От автора.
Я, Есин Василий Иванович, родился 12 февраля 1956 года в деревне Мочалово Алтунинского сельсовета Вачского района. Я младший «подскребышь». И в деревне большая наша семья из девяти едоков, как раньше говорили, жила в доме деда Новова Ивана Ивановича (то есть, Ишуни, поэтому нас так и звали в деревне - Ишунины) и бабушки Нововой Анны Васильевны (в девичестве Увакина из Горнево). Остов нашего дома и сейчас сиротливо стоит без крыши и коридоров.
На третьем году жизни родители перевезли меня (как потом и всю семью) на проживание в Вачу. Но и сейчас Мочалово и окресности деревни родные моей душе. Мне всегда хочется побывать здесь, пообщаться с запахами Малой Родины, с духом моих предков, покоящихся на Колпенском и Нершевском кладбищах.
Вместо предисловия.
В настоящее время деревня Бабкино (55° 47′ 49″ с.ш., 42° 56′ 17″ в.д.) Арефинского сельсовета, а также деревни Сколково (55° 47′ 45″ с.ш., 42° 52′ 3″ в.д.) и Мочалово (55° 46′ 16″ с.ш., 42° 51′ 55″ в.д.) Казаковского сельсовета являются населенными пунктами Вачского муниципального района. А территория между этими тремя деревнями, вклинившись в Вачский район, относится к Панинскому сельсовету Сосновского муниципального района Нижегородской области. В этом треугольнике (в этом анклаве) много веков располагалось село Колпенское (55°47,442´ с.ш., 42°54,156´в.д). Приход деревень Бабкино и Мочалово изначально был в Колпенскую церковь. Но в прошлом столетии сначала закрыли церковь, а затем прекратило свое существование и село Колпенское.
Между разрушающейся Колпенской церковью и ее колокольней когда-то была трапезная, но сейчас от неё ничего не осталось. А северо-восточнее колокольни за оврагом еще действует приходское кладбище. Теперь и это кладбище разыщешь с трудом. Подъехать к кладбищу можно только летом по маршрутам Нершево-Панино-Каргашино-Колпенка или Сколково-Епифаново - Колпенка, а на картах данная местность отмечается как урочище Колпенка.
Слово Колпенка состоит из двух слов: «кол» и «пенка». В нашем случае первое слово означает то, что урочище Колпенка располагается у очень высокой точки. Высота этого места 215 метров над уровнем моря. Это самое высокое место не только в Вачском районе, но и на всем в 1,8 тыс. км. протяжении Оки. Например, Перемиловские горы, протянувшиеся по правому берегу Оки не поднимаются выше 200 метров над уровнем моря. До недавнего времени точка 215 была обозначена вышкой рядом с деревней Мочалово. Сейчас этой вышки не видно в выросшем лиственном лесу.
Слово «пенка» означает то, что от данного урочища начинают свое течение малые реки вторичного водораздела Оки. Так в овраге, начинающемся северо-восточнее полуразрушенной Колпенской церкви, находится исток реки Ки́шма (Ворсма) - правого притока Оки. Здесь ручейка не видно, так как наружу вода не выходит и проходит в почве. Длина р. Кишмы - 71 км. На северо-западе от урочища в начинающемся овраге находится исток реки Большая Кутра. Длина р.Б. Кутра - 50 км. Она также впадает в Оку. Колпенка – это Кишменские и Кутренские верхи.
С юга от урочища в оврагах «Лисенки», «Тросник», «Малые Пески» и «Большой» родники образуют истоки речки Перя, питающей своими водами Сережу – приток Теши, являющейся притоком Оки. И с южной стороны от Колпенки, на юго-западном склоне хребта, протятувшегося от деревни Степаново до Колпенки, в овраге между деревнями Михалево и Белогузово начинается река Малая Кутра, которая через 23 км. впадает в Большую Кутру. Таким образом, географически Колпенка представляет собой высокий пуп, с которого получили начало сразу четыре малых реки, питающих своими водами великую Оку.
От Колпенки в разные стороны простирается множество оврагов с перелесками, в которых большое количество родников, заболоченных мест и мелкой дичи.
Поля сейчас не обрабатываются, и они все заросли смешанным лесом. Теперь на всей Вачской Завальщине до самой р. Сережа леса чередуются с лугом.
Все хребты в нашей местности имеют известняковые основания (карст), активно вымываемые подземными водами. Соответственно, известняковые пласты двигаются, вода «жесткая», местность нечерноземная, а почвы неплодородные.
Деревня Мочалово находится на юго-востоке от Колпенки. На восток от деревни Мочалово через овраг на западном склоне другого хребта находится село Нершево, а на юг от нее через овраг и на этом же хребте до недавнего времени располагалась деревня Валтырево.
Сейчас в Мочалово живет круглогодично только 5-6 человек в 3-х - 4-х домах. Все жители давно пенсионеры. Порядка 10 -15 домохозяйств используются бывшими жителями деревни или их детьми, внуками как летние дачи. Во всех видах фактического использования земли в Мочалово сейчас не более 70 соток. Где-то 30-40 домов в деревне не жилые, их приусадебные участки заросли терносливом, через который уже не пройти. А следы более 20 домохозяйств уже не обнаруживаются. На их месте растет терновник или образовалось болото с зарослями камыша.
Родники и колодцы в деревне и вокруг нее заброшены. Родники заилились и заросли камышом на образовавшемся вокруг болоте. А колодцы обвалились, и воды в них уже нет. Вокруг них растут высокая трава и кустарники.
Еще работает от водонапорной башни водопровод, подающий воду вдоль всей деревни. Вода в нем питьевая, вкусная и ее можно пить не кипяченой. Заилился и Мочаловский пруд. Столб воды в нем не более 50 см. Камыш растет вокруг всего пруда. Тропы на плотину пруда уже нет, и через заросли камыша пройти на нее не просто. Для купания, ловли рыбы и по другим нуждам еще используется большой Нершевский пруд. Но его тоже затаскивает илом. Хозяина у пруда нет, и за все годы его ни разу не чистили. Столб воды в пруду не более 3-х – 4-х метров. Но прошлым летом на нем жили лебеди.
Проехать, а тем более пройти вокруг деревни, минуя дорог, сейчас невозможно. Все луга заросли высокой травой, малиной, ползучей ежевикой и т.д. На полях растет лиственный лес, и в этом году в наших местах появились косули. Зимой передвигаться можно только по асфальтированной порядка 40 лет назад дороге, идущей через Мочалово от Сколково в Нершево. Эту дорогу зимой очищают от снега. Объездная проселочная дорога в деревне теперь не действует, она заросла травой и кустарником.
Какая история деревни, почему она погибает сейчас, и что будет с ней дальше? Возможно, данный исторический очерк ответит на эти вопросы, хотя бы частично.
Глава 1. От первобытного общества к Московскому государству.
Каменный век. Природные условия на территории современной Нижегородской области неоднократно менялись. Ее поверхность то представляла собой скалистую безжизненную пустыню, то оказывалась дном моря, то зарастала густыми лесами, то покрывалась ледниковым панцирем толщиной до двух метров.
Первая волна холода наступила в Европе более 1 миллиона лет тому назад. Затем последовали еще две волны холода, в числе последней была Окская ледниковая эпоха. Заря человеческой жизни - эпоха палеолита - началась приблизительно 700 тысяч лет и закончилась около 100 тысяч лет назад. К этому периоду относится Окская ледниковая эпоха. Граница ледника иногда перемещалась дальше на юг, иногда отодвигалась к северу. У его пределов расстилалась тундра. За нею следовали лесотундра. Здесь обитали гигантские слоны, заросшие косматой шерстью, — мамонты. Тут же бродили большерогие олени, шерстистые носороги и огромные быки- туры. Кости этих животных можно увидеть во многих музеях Нижегородской области.
Период от 100 до 30 тысяч лет назад связан с появлением нового человека - неандертальца. В этот период человек начал осва¬ивать большие пространства земного шара в суровых условиях ледникового пери¬ода.
Для охоты на крупных животных по¬явились новые орудия труда: остроконечники, скребла, ножи. Изобретается способ добывания огня. Человек пользуется естественными гротами и пещерами, строит первые жилища, объединяется в более крупные и сплоченные коллективы, в кото¬рых просматриваются зачатки родового устройства. Из южных крымских, кавказских и украинских поселений люди начали пересе¬ляться на север, в области, где еще не ступала нога человека. В это время появляются захоронения людей. Если раньше тела умерших ос¬тавляли без присмотра, то теперь их заботливо и тщательно хоронят в земле. Воз¬никает и определенный порядок таких захоронений - древнейший в мире ритуал.
В 1930-е годы у подножия Нижегородского кремля обнаружили остатки черепа мамонта с двумя верхними коренными зубами. Сейчас он хранится в коллекции зоологического музея педагогического университета. Останки шерстистого носорога находили в районе площади Сенной в Нижнем Новгороде и в Кстовском районе. Внимание посетителей Павловского исторического музея неизменно привлекает череп тура с огромными рогами.
Примерно 10–15 тысяч лет назад произошло резкое потепление. Природа приняла современный вид. Появились новые способы коллективной охоты на мамонта, первобытного быка, северного оленя, лошадь и так далее. Изменилась техника выделки каменных орудий. Стал применяться новый материал: рог и кость. Это привело к возникновению небывалых орудий и предметов: прочных на¬конечников копий, кинжалов, различного рода острий, копьеметалок, гарпунов. Крепнет первобытная община и устанавливается родовой строй - матриархат. Люди осваивают новые земли на севере, новые охотничьи угодья, новые реки. Особенности этого времени проявляются на скульптурных изображениях животных, обнаженных женских фигурках, ор¬наментированных предметах. Господствующие орнаменты: женщина; мать и зверь.
В это время человек не только осваивает центральную нынешнюю часть Рос¬сии, но и пересекает полярный круг. Для этой эпохи на Русской равнине характерны долговременные поселки с большими общинными домами.
Следующий период развития древнего человека - мезолит. Он длился примерно от 13 до 5 тысячелетия до н.э. и совпадал с геологической эпохой окончательного отступления ледника. Время великих переселений человечества, время изобретения лука и стрел. Со¬здаются такие орудия, как топор, тесло и другие. На юге России возникают зачатки земледелия и скотоводства. На севере основным видом хозяйства продолжает оставаться охота.
В мезолите появляются различные культурные области, отличающиеся своими особенностями и традициями. В это время природная среда и ландшафт страны стали близки современным. На месте ледника возникла гигантская таежная зона от Балтики до Тихого океана. Южнее лежали необъятные травяные степи. Изменился и животный мир. Исчез ряд крупных млекопитающих, сначала носороги и овцебыки, а затем и мамонты. Изменился и образ жизни людей каменного века. Появилась глиняная посуда.
Места, связанные с жизнью древних людей, выявляются археологическими раскопками. Называются эти места археологическими памятниками. К ним, например, относятся: стоянки (остатки неукрепленных поселений каменного века), могильники (следы древних захоронений), городища (укрепленные поселения). К сожалению, у нас нет информации об археологических раскопках, производимых в Колпенке и Мочалово. Но из имеющейся информации об археологических памятниках мы все-таки имеем представление о людях, проживавших здесь в древние века.
В новых условиях с оскудением фауны и с изобретением лука и стрел складывается новый вид охоты (не загонный на мамонта) - ходили на промысел сравнительно мелких животных в оди¬ночку и небольшими группами. Крупные палеолитические общины стали дро¬биться. Соответственно, и стоянки людей стали гораздо меньшими.
Осваивать территорию современной Нижегородской области человек стал в 8–6 тысячелетиях до нашей эры. Следы поселения людей той эпохи найдены у села Старая Пустынь Арзамасского района, на правом берегу реки Сережи.
Неолит - последний этап каменного века. Он длился от 5-го и закончился на юге России в 4-м тысячелетии до н.э., на севере - во 2-м тысячелетии до н.э. Связан он был с развитием и совершенствованием технических при¬емов выделки каменных орудий (пиления, сверления и полирования), с развитием колющих и рубящих орудий (топоров, тесел, долот, стамесок и пр.), с появлением керамического производства (посуды), ткачества, судоходства и разных ремесел.
В эту эпоху природные условия окончательно стабилизировались и стали почти как современные. Началось освоение производящих типов хозяйства - земледелия и ското¬водства. Но древнейшие формы хозяйства продолжали существовать и в эпоху неолита.
При расселении людей по огромной территории европейской части России происходило обособление одних групп от других, группирование родственных общин в одном районе, формирование своих культур. Люди стали селиться небольшими компактными поселками, состоявшими из нескольких десятков землянок или наземных жилищ. В родовых общинах эпохи неолита продолжали господствовать коллективный труд и общая собственность на средства производства. Но родовые общины в то время уже не были единственными формами орга¬низации общества. С ростом и объединением отдельных родов создаются более крупные группировки - племена. Каждое племя занимало определенную террито¬рию и разделялось на ряд самоуправляющихся родов. Размеры племенных земель были различными, и границы их нередко менялись вследствие частых столкнове¬ний между племенами. Возникновение различных групп населения в неолите положило начало образованию этнических групп. Северо-восточная Европа, Зауралье и Западная Сибирь были заняты предка¬ми угро-финских племен. Северная часть Европы от Урала до Прибалтики была занята этнически род¬ственными племенами культуры ямочно-гребёнчатой керамики. В долине Оки и ее притоков несколько локальных вариантов этой культуры, среди них рязанская и балахнинская.
Группу памятников одного времени и типа объединяют понятием археологическая культура. Часто она получает наименование от близлежащего населенного места. Так, балахнинская культура эпохи неолита названа по городу Балахна. Поселения и стоянки «балахнинцев» найдены не только близ Балахны, но и в других местах Нижегородской области. Представители балахнинской культуры были охотниками. Об этом говорят находки каменных наконечников стрел, обнаруженных при раскопках. «Балахнинцы» охотились на лосей, кабанов, медведей, зайцев, бобров. (Кости именно этих животных сохранялись на местах стоянок.) Из шкур убитых животных с помощью костяных игл шили одежду.
Жизнь людей значительно облегчилась, когда они стали использовать металлы.
Сначала это была медь. Она нередко встречается в природе в виде относительно крупных кусочков — самородков. Попав случайно в костер, медный самородок мог расплавиться и изменить форму. Древние люди обратили на это внимание и постепенно научились изготавливать медные орудия труда. Медный топор можно было сделать гораздо быстрее кам- енного. Однако он быстро тупился. К тому же медь встречается не повсеместно. Поэтому, наряду с медными, по-прежнему применялись и каменные орудия. Эта переходная эпоха получила наименование энеолита -медно-каменного века.
Примером археологической культуры периода энеолита является волосовская (3–2 тысячелетия до нашей эры). Ученые дали ей такое название, потому что следы стоянки ее носителей были обнаружены у деревни Волосово Навашинского района, при слиянии рек Теши и Велетьмы. Находки оттуда украшают экспозицию Государственного исторического музея в Москве.
Хозяйство «волосовцев» основывалось на охоте и рыболовстве. Охотиться человеку теперь помогала собака. На Волосовской стоянке были обнаружены кости этого первого прирученного людьми животного. Было выкопано пять костяков людей, отличающихся от современных своим строением головы и отчасти лица.
Волосовские находки - типичный неолит. Племена этой культуры устраивали своеобразно даже жилища: это круглые большие (до 10 метров диамет¬ром) и глубокие (до 2 метров глубиной) землянки с длинным коридорообразным входом, в некоторых из них прослежены земляные нары вдоль стен.
Очевидно, племена волосовой культуры принадлежали к иной этнической группе, чем другие окские неолитические племена. Откуда они пришли в долину реки Оки - не выяснено. Но интересно, что орнамент глиняных Волосовских сосудов поразительно совпадает с орнаментом керамики племен Среднего Зауралья ран¬ней стадии неолита (4-е тысячелетие до н.э.). На Волосовской стоянке среди керамики оказались обломки сосудов южного типа. Очевидно, что в древние времена этот край играл заметную роль. И свидетельством о такой далекой поре являются черепки, груды мусора с золой и кости.
В 3 тысячелетии до нашей эры люди сделали важное открытие. Они изобрели бронзу — сплав меди и олова. Орудия из бронзы оказались тверже и острее медных. Теперь у людей появилось больше возможностей для хозяйственной деятельности. Начался бронзовый век.
Приокские племена второй половины 2 тысячелетия до н.э. уже освоили скотоводство, а в конце этого тысячелетия начали разводить и лошадей. Они стали больше пользоваться бронзовыми орудиями. Вместе с бронзовыми вещами в могильниках 15-12 веков до н.э. попадаются и железные изделия.
Всемирно известный памятник бронзового века был открыт в1912 году в нескольких километрах от станции Сейма (современный Володарский район). Произошло это случайно: военные во время саперных учений откопа- ли несколько бронзовых предметов (бронзовые литые топоры, большие наконечники копий, кинжалы). Археологи нашли тут еще и каменные кольца, вырезанные из белого нефрита. Этот красивый редкий камень был добыт в Восточных Саянах, около нынешнего Иркутска. Видимо, из тех мест, через Сибирь и Урал, и пришли хозяева найденных под Сеймой предметов. Похожие вещи ученые позднее обнаружили у деревни Турбино возле Перми, а также у населенного пункта Решное в Выксунском районе. Эти находки археологи относят к сейминско-турбинской культуре (16 век до нашей эры) и
считают ее одной из самых загадочных. До сих пор они спорят о ее происхождении.
Следует сказать, что и в бронзовом веке люди продолжали использовать привычные каменные орудия, например каменные топоры. Они служили главным оружием для группы археологических культур лесной полосы, которой ученые дали собирательное название культуры боевых топоров. Ее носители, по мнению ученых, являлись индоевропейцами, далекими общими предками славян, германцев и балтов.
В Вачском районе у села Кошелёва в Большую Кутру впадает речка Малемзена, а против села Новоселки - речка Юрай. Между двумя последними речками на высоком бугре расположена деревня Кошкино. Здесь, посреди селения, метрах в шестидесяти от овражка, прерывающего селение и выделяющегося песчаным наносом, находилась усадьба крестьянина Ф.В. Волкова. Он в 1922 году, копая погреб на своей усадьбе, на глубине полутора метров наткнулся на каменные орудия. Первым из найденных оказался топор из светло-серого кремня, длиной 10 см, шириной лезвия 5 см и толщиной 4,5 см, хорошей выделки, с наточкой. За топором нашли из темно-серого песчаника точильный камень, по форме и величине напоминающий обыкновенный кирпич, с слегка закругленными углами. Точные его размеры в длину 25,5 см, ширину 10,5 см и толщину 5 см. Одна из главных сторон представляет желобковатое углубление, вытертое при точении орудий, другая - двойной такой желоб. С двух длинных боковых сторон имеются узкие углубления - следы наточки тонких концов орудий. На эти вещи не было бы обращено внимания, если бы не третья находка с просверленным отверстием. Это был топор из темного, почти черного диорита. Размеры: в длину 11 см, ширину у рабочего конца 4 см, в сере¬дине против отверстия 5,5 см, толщина 4 см, диаметр тыльного конца 2,7 см и диа¬метр отверстия 2,7 см. Как видно из размеров, форма топора рассчитана на боль¬шую прочность у отверстия. Шлифовка самая тщательная. Внутри отверстие пред¬ставляет гладкостенный правильный цилиндр. У поверхности бородки лезвие слег¬ка вытянуто в бороздку, тыльный конец сужен, плоскость удара шероховата. Вместе с находками оказался средней величины горшок, но он был выкинут рабочими и к приезду исследователя Ф.Я. Селезнева не сохранился. Дополнительные исследования ничего не дали. Требовалось раз¬рыть во все стороны яму погреба, для чего необходимо было снести соседние постройки, что осложняло работу. Почва оказалась однообразной и состояла из желтой глины, без каких бы то ни было следов культуры.
Постановлением администрации Нижегородской области № 75 от 9 апреля 2001 года «Об отнесении находящихся на территории Вачского района объектов, имеющих историческую, научную и культурную ценность, к памятникам истории и культуры (памятникам археологии) местного (областного) значения, установлении их территорий и охранных зон» к таковым отнесен памятник «Городище-селище Вача», обнаруженный в рабочем поселке Вача, в 1 км к югу от его восточной окраины, в 0,2 км к западу от шоссе Вача - Казаково, на длинном узком мысу между двумя оврагами. Место это вачкасы называют «Воровской бугор» в «Городке». Датируется это селище концом 2 - началом 1 тыс. до н.э., 2-ой половиной I тыс.н.э. Находки позволяют сделать вывод, что в глубокой древности на «Воровском бугре» оби¬тали люди городецкой культуры. Племена этой культуры жили в период 7 в. до н. э.- 4 в. н. э. (около 1500—2500 лет назад) по среднему и нижнему течению р. Оки, в бассейнах рек Цны и Мокши, по среднему течению Волги. Культура получила свое на¬звание по месту первых раско¬пок в 1898 г. у села Городца, расположенного недалеко от г.Спасска-на-Оке Рязанской области.
Городецкая культура сложи¬лась на основе местных культур эпохи бронзы при участии пле¬мен абашевской и срубной куль¬тур. Люди жили небольшими укреплениями, родовыми посе¬лениями. Посуда их была с узорами, напоминающими отпечат¬ки рогожи и ткани. Население таких городищ занималось ско¬товодством, которое являлось основой деятельности, земледелием и охотой. Людям, жившим в это время в наших местах, была известна обработка метал¬лов (бронзы и железа). Под¬держивалась связь со скифами, с племенами дьяковской куль¬туры и с Прикамьем.
Племена городецкой культуры были предками финно-угорских народов (муромы, мещеры, черемиссы, мордвы и др.), из которых сформировались совре¬менные народности Поволжья: мордва, марийцы, чуваши.
В нашем районе от¬крыты три археологических па¬мятника, относящихся к горо-децкой культуре, еще в 1959 году: городище Голянищево-1 (мыс «Городок»), городище—Голянищево-2 (мыс «Шишка») и городище Соловьевское (гора «Городина»).
Население в эпоху неолита ютилось на малых реках и почти совсем не обитало на больших. Волосовская, например, стоянка находилась на сравнительно небольшой речке Велетьме. на Ушне, на расстоянии каких-нибудь четырех километров, имеются более ше¬сти жилых пунктов. На Кутре с притоками, словом, везде на малых реч¬ках имеются признаки этой культуры.
Неолитический человек жил исключительно охотой и рыбной ловлей. Что ему было делать на больших реках при своих незначительных средствах? Да такая река, как Ока, просто была для него слишком опасной: на плотах или челне не всегда ее переедешь. Иное дело малая речка. Указанные способы плавания здесь вполне приемле¬мы. Здесь всегда держится и рыба, и дичь, и ее легко достать, имея при себе лук или гарпун, копье или крючок.В отношении дичи, какую тогда представляла птица водяных пород, прямо можно сказать, что она на большой реке и не водилась, так как ей нужны мелкие воды, где есть корм в виде всяких червей, насекомых и водных растений, а также защита в виде зарослей. Это можно встретить только в малой речке или озере.
