал с ночёвкой сделали в Мургабском погранотряде на китайской границе. До места назначения осталось преодолеть совсем немного, каках-то двести километров. Со мной в машине ехал мой земляк - Толя Степаненко. Лежим в машине вконец обессиленные. Сквозь сон я почувствовал запах дыма, но посчитал, что попали в завесу от горящей вдоль дороги травы. Кузов настолько задымился, что мы стали задыхаться. Вдруг из- под матрасов стали вырываться языки пламени. Горела под нами солома. Стали стучать кулаками по кабине, и некоторые, не дождавшись полной остановки, начали выпрыгивать из кузова. Можете себе представить, чего это нам стоило! Все приземлились более- менее нормально, а вот Толе не повезло. В момент прыжка водитель, открывая борт, ненароком помешал ему, и он неудачно упал спиной на асфальт. Ушиб был настолько сильным, что у Толи перехватило дыхание. Как потом выяснилось, последствия были серьёзными.
Совместными усилиями огонь быстро потушили, нас рассадили по другим машинам, и колона двинулась дальше. Толе предложили сесть в УАЗик, но он отказался.
Как потом выяснилось, офицер - старший машины, сидел в кабине рядом с водителем и курил сигарету. Выброшенный им окурок попал в щель между бортами, чем и было вызвано возгорание соломы. Приехав к месту назначения Толю направили в санчасть. Интересно сложилась его судьба. Закончил школу сержантского состава, отлично служил. На втором году службы поступил в высшее командное пограничное училище. Успешно его закончил и дослужился до начальника погранотряда в Калининградской области. Последняя должность - доцент кафедры пограничного института. Есть кем гордиться нашему городу!
Наконец-то мы прибыли в часть. Закончились наши дорожные муки. Не побоюсь, если скажу что, мы были похожи на чертей. Повели нас в баню: постригли, помыли, одели в новенькую солдатскую форму и сытно покормили горячей пищей. В новом одеянии не узнавали первое время друг друга. Так смешно было!
Отправлю этот рассказ своим друзьям по службе. Пусть вспомнят знаменитый Памирский тракт.
Надеюсь, что однажды Анатолий Григорьевич Степаненко приедет в родные Бендеры, и нам будет о чём поговорить. Вот так! Хотелось коротенько, а получилось как всегда. С наступающим праздником всех вас, дорогие читатели!
февраль 2024 год.
Комментарии 3