СВЯТАЯ ТРОИЦА, КОСМИЧЕСКИЙ ХРИСТОС, ЛИЧНОСТНЫЙ ХРИСТОС
Научно-философский анализ истоков и вариантов христианского учения о "СВЯТОЙ ТРОИЦЕ" важен для понимания природы и личности Иисуса Христа. Христианская концепция "СВЯТОЙ ТРОИЦЫ" во всех своих вариантах является результатом взаимодействия и компромисса между несколькими идейными традициями.
Первая исходная традиция — иудаизм. Исторически иудейская вера постепенно эволюционировала от идеи племенного бога иудеев Иеговы, ревнивого, жестокого и мстительного, до идеи Единого Всевышнего Бога. В силу проецирования образа племенного бога на образ Единого Всевышнего Бога иудеи провозглашались «избранным народом» — народом, якобы единственным и якобы издревле хранившим в чистоте изначальное поклонение людей истинному Единому Всевышнему Богу. Отсюда возникла идея грядущего Мессии, который возвратит правильное поклонение человечества Единому Всевышнему Богу и вместе с этим приведёт иудеев к господству надо всеми народами.
Но христианство вышло далеко за пределы иудейской нации, поэтому в христианстве идея Мессии трансформировалась в идею человека, который именно через равенство и единство приведёт всё человечество к правильному поклонению Единому Всевышнему Богу.
Слово "мессия" — это русифицированный вариант греческого слова "мэссиас", которое является эллинизированной формой еврейского (ивритского) слова "машиах" и родственных ему слов — арамейского "мешиха" и арабского "масих". "Христос" — это соответствующее греческое слово. Все эти слова переводятся как «помазанник». Обряд помазания елеем, оливковым маслом, посвящал на особое служение Богу. У древних иудеев помазание елеем использовалось в церемониях возведения на престол царя и посвящения в сан Первосвященника, а первоначально — и простого священника. Каждый властелин Древнего Израиля именовался помазанником, мессией, или, по-гречески, — христом. Но ритуал помазания елеем был широко распространён и среди других народов Ближнего Востока. Сей ритуал использовали при посвящении на царствование, при введении во владение имуществом, обручении. Это действие порой распространялось даже на статуи и изображения богов, на священные камни и деревья. Олива и оливковое масло в древности были священными. Оливковое масло активно использовалось и для пищи, и как лекарственный ингредиент, и как гигиеническое средство. Слово "христос" в греческом языке существовало задолго до появления христианства, его использовали классики литературы древних эллинов. Одно из значений греческого слова "христос" — это тот, кто толковал или объяснял оракулов.
Второй источник учения о СВЯТОЙ ТРОИЦЕ — это блуждающие мифологемы политеизма о зачатии человеческой девы от бога и о воплощении бога в человеке (изначально, в обоих случаях — не Всевышнего Бога, а сверхъестественного существа, бога «с маленькой буквы»). Отсюда в христианстве родилось учение о «непорочном зачатии» у Девы Марии. Этот миф чудесного воплощения, зачатия и рождения прежде всего символизировал рождение «Нового Адама», «Нового Человека», начало нового человечества. С другой стороны, этот миф был использован как аргумент для утверждения, что в Иисусе Христе воплотился Бог. Пророк ислама Мухаммад отвергал идею, что Иисус Христос был полным воплощением Бога, или что Он в чём-то равен Богу. Вместе с этим Коран признаёт Иисуса Божьим пророком и Мессией, по-арабски именуя его Иса аль–Масих (Иса — арабский вариант имени "Иисус", по-еврейски, на иврите — "Иешуа", "Масих" по-арабски значит «Мессия», "аль" — артикль определённости, который обозначает, что речь идёт ком-то конкретно известном). Также Коран подтверждает и непорочное зачатие Исы. Поэтому в Коране Иисус ещё именуется как Иса ибн Марьям (то есть «Иисус, сын Марии»), вопреки устоявшейся у арабов традиции после слова "ибн" (то есть «сын») ставить имя отца. Таким образом в исламе утверждается особая роль Девы Марии, подчёркивается чудо зачатия Иисуса и отрицается роль Аллаха как отца Иисуса в буквальном смысле. Отсюда полная форма именования Иисуса Христа в исламе — Иса ибн Марьям аль–Масих. Мухаммад также учил, что непорочное зачатие Иисуса является свидетельством исключительности Иисуса и его подобия Адаму.
«Воистину, Иса для Аллаха подобен Адаму. Как Аллах сотворил Адама из праха и оживил его только словом "Будь!", так же Аллах зачал Ису во чреве Марьям одним словом "Будь!"» (Коран, сура 3: аят 59).
При этом Мухаммад, соглашаясь признать Иисуса воплощённым Словом и Духом от Бога, отрицал возможность того, чтобы Иисус был Сыном или «сотоварищем» Аллаха в буквальном смысле этих слов.
«О люди Писания! Не допускайте излишеств в вашу веру и не говорите об Аллахе ничего, кроме истины. Ведь Мессия Иса, сын Марьям, является лишь посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям, и Духом от Него. Веруйте же в Единого Бога Аллаха и Его посланников и не говорите: "Бог — это Троица". Удержитесь от этого, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах — Один Единый Бог! Он превыше того, и далек от того, чтобы у Него был ребёнок. Ему принадлежит всё, что есть на Небесах и на Земле. Достаточно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Коран, сура 4: аят 171).
Самой важной в Коране считается 112-я сура или сура "Аль–Ихлас", что значит «Очищение веры» или «Искренность», которая состоит всего из 4-х коротких аятов и гласит: «Скажи: "Он — Аллах — Единый и единственный; Аллах — Самодостаточный и Вечный. Он не рождал и не был рождён, и нет никого, равного или подобного Ему"».
Комментируя эту суру, исламский учёный–богослов и хадисовед VIII века Имам Абу Ханифа сказал: «Аллах один не только числом, но и тем, что нет Ему сотоварищей».
Следующий источник христианского учения о СВЯТОЙ ТРОИЦЕ — это идеалистические философские наработки эллинской и греко–римской культуры древнего мира. При наличии довольно примитивных мифов в религии философия древнего греко–римского мира эволюционировала до идеи "Единого" — Абсолютного Бытия, которое служит Истоком мира Природы, Космоса. Космос эманирует (излучается, истекает) из Единого. Безусловно, здесь имелось влияние мифологии и философии Древней Индии.
Сначала завоевания Александра Македонского, а затем завоевания Римской Империи втянули земли евреев в пределы господства греко–римского мира. Также было много иудеев, живших в эмиграции, на других территориях Римской Империи. Влияние греко–римской философии на мировоззрение образованных иудеев было неизбежным.
Одним из таких иудеев был Филон Иудей, Филон Александрийский (примерные годы жизни: 25г. до н.э. — 50г. н.э.). Филон Иудей был старшим современником Иисуса Христа. Наиболее вероятно–правильная датировка жизни Иешуа: рождение — 12г. до н.э. (римская перепись, комета, правление Ирода Великого), распятие — до 36г. н.э. (правление Понтия Пилата в Иудее). Филон связывал догмы иудейской религии с идеями эллинской философии Платона, Пифагора, стоицизма. По учению Филона, Бог существует вне Мира, Он вечен и творит Мир постоянно. Бог присутствует и действует в Мире посредством исходящих от Него божественных сил. Божественные силы в их совокупности Филон считал одним существом, которое он называл термином из эллинской философии — Логосом ("Словом"). Логос Филона — посредник между Богом и Миром, «Слово Божие», «Верховный Архангел», «Небесный Адам». Иисус Христос, как человек образованный, несомненно знал учение своего старшего современника Филона Иудея. Возможно, Иисус имел даже эпизодичное общение с Филоном Иудеем. Ведь, согласно Талмуду, в молодости Иисус бывал в Египте и обучался в Александрии. Во всяком случае, апостол Иоанн знал понятие Логоса (Слова Божиего) и употреблял его относительно миссии Иисуса Христа.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (От Иоанна, 1:1,14).