Когда кончился золотой век всеобщего мирного сожительства, и начались столкновения между различными человеческими группами, жилища на малых речках оказались удобным убежищем от грабителей в случае их набега. Поселок в не¬сколько жилищ, расположенный на бугре за болотами, куда может пройти только знающий эти места человек, оказывался незамеченным во время даже грандиоз¬ных нашествий. В крайнем случае, жители всегда успевали спастись бегством в соседнюю трущобу, чтобы, отсидевшись, снова возвратиться.
На малых реках большого водополья обычно не бывает, и вода уходит скорее. Так поэтому, гораздо больше мест по самой реке и по соседству, где можно жить безвыездно весь год, устраивая прочные жилища.
О жилищах в виде землянок, бывших здесь, мы можем догадываться по мощному культурному слою, содержащему находки, и по скоплению золы и угля под этим слоем.
В овраге близ села Мещёры, в 1868 году были вымы¬ты вешней водой кости животного, которые по определению Академии Наук при¬знаны принадлежащими допотопному мамонту. Местные жители эти кости прода¬вали ножевникам на черенки для ножей.
В бронзовом веке на территории Нижегородской области появились и земледельцы. Это были племена поздняковской культуры. Она получили свое наименование от села Поздняково в Навашинском районе. «Поздняковцы» поселились в низовьях Оки около середины 2 тысячелетия до нашей эры. Как полагают ученые, они возделывали землю мотыгами. Земледелие стало новым великим достижением человечества.
Повсюду на средней Оке археологи находят памятники сруб¬ной культуры: своеобразные острорёберные сосуды, богато ор¬наментированные разными линиями и оттисками зубчатого штампа. Орнамент по¬зволяет судить о характере верований широко расселившихся поволжских земледельцев. Племена срубной культуры названы так потому, что особенностью ее похоронного обряда было погребение в деревянных срубах. Кресты, свастические знаки, геометрические узоры, изображения летя¬щих птиц - символы солнечного культа срубных племен. Особой широты достигло расселение племен срубной культуры в 16 - 15 ве¬ках до н.э. Племена эти уже патриархально-родовых отношений. В срубное время была освоена верховая езда.
Северная часть Восточной Европы была заселена угро-финскими племенами. Первые сведения об этих племенах восходят ко времени Геродота, то есть к 5 веку до н.э. Все они принадлежали к одной языковой семье. Но восточ¬ные и западные группы сильно отличались по языку и культуре. К восточным при¬надлежали коми, удмурты, мари, мордва, мурома и весь, к западным - эстонцы, карелы и финны суоми.
В 1 тысячелетии до н.э. и в первые века нашей эры огромную территорию Верхнего Поволжья, берега Оки и область Валдайской возвышенности занимала большая группа племен, называемых археологами племенами дьяковской культу¬ры по имени городища у села Дьяково, расположенного под Москвой.
Дьяковские поселения располагались, как правило, на высоких береговых мысах с крутыми склонами.
Большинство орудий дьяковцев изготовлено из кости и рога. Железные ножи и топоры были еще редкостью. Глиняная посуда - плоскодонные горшки, укра-шенные отпечатками тканей (сетчатый орнамент) - сделан от руки, без гончарно¬го круга. Основное их занятие - скотоводство и мотыжное земледелие. Разводили ло-шадей, крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Лошадь уже использовалась для верховой езды. Помимо этого занимались охотой.
В первых веках нашей эры дьяковцы освоили металлургическое производство и приемы обработки металлов (литье, чеканка, ковка).
Но дьяковских могильников не было обнаружено. По-видимому, у них был обы¬чай наземного погребения или же хоронить своих мертвых на деревьях.
В 4 веке н.э. дьяковцы жили уже не родовыми, а территориальными общинами, на протяжении первой половины 1 тысячелетия н.э. у них шел сложный процесс распада патриархального строя.
Отсутствие антропологических материалов из могильников затрудняет установление этнической принадлежности дьяковцев. Но на городищах нашли многочисленные украшения особых типов, известные в более позднее время у муромо-мерянских племен. Это обстоятельство позволяет считать племена дьяковской культуры предка¬ми муромы и мери.
К юго-востоку от дьяковцев, в бассейне средней Волги, на реках Суре, Цне и Мокше, жили родственные муромо-мерянским (дьяковским) племенам племена Го-родецкой культуры, которых считают предками мордовского народа. Городецкой культура названа по имени городища у села Городец (на Оке).
Племена обеих культур на всем протяжении своей истории находились в постоянной взаимосвязи с южными, западными и восточными районами. В 4 веке н.э., после разгрома славянских поселений гуннами, сюда начали проникать первые славянские переселенцы. Но на поволжских городищах нередко встречаются вещи, изготовленные в прикамье. Это говорит о приходе на верхнюю Волгу какой-то части населения Западного Приуралья. В бассейне Волхова, верхней Волги, Клязьмы и Оки угро-финские племена соприкасались со славянами. Такие города, как Муром, Арзамас, Рязань, Мещерский Городок, Суздаль, в самих названиях хранят память о своих основателях - муромы, эрзи, мещеры.
Древнейшая история славян, их происхождение, их прародина не выяснены исторической наукой. Есть много гипотез. Были теории о приходе их из Азии, о Дунайской прародине. Но оказались несостоятельными. На Балканах славяне появились только в VI веке н.э. Академик А.А. Шахматов считал, что прародина славян Прибалтика. Их пра¬родину искали и на Висле под именем венедов. Теперь же, на основании всесто¬ронних исследований, принято считать, что исходная территория, где славяне вы¬делились из балто-славянской общности, охватывала Центральную Европу, бас¬сейн Одера и Вислы, междуречье Днепра и Буга, а также Южную Белоруссию. Праславянский язык существовал еще в первой половине I тысячелетия н.э., из которого происходят северные и западные славянские языки.
В I веке н.э. существенные изменения произошли в культуре славян из-за этнической ассимиляции славян сарматами. Римский историк Тацит в своем сочине¬нии «Германия» писал в то время: «Больше похожи венеды (читай - славяне) на сарматов по своим нравам и обычаям». В 6 веке н.э. существовал этнический союз племен сарматов (в основе), древних славян и в какой-то мере дакийцев под назва¬нием «царства «Германариха», но ненадолго.
В 375 году н.э. гуннские орды разгромили «государство Германариха». Много народу ушло на север, пришельцы попали там в среду угро-финских племен; в По-волжье; в бассейн реки Оки. Византийские писатели 6 века н.э. указывали: склавины и анты происходят от одного корня, от «венедов», и сходны между собой. «Они (венеды) происходят из одного племени, имеют теперь три имени: вене¬ды, анты и склавины» - пишет готский историк Иордан. Писатели отмечают единство склавинов и антов и, что анты храбрейшие из обоих племен. Император Византии Маврикий (582-602 г.г. н.э.) говорил: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению своей стороне». Он же, Маврикий, писал: «Племена славян и антов многочисленны, выносли¬вы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположе¬ния, при переходе из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, что, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против ви¬новного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая определенным временем, предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там, на положении свобод-ных и друзей.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что боль¬шинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах, с выгодой для себя, пользуются засадами, внезапными ата-ками, хитростями и днем и ночью, изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей».
А вот что пишет Прокопий из Кесарии: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издрев¬ле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских пле¬мен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец мол¬ний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания.
Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства.
Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают.
У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы».
В 1 тысячелетии нашей эры на территории современной Нижегородской области обитали представители четырех таких народов: мордва, марийцы, мурома, меря. Наиболее многочисленными среди них были мордва и марийцы. В образе жизни у них имелось немало общих черт. Основа хозяйства этих народов — охота на пушного зверя, бортничество, рыболовство, животноводство, земледелие. У них существовал культ предков, которым поклонялись в священных рощах и урочищах — кереметях.
Впервые мордва под названием «морденс» упомянута у готского историка Иордана в 6 веке, в 10 веке византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. В древнерусских источниках мордва фигурирует с 11 века.
В "Повести временных лет" (второе десятилетие 12 в.), составленной Нестором, говорится о мордве и месте её обитания : "А по Оце реце, где потече в Волгу же, Мурома язык свой, и Черемиси свой язык, Мордъва свой язык".
Мордва разделяется на народности эрзя и мокша. Обе они имеют свой язык.
В Нижегородском крае жили преимущественно эрзяне. Они предпочитали селиться в лесах, вдоль относительно небольших рек, таких как Теша, Сережа и Кудьма. Местами их обитания были современные Богородский, Кстовский, Дальнеконстантиновский, Вадский, Арзамсский, Шатковский, Первомайский, Дивеевский, Ардатовский, Вознесенский, Кулебакский, Выксунский районы, а также восток Навашинского, юг Сосновского и юго-восток Вачского районов. Здесь нередко встречаются названия сел и рек, которые имеют мордовское происхождение. Многие из них имеют конечный элемент «лей» (по-эрзянски — «река»). Например, села Сарлей и Симбилей в Дальнеконстантиновском районе, село Салалей в Вадском районе, а еще Вилейка, Севаслейка и т.д. Что касается мокшан, то о них нам напоминают река Мокшанка и расположенное на ней село Мокса в Бутурлинском районе.
Данные языкознания и археологии показывают, что мордовские племена в эпоху железа жили на территории Богородского района. Об этом свидетельствуют названия рек и населённых пунктов. Так, название реки Кудьмы происходит от мордовского слова «кудо», т.е. «река», а деревни Килелеи — «киле» (берёза), а «лей» — это овраг. В области имеются древнемордовские памятники. Они находятся близ Доскина (на холме Красная Гора), Венца, Подвязья, Подъяблонного. Один из древнемордовских памятников расположен около Хвощёвки на высоком мысу Колениха. При обнаружении этого городища (укрепленного древнего поселения) обнаружены кости домашних и диких животных, обломки древней глиняной посуды, разные поделки. В д. Инютино были обнаружены древние мордовские могильники, в которых на скелетах сохранились украшения, медные браслеты, бляшки, кольца, бусы. С течением времени все большее значение в жизни мордвы приобретало бортничество. Получил распространение особый бортный топор с длинной, узкой, слегка изогнутой лопастью. Им прорубали дупло в дереве, где потом поселялись пчелы. Бортный топор найден археологами в древнемордовском могильнике 11–13 веков у села Личадеево Ардатовского района.
Русь. К 6 веку н.э. относится первое упоминание народа «рос» или «рус». Авторы, писавшие о русах в 9 и 10 веках, отмечали их крупное телосложение: «Русы муже-ственны и храбры... Ростом они высоки, красивы собой и смелы в нападениях. Но смелости этой на коне не обнаруживают: все свои набеги и походы они производят на кораблях».
Летописец Нестор упоминает четырнадцать восточнославянских областей, из которых сложилось Русское государство: Поляне (их земли около Киева - ядро Рус-ского государства); Северяне - по рекам Десне, Сейму, Суле и частично на Север-ном Донце; Уличи - вниз по Днестру, переселившиеся в середине 10 века в между-речье Днестра и Буга; Древляне - на запад от Полян; Волыняне и Дулебы - запад¬нее Древлян; Тиверцы - на Днестре и на Дунае; Белые Хорваты - в Закарпатье; Дреговичи - на болотистом левобережье Припяти; Радимичи - по реке Сожу; Вятичи - на Оке и Москве-реке, граничили с неславянскими мерянско-мордовскими племенами средней Оки; Кривичи - в верховьях Волги, Днепра, Двины; Полочане и Словены - вокруг озера Ильмень.
Славяне продвигались все глубже на северо-восток в области, занимаемые угро-финскими племенами. Проникновение их туда, закрепленное созданием древнерус-ского государства, вело к вытеснению (или оттеснению на второй план) местных угро-финских языков мери, веси, муромы и сопровождалось ассимиляцией этих племен и их постепенным исчезновением.
Первые русские поселения, например, в Богородском районе появились около тысячи лет назад, в 9-10 веках. Первоначально они были редкими и располагались на берегах рек у самой воды. Следы древнерусских поселений открыты на оползне доскинского бугра в затоне, в селе Подвязье, в 50-60 метрах от здания школы, в трёх километрах на восток от деревни Оленине, на высоком правом берегу Оки. Очень рано русские поселились в окрестностях Оранок. Так, один их холмов на месте современных Оранок назывался Словенской (т.е. Славянской) горой. Эта гора омывалась речкой Русой (т.е. Русской).
Близ Словенской горы находилось и оранское поле, по имени которого получило своё название село Оранки. «Оранское поле» означает пахотное поле. В русских былинах и сказаниях пахаря иногда называют оратаем или оратаюшкой.
Сложение в 9-10 веках н.э. древнерусской народности привело к нивелировке восточнославянских элементов и к широкому распространению русского языка.
Период от 6 до 9 веков можно назвать предфеодальным, так как в это время окончательно дозревали высшие формы родоплеменного общества в виде прочно организованных союзов племен и постепенно изживали себя основные ячейки родового строя - маленькие разрозненные и замкнутые родовые коллективы, хозяйственная необходимость которых была обусловлена примитивной техникой подсечного, «огневого» земледелия.
В те далекие времена юго-восточная территория современного Вачского района была покрыта дрему¬чими лесами. Для того, чтобы рухнул родовой строй, нужен был переход от громоздкой и чрезвычайно трудоемкой подсечной системы земледелия к вспашке одного и того же фонда старопашенных, культивированных земель по двухпольной или трехполь¬ной системе. Необходимо было не только накапливать лесные росчисти, «лядины», но и иметь более совершенный железный и стальной инвентарь - топоры, тесла, лемеха, чресла и другое. Славянские племена применяли свои навыки земледелия, для развития которого требовалось все больше площадей пахотных земель. Производились росчисти их от леса упомянутым выше способом. Сначала деревья подсекались (срубались), затем мелкий лес и выкорчеванные пни сжига¬лись. Крупномерный лес, очевидно, использовался на хозяйственные постройки и на дрова. Отсюда и произошло название техники земледелия - «подсечная, огневая». Вероятно, с этими методами земледелия — «огневой», «трехполье» и связано название деревень Пожеги или Пожоги (Новосельский сельсовет) и Третье Поле (Чулковский сельсовет) в Вачском районе.
Если в 6 веке славянские племена были одержимы мыслями о дальних сказочных землях и переселением в них, то в 7-8 веках наступило значительное успокоение от походов, они стали оседать на землях. И в это время наблюдаются хозяйственные успехи. В лесных районах земледелие становилось повсеместно господствующей отраслью хозяйства. Вследствие этого в 9-10 веках на смену боль¬шим родовым коллективам в 100 человек стало приходить хозяйство одной кресть¬янской семьи, одного «дыма», одного «рала» (плуга). Процесс выделения семей, «дымов», сказался в сооружении индивидуальных и парных курганов. Переход от родовых усыпальниц к курганам, насыпанным над одним или двумя (мужем и женой) умершими, были отражением перехода от родо¬вого коллектива, имевшего общее подсечное хозяйство, к отдельной семье, «дыму», ведшему свое хозяйство на старопахотных землях, возделанных трудами предков - «дедов», вынужденных сообща корчевать пни и расчищать лядины.
Замена родовой собственности семейной привела к неравномерному накоплению прибавочного продукта в разных семьях, к росту имущественного неравен¬ства. Каждый «дым» сделался более беззащитным, более доступным для экономи¬ческого и внеэкономического принуждения. Каждое стихийное бедствие, каждый недород разоряли огромное количество семей, обрекая их на голодную смерть или на возврат к забытому охотничьему быту. На месте старой общественной ячейки - рода - возникла новая структурная форма, придававшая некоторую устойчивость обществу. Эта форма - феодальный двор с его стадами скота, закромами зерна, как для прокорма, так и на семена, с его запасами продукции усадебных кузнецов, ковав¬ших не только оружие, но и плужные лемеха, чресла, топоры, удила.
