В другую пору ночь вступала,
что с Аграфены началась,
и в полночь сам Иван Купала
здесь правит ей, вступив во власть: вдоль берегов озёр и речек пылают жаркие костры.
Повсюду крики, смех и речи — порой беЗстыдны и остры.
С разбега – пары, одиночки взметают искры над огнём,
и девок визг в разгульной ночке ещё пронзительней, чем днём!
Повсюду – песни, хороводы
да плеск купаний от реки,
а вдалеке мерцают воды —
плывут с лучинами венки.
Вдруг огоньком из дальней дали пробился свет – горюч и ал,
и все вокруг уже шептали:
«То – папоротник расцветал!»
Кто находил цветок заветный,
тому и чёрт уже не брат —
сквозь толщь земную вмиг приметно,
где затаён богатый клад.
Не спали ночью на Купалу — нечистых сил крутил разгул,
и всяк гулял до зорьки алой,
пока шёл шабаш в полный гул.
«Не спи, не то возьмёт нечистый!» —
На Лысой – дьявольской горе,
на мётлах с хохотом и свистом носились ведьмы в той поре. Пошли обрядные забавы: неслись – то стон, то лёгкий смех:
Дарили Марьи и Любавы
любовный пыл земных утех.
Едва с рассветом розовело,
тотчас в луга спешили все — омыть очищенное тело в хрустальной, утренней росе.
__
В православном календаре рождество Пророка, Предтечи
и Крестителя Господня Иоанна.
Петров (Апостольский) пост.
В народном календаре
(24 июня по старому стилю) Купала, Сонцекрес , Купалье, Праздник росы, Иван-травник, Иван-Купала, «Копальний Іван» , Иван добрый, любовный, цветной, чистоплотный, Первый покос.
Праздник Купалы был одним из почитаемых у народа дней в году. Все его ждали и принимали участие в его праздновании.
Все обряды, запреты, правила, действа тщательно выполнялись.
Праздник почитали точно так же как Рождество и Крещение.
Это был праздник огня и воды, день, когда раскрывались границы между небом и землей, а растения
и животные начинали говорить.
Звезды сияли на небе ярко,
а земля показывала места,
где спрятаны сокровища.
Не зря же накануне "лихие мужики
и бабы в глухую полночь
до утренней зари рыли коренья или искали в заветных местах клады".
Опасна купальская ночь, вся погонь вылезает, поэтому нельзя было
по лесу одному ходить.
Иванов день - остерегайся водяных, русалок и леших.
Не случайно же в Забайкалье этот день называли Иван - колдовник.
Ночью нонесь - чуете? - дерева
по лесу ходят, гостятся друг
у дружки, со зверьем, птицей ведут беседы-разговоры.
Сегодня собирали и сжигали крапиву, чертополох, шиповник
и другие колючие растения.
Так избавлялись от бед и несчастий. Под окна втыкали ветки рябины, чтобы в дом хвори не пускать.
На окна раскладывали крапиву,
а в двери скотных дворов ставили молодую осину.
Но все равно эту ночь ждали, потому что на Купалу случаются чудеса.
Водой, росами омовенье - на вызов дождей плодоносных.
Огней возжиганье — к теплу животворящему, к погожей ясени. Бывало, полыхало огней на холмах, по берегам рек, озер.
И песни, и пляски из края в край, вокруг костров хороводы...
Иванов день в народе называли чистоплотным, сегодня обязательно совершали омовения. Шли в воду, брызгами окатывали друг друга, смывали с себя все плохое, что накопилось за год. Кто-то купался ночью, кто-то утром на заре. Даже те, кто не мог пойти
к реке, обливали себя водой.
Роса в этот день была особенной
и целебной.
Женщины утром "черпали росу", босиком по ней ходили и даже купались. А еще брали скатерти
из дома и по траве их таскали. Дома выжимали и умывались этой росой для красоты, брызгали стены, чтобы насекомых не было, выгоняли хвори.
У колодцев или на реке хозяюшки мыли кадушки, чтобы пироги
и караваи всегда воздушными пеклись.
В ночь выставляли на двор кринки, чтобы коровушка больше молока давала.
В Ярославской губернии считали, что если в этот день перелезть
12 тынов, то исполнится любое желание.
Но самым главным был очищающий костер, вокруг которого плясали, через который прыгали - кто выше, тот и будет счастлив.
Девушки и парни прыгали через костры, взявшись за руки.
В некоторых областях через костер проводили скотину, чтобы защитить ее от мора, а матери приносили сорочки хворых детей,
чтобы вместе с ними сгорели и все болезни.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят: диги-дон, диги-дон, убегай скорее вон!
Девушки гадали, гадания были обязательной частью праздника. Бросали венки или букеты цветов
в воду и таким образом предсказывали себе будущее.
Для того, чтобы венки обладали большей магической силой
их старались плести в одиночестве, без посторонних, в полном молчании.
Ночью купальской папоротник распускает огнисто-красные цветы. Девок, парней в лесу! - Ау-у... ау! Стал очевидцем чуда - горячо,
до березки в изголовье полюбит зазнобушка.
Травы и цветы на венки собирали на Купальницу.
В Иванов день среди цветов
в полночь искали магический цветок папоротника.
Согласно поверьям цветок расцветает ночью и его сразу же срывает и уносит нечистая сила, поэтому найти его практически нереально.
Но если все-таки найдется такой смельчак, сорвет цветок и потом донесет его домой, то будет он обладать силой необыкновенной.
Получит магические знания
и умения, научится мысли угадывать и узнает он языки растений и животных.
И станет этот человек неподвластен нечистой силе, бурям, грозам
и другим стихиям природы.
И откроются перед ним клады
и все сокровища земли.
Сможет этот смельчак девушек
к себе привораживать и любые двери перед собой открывать.
На Купалу и еще потом три дня
не разрешалось ничего отдавать
из дома. Сегодня сбываются самые заветные желания.
Перескакивание чрез огонь избавляет от очарования. Умывание купальской росой придаёт лицу свежесть, красоту
и прелесть.
В купаньи утренней росою – очищение тела и избавление
от болезней.
Кто на Купала поженится,
всю жизнь будут вместе, даже при условии, что пара не получила родительское благословение.
На Иванову ночь звездно - будет много грибов.
Сильная роса - к урожаю огурцов.
Рожденные 7 июля считались здоровыми, умными
и счастливыми, про них говорили, что они любимчики фортуны.
Именины у Ивана и Антона.
__
(с)
#традиции
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев