Своё название Табынская икона получила по месту обретения – село Табынское близ города Стерлитамак в Башкирии. Однако этот Богородичный образ стал известен за два века до основания села, в конце 70-х годов XVI века, во времена царствования Иоанна Грозного. Поэтому своё нынешнее имя икона приобрела лишь впоследствии, а изначально её называли Казанской.
Казанская и Табынская иконы Божией Матери тесно связаны между собой. Они появились одновременно, их иконография практически идентична, и это дало основания многим исследователям считать Табынский образ списком с Казанского. Тем не менее, ряд фактов заставляет усомниться в справедливости данной версии:
Тип отделки доски и стиля письма Табынской иконы относится к X-XII веку.
Исследования академика С.П. Толстого и учёных-этнологов Башкортостана связывают историю Табынского образа с появлением первых христиан на Южном Урале в VIII-X веках.
Обе иконы – и Казанская, и Табынская – представляют собой сокращённые варианты Одигитрии, на которых отсутствуют изображения рук Богородицы. Однако если Казанская является оплечным образом, то на Табынской фигура Матери Божией представлена погрудно. Среди других отличительных черт иконографии можно назвать следующие:
Взаимное расположение голов. Голова Богородицы склонена так, что виском касается головы Богомладенца. На Казанской иконе святые лики дальше разнесены друг от друга.
Корона на голове Божией Матери. На Казанской иконе короны нет.
Направление взгляда Богородицы. На Табынской иконе Пречистая задумчиво смотрит чуть в сторону, а на Казанской – прямо на зрителя.
Младенец Христос на обеих иконах представлен одинаково. Его фигура расположена слева от Богоматери, строго фронтально. Левая рука скрыта под складками гиматия, правая отведена к центру композиции и сложена в двоеперстие.
Очень важная особенность Табынской иконы – тёмный оттенок ликов Христа и Богородицы. Причём, эта черта отмечается даже в самых ранних преданиях, что доказывает глубокую «ветхость» образа уже к моменту его обретения.
На очень старых иконах потемнение ликов – результат естественного старения олифы. Сохранение яркости красок фона и одежды может быть связано с тем, что ранее святой образ был закрыт ризой.
Именно древность была одной из причин повсеместного почитания Табынской Божьей Матери не только христианами Южного Урала, но и тамошними язычниками и мусульманами.
Даже на поздних списках иконописцы старались воспроизвести тёмные оттенки ликов Богоматери и Христа, которые видели на оригинале. Подлинную икону, тем более, никто и никогда не пытался поновить, высветлив лики. Более того, вокруг данной особенности сложилось поверье, что Богородица открывается на этом образе лишь самым достойным.
P.S: Во время Гражданской войны икона была доставлена в Оренбург, в котором находились белоказаки, особо почитавшие Табынскую икону. Атаман А. И. Дутов использовал авторитет иконы для привлечения казаков в свою армию. После этого в стан белых перешло почти двадцать тысяч трудовых казаков и фронтовиков. В марте 1920 года икона была доставлена в Китай. Икона исчезла во время её перевоза в Пекин в 1949 году. Возможно, ее перехватили иезуиты и увезли в Рим, где она была передана римскому папе.
Согласно другой версии исчезновения Табынской иконы, в 1919 году её вместе с остатками Оренбургской армии увез в Китай атаман Дутов, где она находилась в штабе казачьего войска в походной церкви города Суйдун провинции Синьцзянь, а после 1938 года — в Николаевском храме в городе Кульдже той же провинции. Сын диакона Кульджинской церкви отмечал исцеления от иконы, в том числе иноверцев. Табынская икона часто поднималась на крестные ходы. Обычно они совершались по городам, где проживало русское население. В 1950-х годах предпринятая игуменом Кульджинского храма попытка вывезти её в СССР не удалась, так как прихожане этого храма отказали ему это сделать. Затем икона исчезла. Согласно жителям Кульджи, она спрятана в окрестностях их города. В настоящее время предпринимаются поиски иконы
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев