Красивых вам летних закатов... И добрых тёплых рассветов...
Центр деревни Зехнова в Архангельской области обозначен часовней апостола Ионна Богослова, построенной в конце XVIII века на склоне высокого холма – «Буй-горе». Это единственная в Архангельской области часовня с галереей на консолях.
Деревня Зехнова. Плесецкий район, Архангельская область. Озеро Кенозеро. Она вошла в Ассоциацию самых красивых деревень и городков. Теперь Зехнова — самая маленькая «самая красивая деревня» России. Кенозерским национальным парком здесь восстановлена действующая водяная мельница, отреставрирована часовня Иоана Богослова XVIII века, где находятся самые древние „небеса“ на Кенозере.
Зехнова расположена на заливе Глухая лахта на Кенозере. Это единственная на Русском Севере деревня, которая ни разу не перестраивалась с XVI века. Благодаря этому здесь сохранилось уникальное пространственное решение: деревня организована тремя «концами» (улицами), окна всех домов смотрят на часовню Иоанна Богослова, находящуюся на стыке «концов», и лишь крайние дома смотрят окнами на озеро. Рядом с деревней находится так называемая Святая роща, где стоят старинные обрядовые кресты. Неподалеку находится водяная мельница, построенная в ХIХ веке.
В молитвенном помещении полностью сохранилось двенадцатигранное «небо» – самое древнее в Кенозерье, написанное в конце XVIII века олонецкими мастерами в традициях выговской старообрядческой живописи на основе древних иконописных образцов.
В русских деревянных храмах, по преимуществу, северных, есть необычный предмет убранства. Он именуется «небо». Это сборная конструкция расписного потолка, как правило, имеющая форму круга или усеченной пирамиды. Она состоит из центрального диска и сходящихся к нему балок-тябл конической формы. Эти балки упираются в кольцо, примыкающее к стенам. Назначение «неба» двояко. Во-первых, оно дает возможность расписать деревянный храм: на составляющих его деталях пишут иконописные сюжеты. Во-вторых, в некоторых случаях «небо» перекрывает уходящий ввысь шатер храма. Таким образом облегчается поддержание в помещении комфортной температуры и улучшается акустика: тепло и звук не «улетают» вверх. В случае же, если потолок храма невысокий, балочный, «небо» зрительно делает его выше.
«Небо» может иметь разное число граней: 8, 12, 14, 15, 16, 24. Как правило, их число тем больше, чем просторнее храм. Чаще всего, «небо» умеренно выпуклое, но встречаются и плоские конструкции.
Сейчас достаточно трудно судить о датировке росписи неба в этой часовне. Фон и частично облака находятся под слоем поздних записей и поновлений. К счастью, одежд и ликов святых поновления почти не коснулись. Авторская живопись тяготеет ко второй половине XVIII в. Так как над росписью «неба» Зехновской часовни, несомненно, работал профессионал — иконописец.
Пропорции фигур святых «неба» в Зехнове слегка удлиненные. Их позы статичны, малоподвижны, но оживлены разнообразными складками и драпировками одежд, с тонкими графичными разделками. Эти «небеса» скорее тяготеют к станковой, чем к монументальной живописи.
Иконографическая программа «неба» – «Небесное воинство» включает изображения Распятия (на восточной грани), 4 евангелистов и 7 архангелов. Вокруг центральной иконы расположены изображения серафимов и херувимов ярко красного и синего цветов.
Сама деревня Зехнова удивительна и прекрасна в своей аутентичности и может быть вам слегка знакома, даже если вы в ней никогда не бывали. Здесь снимали многие сцены фильма "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына", получивший несколько киноград.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 28
Озеро Кенозеро.
Она вошла в Ассоциацию самых красивых деревень и городков. Теперь Зехнова — самая маленькая «самая красивая деревня» России.
Кенозерским национальным парком здесь восстановлена действующая водяная мельница, отреставрирована часовня Иоана Богослова XVIII века, где находятся самые древние „небеса“ на Кенозере.
Неподалеку находится водяная мельница, построенная в ХIХ веке.