Феодалы - бояре не были благотворителями разорившихся крестьян. Войной и голодом, применяя все виды насилия, выбирая наиболее слабые участки внутри сельских «миров», они постепенно утверждали свое господство, превращая общинников в холопов и закупов. Наличие рядом с крестьянскими общинами прочно стоящего феодального двора давало возможность выбора: можно было идти не в лес, а к боярину, к его тиунам и рядовичам, просить у них «Купу» - зерно, скотину, «железный товар» - для поддержания своего неустойчивого крестьянского хозяйства в тяже¬лую годину недорода, когда не оправдывались дедовские приметы погоды и не по¬могали языческие заклинания Рожаницы и Дождь-бога.
Боярские усадьбы были ячейками нарождавшегося феодального общества. Здесь накапливались людские и материальные резервы и создавались условия для расширения производства. Общество шло от родовых общин и разрозненных «дымов» к вотчине с бояр¬ским феодальным двором в центре. «Миры», состоящие из нескольких родовых коллективов, в свою очередь объединялись в племена, или «земли».
Расширение росчистей, распашек и земледельческих угодий («куда топор и коса ходила»), бортных ухожаев и охотничье-рыболовческих «гонов» и «ездов» не-избежно приводило к соприкосновению «миров», к спорам и распрям по поводу межей и «знамений», вызывало все больше обращений к власти племенного веча или к суду племенного Князя.
Успехи земледелия, скотоводства и ремесла увеличивали как общую сумму прибавочного продукта, так и в особенности долю, получаемую «мирскими» и племенными властями - князьями, волхвами, воеводами.
Развитие родового строя сопровождалось военными столкновениями. В этих условиях возрастала роль родовых и племенных дружин, которые все больше и больше приобретали независимость от рядовых соплеменников и даже от веча. Рост экономики позволял содержать все большее количество воинов за счет об-щинных запасов и лучше снабжать их оружием и боевыми конями. Это вело к тому, когда возросшая количественно группа воинов - «отроков», испытавшая сла-дость побед и вольготной жизни за счет сородичей, отказывалась по истечении срока своей военно-сторожевой службы вернуться в свои общины и не желала кор-чевать там пни или пасти общинное стадо. Илья Муромец, «крестьянский сын», как только почуял в себе силу богатырскую, так пробыл на работе простого «оратая» только один день. Отпросившись у родичей («Простите меня со рождённого со места»), он отправился откапывать за¬рытые под камнем доспехи и поехал в город служить князю в качестве дружинника. Изгои, лишенные доли в общинном хозяйстве, были, вероятно, желанными гос¬тями во дворах племенных князьков и попадали здесь в состав воинов - «отроков». Вполне допустимо, что вместе с Ильей Муромцем, а также и в иные времена, в княжеских дружинах было немало воинов - выходцев из селений юго-восточной части современного Вачского района.
Начало русского государства было относительно случайным. Климатический оптимум 9–12 веков (сходный с современным «глобальным потеплением») сместил сроки замерзания рек и открыл балтийско - черноморский и балтийско - каспийские пути для торговых коммуникаций. В то время ныне ледяная Гренландия представала зеленой страной.
Новые организационные связи выстраивались не только в плоскости русской равнины, но и по вертикали: власть – элита - народ. Русь стала новой элитой славянского общества. Необходимо отметить, что «русы» и «русичи» являются этнонимами, выдуманными литераторами в гораздо более позднее время и могут применяться только для лексического разнообразия. Древность знала только этноним «Русь» и топоним «Русская земля», то есть земля, принадлежащая Руси (причем в древние времена писали «Руская», также как «Пруская», потому что окончание корня «с» сливалось с суффиксом прилагательного «ск»).
Образующееся тогда государство следует назвать Русь Речная. Оно не встало на костях уничтоженного аборигенного населения, как Англия или немецкая Пруссия. Но для русов восточные славяне долгое время были подвластным и даже порабощенным народом. Собственная восточно-славянская старши́на, местные князья и бояре, истреблялись – как показывает пример князя Мала и древлянских старейшин. В этом было гораздо меньше личного, чем показывает летопись Нестора. Голая конкуренция, и ничего более. К середине 9 века (согласно летописной хронологии в 862 году) на севере европейской России сложился союз восточно - славянских, финно - угорских и балтских племён, под властью династии Рюриковичей. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев, тем самым объединив под одной властью славянский север и юг, создав Древнерусское государство — Киевскую Русь.
Целью функционирования государства русов было обеспечение безопасности торговых путей и стабильное взимание дани с подвластного населения, однако устойчивость системы, в первую очередь, зависела от предотвращения негативных воздействий внешней среды.
А географическое положение Руси Речной – ворота между степями Азии и степями центральной Европы – обуславливало ее постоянное взаимодействие с кочевыми системами Востока.
Кочевые орды – это главные генераторы энтропии в русском средневековье. Для прокорма одного кочевника требуется сто гектаров, для прокорма крестьянина половина гектара. В условиях конкуренции за землю, кочевнику, для обеспечения своего нормального существования, надо уничтожить двести крестьян.
Русские летописи – это, фактически, длинные списки степных набегов. На протяжении сотен лет Степь жила за счет Русской земли. Интересы степняков и оседлого славянского населения были прямо противоположны. Права кочевника попирали права крестьянина. Что для них одних – пашня, для других – пастбище. Что для одних собранный урожай, для других – легкая добыча. Что для одних – человек, жена, ребенок, для других – раб, рабыня, самый ликвидный товар того времени.
Кипчаки-половцы налетали осенью, когда мужики еще в поле, завершают сбор урожая, и захватывали детей, женщин, хлеб, обрекая деревню на частичное или полное вымирание зимой. Кусок за куском они превращали Русскую землю в Дешт-и-Кыпчак.
«Россия есть громадное континентальное государство, не защищенное природными границами, открытое с востока, юга и запада. Русское государство основалось в той стране, которая до него не знала истории, в стране, где господствовали дикие, кочевые орды, в стране, которая служила широкою открытою дорогою для бичей Божиих, для диких народов Средней Азии, стремившихся на опустошение Европы. Основанное в такой стране, русское государство изначала осуждалось на постоянную черную работу, на постоянную тяжкую изнурительную борьбу с жителями степей», – пишет историк Соловьев.
В результате успешных военных походов и дипломатических усилий киевских правителей в состав нового государства вошли земли всех восточнославянских, а также некоторых финно-угорских, балтских, тюркских племён. Древняя Русь являлась крупнейшим государственным образованием Европы, боролась за доминирующее положение в Восточной Европе и Черноморском регионе с Византийской империей.
При князе Владимире в 988 году Русь приняла христианство.
Князь Ярослав Мудрый утвердил первый русский свод законов — Русскую Правду.
В 1132 году после смерти киевского князя Мстислава Владимировича начался распад Древнерусского государства на ряд самостоятельных княжеств: Новгородская земля, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество, Черниговское княжество, Рязанское княжество, Полоцкое княжество и другие. При этом Киев оставался объектом борьбы между наиболее сильными княжескими ветвями, а Киевская земля считалась коллективным владением Рюриковичей.
Культуру Древней Руси принято называть средневековой или традиционной. Для неё характерны следующие черты:
Замедленность темпов развития. Важную роль играл опыт предыдущих поколений, традиции;
Локальность, замкнутость, разобщённость русских земель, вызванная отсутствием экономических интересов в условиях натурального хозяйства;
Сильное влияние религии. Совмещение Христианской церкви и языческих обрядов. Двоеверие.
Несмотря на отличие развития Руси от западноевропейских стран, русская культура развивалась в общем русле европейской культуры.
