Казалось, что такая жизнь будет вечной. В 80-е годы все начало меняться. К этому времени появились хорошие дороги, началась «перестройка», и аэродром закрыли.
У меня, как и у большинства земляков, с аэродромом в Чумае связаны многочисленные воспоминания. И первое знакомство с аэродромом в далеком детстве, и мечты о самолетах, и просто личные события. Пожалуй, последний раз в то советское время я был на аэродроме в 1983 году. Не стало отца, остро заболела мама, и я уже будучи врачом Кемеровской областной клинической больницы прилетел на АН-2 с коллегами по санавиации, чтобы забрать маму. Такая скорая помощь сыграла решающую роль в той критической ситуации, и мама прожила еще потом много лет Да только ли мою маму спас наш аэродром?!
Когда закрыли аэродром, место, где он был, так и осталось «аэродромом».
- Где корова?
- На аэродроме пасется.
-Где пашут?
- За аэродромом.
- Как на Кию ездил?
- Мимо аэродрома.
В моей жизни он затерялся где-то в детстве и юности. В 2008 году, когда я начал учиться летать на самолете, вспомнился наш Чумайский аэродром. И, хотя в Чумае, на малой родине я часто бывал, что стало с площадкой, не знал. Позвонил своему школьному другу, директору Чумайского совхоза ( точнее, сельхозпредприятии, по-нынешнему) Александру Васильевичу Краморенко.
- Саша, говорят, ты на аэродроме телятник построил?
- Ты что?! Аэродром цел, приезжай, посмотри. Площадку я не пахал, правда, и не косил, там коровы деревенские пасутся.
Я поехал в Чумай и увидел, что площадка абсолютно цела. По краям немного тракторных колей, а так, в целом, вполне нормальная площадка, даже муравьиных кочек нет. Родилось горячее желание восстановить наш аэродром.
Время другое и пришлось начать с оформления земли. Землю оформили на аэроклуб «Кузбасс», пройдя все ступеньки юридических правил от «земли сельхозназначения» до «земли промышленности и транспорта». Прокуратура была против, чтобы на площадку с определением «земля сельхозназначения» садились малые самолеты. А когда эта земля зарастала бурьяном, она не была против.
С помощью своих старых деревенских друзей я выкосил площадку, грейдер местного ДРСУ подровнял и окуветил ее. Вот и все, аэродром готов. Началась подготовка к приему первого борта. Кто полетит в Чумай?
В 2009 году в Кемерово было всего 3 самолета легкой авиации (Птенец-2, Скайренджер, Корвет), ЯК-52 и АН-2 аэроклуба ДОСОААФ, два МИ-8 областного ГУВД и все. Особо в Чумай никто не рвался. С инструктором на Корвете С. И. Мурзиным мы договорились.
В августе 2009 года я тщательно приготовил площадку. Все выкосил. Взлётно-посадочную площадку (ВПП) разметил флажками. Даже выложил посадочное «Т», как мы привыкли на аэродроме ДОСОААФ. На высокой металлической трубе установил ветроуказатель. Согласовали день прилета. Сижу, жду. Погода, в общем, ничего. Звонит Сергей Иванович: «Вылетаю из Кемерово». Лететь в пределах часа. И тут впервые я, уже немного умеющий летать, подумал о той дороге от Кемерово до Чумая, по которой в детстве пассажиром летал ни один раз. Подумал как летчик. Сплошная тайга, высоты до 1000 м, площадок нет. Когда послышался шум двигателей приближающегося самолета, почувствовал себя счастливым. Во-первых, потому что по моей авантюрной затее самолет благополучно добрался до аэродрома, а, во-вторых, потому что наш деревенский аэродром родился вновь. Мелькнуло перед глазами детство. Кто мог знать, что именно я когда-то восстановлю наш аэродром, и на него вновь станут летать самолеты?
Первые полеты в окрестностях Чумая были очень познавательны и полезны. Родились идеи о летнем лагере аэроклуба «Кузбасс», об организации ежегодной встречи «малых» летающих Кемеровской области и окрестностей. Природа рядом с аэродромом располагает к отдыху, особенно летом. Кия притягивает к себе массу отдыхающих и всем находится место. Ну, а уж тем, кто тут родился, место есть всегда.
В 2010 году прилетал на Аэропракте из Мочище О. А. Баронов. Строго выверил все параметры площадки, дал ценные указания, отработал для меня круги и заходы. Аэродром начал жить.
Чумайский аэродром никогда не был аэродромом, не аэродром он и сейчас. Даже в самые его лучшие 60-70-ые годы на площадке, кроме ветроуказателя на деревянном шесте, антенн радиостанции, мачты метеостанции возле домика начальника, других атрибутов аэродрома никогда не было. ВПП добросовестно выкашивалась, но никогда не обозначалась. В современном представлении наш аэродром – посадочная площадка. В соответствии с требованиями ФАПа установлены посадочные щиты, на высоком столбе – ветроуказатель. Я решил, что, несмотря на редкие полеты, эти непременные атрибуты авиационной площадки будут на ней круглый год, всегда. Кроме того, с большими усилиями на базе шасси старой тракторной телеги удалось сделать самоходный командный пункт (СКП). На краю поля установил старый вагончик от лесного мотовоза и туалет. Вагончик покрасил, нарисовал самолет, Ну все, АОНовская посадочная площадка! Все здорово.
Не мог я подумать, что кому-то это не понравится. Я совсем забыл, что за 30 с лишним лет деревня стала другой. Точнее, как знал я ее в детстве, вообще не стало. Время, когда деревенские дома закрывались не на замок, а на обломок хворостины, безвозвратно ушло. В следующий мой приезд посадочное «Т», изготовленное из 2-х баннеров медицинской конференции, я не нашел. Стали исчезать флажки. Если еще клеенчатые баннеры могли пригодиться в крестьянском хозяйстве, то флажки вряд ли. Проезжая как-то по улице деревни, в огороде одного «хозяина» я увидел свои флажки, белые и красные. Они стояли у забора в бурьяне, демонстрируя собой пример глупости и жадности сегодняшней жизни. В другой приезд обнаружил выбитые стекла в самоходном командном пункте и вагончике. Замки были сорваны.
Кстати сказать, вагончик и туалет я поставил на случай, если кто-то решит приземлиться по вынужденным обстоятельствам на маршруте Красноярск-Новосибирск. На участке перед Кемерово сплошная тайга, в случае непогоды можно воспользоваться площадкой, как запасной. Площадка не охраняется, из-за редких посещений держать на ней постоянного сторожа нет смысла. Идея простая. Кто хочет воспользоваться площадкой, садится на нее по правилам полетов с подбором площадок, звонит мне (мобильная связь отличная), я звоню своему деревенскому другу, он приезжает, открывает вагончик, помогает с решением проблем. При этом живи, сколько надо. Денег тут не берут.
Кому-то из местных жителей моя идея не понравилась. Каждый мой приезд на аэродром я начинаю с того, что убираю битые стекла, налаживаю стол и лавки, убираю мусор. Ветроуказатель меняю 1 раз в год, но в этом году кто-то тренировался по нему из дробового ружья. Понемногу нарисовалось соревнование: кто кого? Привлечение к решению проблемы местного главы администрации, участкового эффекта не дало. Моя жена, глядя на все это, говорит: «Брось! Тебе что, делать больше нечего?».
Для себя я уже давно все решил, и поэтому не очень боюсь в очередной раз увидеть битые стекла в вагончике на нашем аэродроме. Я все уберу.
Нынче на аэродроме произошло небольшое событие, в последствия которого я боюсь верить, но это будет очень хорошим знаком для его судьбы. 27-28 июля на аэродроме Мочище в Новосибирске был проведен большой авиационный праздник, посвященный 100-летию нашего сибирского земляка А. И. Покрышкина. Событие было яркое, впечатляющее, достаточно сказать об участии в празднике группы «Русские соколы» на СУ-27 из Липецка. Имея отношение к организации мероприятия, я после праздника оставил себе два праздничных плаката-баннера с портретом А. И. Покрышкина и решил отвезти эти портреты на аэродром в Чумай.
На следующий день, после окончания праздника, я вылетел на Аэропракте А-22LS в Чумай. Как всегда, обнаружил беспорядок. С помощью своих деревенских помощников убрался в вагончике и на территории. Портреты А. И. Покрышкина я повесил внутри вагончика и снаружи. Рассуждал я примерно так: Покрышкин – воин, герой, свою жизнь посвятил защите наших жизней. У кого поднимется рука сорвать, растоптать его портрет? Мои сельчане смеялись: « Ты думаешь, эти подростки-хулиганы знают, кто такой Покрышкин? Разбираются они, в основном, в алкоголе и наркотиках».
Не знаю, в чем лучше разбираются мои вредители, но в следующий приезд на аэродром через 2 недели я не обнаружил следов «нашествия». Портреты были на месте.
Сейчас зима, на площадке по-прежнему порядок. Хочется верить в хорошее…
Александр КРИКОВЦОВ.
Комментарии 24
А в нашем мини музее при библиотеке есть интересная
информация…
Аэропорт «Чумай» был открыт в 1963 году.
В 1963 году из амбара было построено небольшое помещение. Первым начальником
аэропорта была Щеглеватых Екатерина, которая проработала 2 года, до 1965 года.
Затем аэропорт принял Пожидаев Николай Михайлович, который возглавлял его в
1966-1967 годах. В июле 1967 года аэропорт принял Копылов Николай Семёнович,
после окончания Новосибирского учебно-тренировочного отряда он был направлен на
работу в Чумай. В том же, 1967 году, было построено другое здание аэропорта из
начальной школы посёлка Тылы плотниками Пересыпкиным Ф.Е. и Ивановым П. Из
аэропорта «Чумай» выполнялись рейсы в посёлки Скалистый, Мурюк, р.п. Тисуль,
города Мариинск и Кемерово. Принимал аэропорт и санитарную авиацию.
Около 15 лет в
...Ещёаэропорту работала техничкой Головина Е.А. Аэропорт «Чумай функционировал до
1992 года. В июле 1992 года Н.С. Копылов был переведён кассиром Кемеровского
транспортного агентст
А в нашем мини музее при библиотеке есть интересная
информация…
Аэропорт «Чумай» был открыт в 1963 году.
В 1963 году из амбара было построено небольшое помещение. Первым начальником
аэропорта была Щеглеватых Екатерина, которая проработала 2 года, до 1965 года.
Затем аэропорт принял Пожидаев Николай Михайлович, который возглавлял его в
1966-1967 годах. В июле 1967 года аэропорт принял Копылов Николай Семёнович,
после окончания Новосибирского учебно-тренировочного отряда он был направлен на
работу в Чумай. В том же, 1967 году, было построено другое здание аэропорта из
начальной школы посёлка Тылы плотниками Пересыпкиным Ф.Е. и Ивановым П. Из
аэропорта «Чумай» выполнялись рейсы в посёлки Скалистый, Мурюк, р.п. Тисуль,
города Мариинск и Кемерово. Принимал аэропорт и санитарную авиацию.
Около 15 лет в
аэропорту работала техничкой Головина Е.А. Аэропорт «Чумай функционировал до
1992 года. В июле 1992 года Н.С. Копылов был переведён кассиром Кемеровского
транспортного агентства с филиалом в селе Чумай по продаже билетов на дальние
расстояния. Стаж работы Николая Семёновича в аэропорту 26 лет. Окончательно
аэропорт закрылся в 1993 году.