Русь Речная проигрывает схватку со Степью задолго до знаменитого монголо-татарского нашествия. Прерывается балтийско - черноморский путь и балтийско - каспийские пути, бывшие экономической основой этого государства. Население мало - помалу тянется по речным бассейнам с черноземного и плодородного юго - запада на бедные суглинки и субпесчанники северо - востока Русской равнины. Немаловажным фактором, стимулирующим отток населения в северо - восточное Залесье, являются насилия княжеской дружины и постоянные княжеские усобицы. Русские князья не стесняются привлекать для решения своих споров половецкие орды, а уж половцы воюют, как умеют, грабя и захватывая рабов. В этом они – стахановцы.
Немногочисленное население (едва ли больше миллиона) размазывалось по обширнейшим территориям, это создавало еще одну традиционную проблему Русской земли. Малая плотность населения будет тормозить развитие страны вплоть до появления индустриальных транспортных технологий.
Фактор протяженности и трудности коммуникаций (реки замерзают зимой, дороги превращаются в топь весной и осенью) ослаблял, а то и просто разрывал организационные связи, затруднял концентрацию трудовых усилий, мешал формированию общерусского рынка. У местных властей возникало естественное желание – пойти по наиболее легкому пути и добиться локальной управляемости за счет разрушения единого государства.
Этот древнерусский сепаратизм первой волны имел более негативные последствия, чем феодальная раздробленность на западе Европы. За счет больших пространств и постоянной вовлеченности грабительской Степи мы получили не западную феодальную пирамиду с отношениями оммажа-вассалитета, а систему взаимного истребления.
Поскольку Русская земля считалась коллективно-долевой собственностью клана Рюриковичей, то каждый Рюрикович мог претендовать на престол другого Рюриковича, для чего входил в коалиции с третьими Рюриковичами, привлекал внешние силы, от кипчаков до поляков, и пытался умаслить торговую верхушку в интересующем его городе, потому что она контролировала народное собрание (вече).
В 12 веке некоторые города уже настолько окрепли, что сами нередко подбирали себе князей, словно менеджеров, и вели себя, как властители, по отношению к подчиненным городам, так называемым пригородам. (Например, Владимир был пригородом Суздаля, а Москва пригородом Владимира). Приговор веча в старшем городе был законом для всех его пригородов. «На чем старшие сдумают, на том и пригороды станут». Младшие города старались освободиться от власти старших городов и обзавестись собственным князем, своим, так сказать, топ - менеджером, который олицетворял бы их самостоятельность.
Например, Владимир-на-Клязьме боролся за свою независимость от старшего города Ростова, происходило это в виде отстаивания «своих» князей, Михаила и Всеволода Юрьевичей. Пригороды выходили из-под власти старших городов при помощи князей, которым также не хотелось подчиняться князьям старших городов.
Не только князья, но и дружина были в массе своей потомками давних и не очень давних пришельцев из-за моря, руси и варягов. Их усадьбы были наполнены рабами.
Потомками варяжских гостей были и купцы, из которых составлялась верхушка русских городов. Варяжские купцы покупали у князей и дружинников рабов, которые, увы, нередко относились к подвластному славянскому населению.
Впрочем, кипчакские завоевания 11–12 вв. сделали одно доброе дело для становления единой русской народности. Кочевники, перекрыв южный конец балто - черноморской «трубы», остановили экспорт славянских рабов, которым до того занималась варяго - русская торгово - военная знать и, в особенности, киевские князья. Отныне этим будут заниматься сами кочевники.
Вместо прежнего коллективного сбора дани дружинники стали получать от князей земли, которые обрабатывали рабы, долговые рабы - закупы или зависимые крестьяне - смерды. Особенно рабство было распространено в Поднепровье и Новгороде. После поражения Суздаля в войне против новгородцев в 1169, пленных суздальцев продавали в Новгороде по 2 ногаты за человека – это был четырехдневный заработок новгородского батрака. Баран, к примеру, стоил 6 ногат.
Тип крупного землевладения с использованием рабского труда был тогда распространен и во многих странах, и в соседней Польше, и в Западной Европе, где на франкскую знать работали бесправные сервы, ничем не отличающиеся от римских рабов - колонов.
От руотси - русских князей и варяжской дружины произойдет боярство, родовая аристократия, с которой придется схлестнуться московским самодержцам в период становления централизованного государства.
На северо - востоке, куда стало уходить поднепровское население задолго до монголов, начал потихоньку формироваться другой тип государственности, представленный в 12 веке Андреем Боголюбским.
Таким образом, Русская земля была расколота не только «по горизонтали», на удельные княжества, но и «по вертикали», на верхушку варяго - русского (балтийского) происхождения и славянское простонародье. Это «царство свободы» было нестабильным, далеким от гомеостаза и любое масштабное внешнее воздействие могло легко его разломать.
Муромское княжесво. Русские князья ставили, преимущественно на берегах рек, городки - опорные пункты княжеской власти. Такой крепостью, очевидно, был первоначально Муром, который стал центром русского удельного княжества на северо-восточной границе древнерусского государства под названием Киевская Русь. Историк И. Токмаков в материалах для историко-статистического описания города в связи с церковно-археологическим обзором священных достопамятнос¬тей этого края с 9 до 19 столетия писал в 1887 году о Муроме следующее: «…Неизвестно когда построенный, он однако же в 10 и 11 столетиях был уже обширным торговым пунктом в севе¬ро-восточной России, что обуславливалось его счастливым положением...».
В 1840 году была серия публикаций в №№ 21-25 «Владимирских Губернских Ведомостей» об истории города Мурома: «...До нас не дошло сведений о времени основания Мурома, но несомненно, что до призвания князей (862 год) он уже существовал, так как через два года после этого события, когда умерли Синеус и Трувор (правили Русью до Рюрика), город оказывается подчиненным Рюрику, который отдает его в управление своим «мужам».
Разделяя двенадцати своим сыновьям области и города земли Русской, Владимир одному из сыновей своих Глебу дал в удел Муром, город области Муромс¬кой, около 988-990 годов н.э. Считая от этого времени до кончины Владимира (1015 г.), Глеб княжил в Муроме более 25 лет. Потому надо полагать, что первые христиане в Муроме появились при князе Глебе, тем более, что он сам был чрезвычайно привержен к христианству и славился набожностью. Но он не мог обратить в новую веру Муромский дикий на¬род весь, а разве только небольшую его часть, ибо по Житию благоверного князя Константина и сынов его Михаила и Фёдора - Муромских чудотворцев до самых времен Всеволода 3 (1176-1212 гг.) еще много было язычников в самом Муроме. Однако Муромцы всегда должны считать Глеба первым просветителем их страны.
После страдальческой кончины первого своего князя Глеба, Муром во время княжения Ярослава 1 (1015-1054 г.г.) принадлежал Великому Престолу Киевскому. После смерти Глеба, в Муроме долгое время не было князей, и им управ¬ляли, вероятно, посадники Великого Князя Киевского, который, как показывает ле¬топись, распоряжался и здесь. Название народа «Мурома» более не появляется на страницах русской летописи. Они совершенно обрусели.
После же смерти Ярослава в 1054 году сын его Святослав, получив на свою землю Чернигов, взял всю восточную сторону русской земли до самого Мурома, то есть, и Муром вошел также во владения Святослава Ярославовича.
За неимением ясных летописных сказаний нельзя, вероятно, угадать, отчего Муром никогда не мог сделаться сильным удельным княжеством. Он постоянно за¬висел от разных уделов и принадлежал к разряду Русских областей третьей степе¬ни, так как по разделу детьми Ярослава городов России и Муром с областью остал¬ся у Святослава, князя Чернигова. Следовательно, он зависел от Черниговского княжества, и посадники Черниговского князя правили Муромом.
Потом при сыновьях Святослава, одному из которых была отдана Рязань, Муром подчиняется Рязанским князьям до самого перехода Великого Княжения из Киева во Владимир. С восшествием Андрея Боголюбского на Престол Великокняжеский (1157 -1174 г.г.) Муром уже зависел больше от Владимира. В 1353 году после смерти князя Юрия был окончательно присоединен к великому Княжению.
Нижегородское княжество. Основными врагами князей в 12 веке были волжские болгары. В походе волжских болгар на Суздаль, совершенном ими в 1107 году по маршруту Волга, Ока, Клязьма, Нерль, они не встретили на своем пути до Суздаля ни одного укрепленного пункта и легко достигли города, когда в нем отсутствовал княжеский наместник. Тогда же на карте Владимирщины, появились Стародуб на Клязьме, Ярополч, Гороховец и Бережец.
После того, как в 1221 году был основан Нижний Новгород, вдоль Клязьмы пролегла сухопутная дорога, соединяющая столицу княжества Владимир с этим городом. Ее назвали Бережецкой дорогой. Она положила начало одному из торговых путей, соединивших позднее Москву со средней Волгой. Но для этого потребовались десятилетия. Свое название эта дорога получила оттого, что проходила через город Бережец, возле которого существовал перевоз через Оку, называвшийся Лисовским, так как он располагался рядом с деревней Лисёнки.
Существовал ли эрзянский город на месте Нижнего Новгорода? Эти территории относились непосредственно к эрзянским землям. Волжская торговля существует с глубокой древности и сложно было бы представить, что в этом стратегическом районе, где сходятся несколько торговых путей, и богатом рыбой, не существовало крупных поселений. Одновременно это не значит, что кремль как таковой был построен в 1221 году непосредственно на месте одного из таких поселений. Возможно, основание Нижнего Новгорода представляло собой не что иное, как захват торговой фактории булгар в эрзянских землях, носившей название Ибрагим балык. Хронологически это событие хорошо вписывается в историю взаимоотношений булгар и русских князей: 1220 года - крупная победа княжеских дружин Ростова, Суздаля и Мурома над булгарами. По сведениям арабского путешественника еще раньше на месте крепости Ибрагим Балык существовала фактория Хазарского каганата (Абрамов город). Эрзянская традиция называет город на месте будущего Нижнего Новгорода именем Обран Ош. Мельников-Печорский считает, что в районе нынешнего Нижнего Новгорода и его окрестностей, а так же по южному берегу Волги и восточному берегу Оки в пределах современной Нижегородской области проживают терюхане - субэтнос эрзян, хорошо знакомый с культурами своих соседей, мультиязычный - знающий как славянскую разговорную речь, так и булгарскую. Непосредственно в районе современной нагорной части Нижнего Новгорода у терюхан было 6 сел и 1 город (термин, означавший крепость), с постоянным населением 500 человек, способный вместить не менее 5000 воинов - Абрамов город (Обран Ош по-эрзянски). Мельников излагает историю установления в городе власти рюриковичей (1220 г.). Прибыв к его дерево-земляным укреплениям с войском в 4000-5000 дружинников, они выдвигают перед главой местной администрации (должность "панка" - избираемая, совмещала функции начальника полиции и мэра) ультиматум - требование через 4 дня отдать им крепость. Тот отвечает, что готов отдать город, т.к. силы неравны, но не может этого сделать, т.к. юридически должен получить разрешение у эрзянского народа (вероятно, собрание, сход представителей в столичном городе, протопарламент), а это займет больше времени, чем 4 дня. Рюриковичи начинают готовить нападение, а панка за сутки собирает в крепости 5000 воинов - вероятно, ополчение из числа жителей окрестных сел. В эрзянских ополчениях участвовали не только мужчины, но и женщины. На следующий день Рюриковичи, с профессиональным войском, захватывают город, мужчин казнят, женщин и маленьких детей обращают в рабство. После падения крепости терюханское население в основной своей массе довольно быстро русифицируется. Несколько тысяч человек в самых далеких селах продолжают хранить традицию самоидентификации как терюхане, ко времени написания Мельниковым книги. Современное население Нижнего Новгорода в существенной своей части имеет эрзянское и марийское происхождение.
Основной же торговый путь на Волгу и далее на юг из Владимира проходил, напротив, в удалении от границы с мордовской территорией по маршруту: Клязьма, Теза, затем посуху до Волги в районе Городца Радилова. Этот путь был настолько освоен и популярен, что в 13 веке на целых два года отодвинулся разгром монголами Гороховца. После взятия Владимира в 1238 году монгольские отряды, двинувшиеся на восток по льду Клязьмы, свернули по Тезе к северу, следуя торной вышеупомянутой дорогой, и вышли к Городцу, миновав Гороховец.
Муромская область граничила с Мордовской землей и другими дикими племенами, долго не покорявшимися Руси. В 9 веке мордовские племена мокша и эрзя находились в зависимости от хазар. Походы на волжских булгар Киевского Князя Святослава Игоревича 964-967 гг. покончили с Хазарским каганатом. Можно предположить, что Святослава не могла не заинтересовать находящаяся на территории Колпенки точка 215 метров над уровнем моря, то есть самая высокая точка правобережья Оки от истока до устья, обладание которой дает ключ к огромной территории и контроль над всей Нижней Окой от Мурома до устья. Эта сложная политическая обстановка привела к временной консолидации родственных племен эрзян и муромы. В последующее время, в 11-12 веках начались постоянные столкновения эрзян с русскими княжествами. Русская летопись под 1103 годом сообщает об их победе в одном из сражений с князем Ярославом.
В 1237 году, в нашествие Батыя на русскую землю, Муром остался в стороне от главного направления, по которому татары шли все возрастающим потоком, по-тому и избежал общего истребления. Но через два года татары с берегов Дона и Волги опять двинулись к северу, покорив эрзян. Теперь настала и для Мурома череда испить чашу гибели. Разгромив Гороховец, Батый устремил свою рать к Мурому. Неизвестно, отстаивали ли грудью свою честь жители этого древнего города, или, избегая хотя бы славного, но невозможного (бесполезного) сопротивления не¬сметной силе Батыевой, скрылись заблаговременно в непроходимых тогда лесах своих, - только Муром был сожжён и истреблен подобно другим городам.
Через 42 года от первого нашествия Батыева восстановленный Муром снова был ужасным образом разорен татарами. Князь Городецкий, сын Александра Не¬вского Андрей Александрович, задумав согнать с Великокняжеского Владимирско¬го Престола брата своего Дмитрия, выпросил в 1281 году у Хана грамоту и войско, и остановясь близ Мурома, собрал к себе удельных князей. Дмитрий Александрович бежал, татарская рать рассыпалась по областям русским. Без сомнения, первый ужас грабежа испытал Муром, стоявший на дороге всех нападений татар на угнетенную Русь.
Спустя 12 лет после этого, в 1293 году, Муром опять был взят татарами и подвергся в третий раз гибельной силе огня и меча. Впрочем, он, управляемый, хотя слабыми, но добрыми и заботливыми князьями, обновлялся после каждого разо¬рения.
В 1351 году князь Юрий Ярославович переселил Муром на древнее место его, вероятно во время частых нашествий татар оставленное жителями, переселивши-мися на другое место, может быть более удобное для защиты или укрытия от не-приятеля. Но добрый и умный князь Юрий недолго после этого управлял Муромом.
В 1353 году (в родословной князей указан 1354 год) какой-то князь Фёдор Глебович, вероятно из рода муромских князей, выгнал Юрия из Мурома, и, привлекши к себе местных знаменитейших бояр, отправился в Орду, куда явился и князь Юрий. На Ханском суде Фёдор Глебович выиграл, получил в свое владение Муром, а от¬данный в его руки князь Юрий скончался у него в тяжелой неволе.
В 1353 году после смерти Юрия Муром окончательно присоединен к Великому Княжеству Владимирскому. Так пресекся род князей муромских.
Чтобы муромские жи
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 46
Этим она отличная. Там не было богатого помещика, купцом, кулаков и известных на всю страну жителей. Но этой скромностью Мочалово и умиляет меня. Набожные жители сообща веками решали сложнейшие житейские вопросы сами и берегли свою общину до настоящего времени.