Зародившись среди иудеев, христианство уже при апостолах по большей мере начало распространяться в не–иудейской, в «языческой» среде. И прежде всего — среди народов Римской Империи. А среди образованных, идейных людей греко–римской культуры в III веке н.э. получил широкую популярность неоплатонизм. Естественно, неоплатонизм оказал существенное влияние на формирование христианской онтологии. Ведь господствующей религией Римской Империи христианство начало становиться лишь в IV веке н.э.. Основатель философии неоплатонизма — Плотин (годы жизни: 204 — 270 н.э.). Высший Абсолют Плотин так же именует Единым. Далее, по Плотину, из Единого происходит эманация (истечение, излучение) Мирового Ума, или просто Ума (по—гречески — "Ноус"). Мировой Ум содержит в себе вечные идеи–образы (эйдосы) преходящего бытия и устанавливает порядок оного. Далее Единое снисходит в эманацию Мировой Души ("Психе"). Душа уже не имеет полноценного единства с Единым, но лишь стремится к нему. Значение Мирового Ума, Ноуса, оказывается близким к значению Логоса. А значение Мировой Души, Психеи, сближается с христианским понятием "Святого Духа".
Термин "Святой Дух", "Дух Божий" (по—еврейски — "Руах ха-Кодеш") известен в иудаизме с древних времён, изредка он употребляется в книгах, позже вошедших в христианский Ветхий Завет, а уж Иисус и его апостолы это понятие употребляли часто. Но во всех соответствующих контекстах Дух Божий, Руах, выступает не как отдельное живое существо, а как не имеющая своей личности и действующая в Мире Божья Сила, как «Дыхание Бога».
Учение Филона Иудея о Логосе и учение Плотина о Ноусе, в их контексте, представляют собой уже вершину развития этих идей в философии древней греко–римской цивилизации. Первоначально у древних эллинов появилась вера не во Всевышнего Бога–Творца, Творца из ничего, а в Демиурга. Демиург, по–гречески, буквально — «мастер, специалист, ремесленник». Демиург не творит мир из ничего, а создаёт, придаёт форму, упорядочивает Мир в Космос из первоначального Хаоса. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский (годы жизни: 544—483 до н.э.) назвал этого Демиурга Логосом ("Словом"). А древнегреческий философ Анаксагор (ок. 500г. до н.э. — 428г. до н.э.) наименовал Демиурга Ноусом ("Умом"). Логос Гераклита и Ноус Анаксагора схожи. Хотя при этом Логос Гераклита пребывает внутри Космоса: «Всё — как одно». Анаксагор же Ноус противопоставляет всему сущему: «Все вещи содержат долю всего, Ум же есть нечто неограниченное и самовластное и не смешан ни с одной вещью, но — единственный — сам по себе». Понятие, близкое к понятию Абсолютного Бытия, в философию древних эллинов ввёл древнегреческий философ Парменид (род. ок. 540 — ум. ок. 480г. до н.э.). Соответствующую сущность своего учения Парменид так и назвал: «Бытие» (по–гречески — "Онтос"). Согласно Пармениду, Бытие вечно, целостно, не имеет частей, неподвижно, отлично от мира обычных вещей и явлений и отделено от него. Триаду Единое, Мировой Ум и Мировая Душа впервые выдвигает древнегреческий философ Платон (годы жизни: 427—347 до н.э.). Согласно учению Платона, Единое является основой любого бытия, не имеет ни каких частей, а потому отлично и отдельно от всего другого, выше всякого другого бытия, выше человеческого ощущения. Ум происходит от Единого, разделён с Единым, и содержит в себе идеи-сущности всех вещей. Мировая Душа есть подвижная субстанция, которая связывает между собой Единое, Ум, все вещи и явления.
У Платона Единый, Мировой Ум и Мировая Душа, хоть и взаимосвязанные, но разные и отдельные сущности. У Филона Иудея Логос — посредник между Богом и Миром. У Плотина Мировой Ум и Мировая Душа есть эманации (истечения, или излучения) из Единого. В христианском богословии Бог–Отец, Слово Божие и Святой Дух — Ипостаси (Лица, Образы) одной Сущности. К тому же христианское богословие, даже начиная от времён Христа и апостолов, не отделяет Божии Силы от Мира, от Космоса, но считает, что Бог и Его Силы пребывают во всём Мире. «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (От Иоанна, 1:3). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть.» (От Иоанна, 1:9,10). «Царствие Божие внутри вас есть» (От Луки, 17:21). «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (От Иоанна, 14:11). До христианства идея о том, что Всевышний Бог присутствует во всём Космосе, что Космос есть вечно творимая "внешняя" жизнь Всевышнего Бога, прослеживается в ведических мифах славян и индусов, в Учении Йоги в Индии и в Учении Герметизма в Египте и Римской Империи. Отчасти подобно этому мнение Гераклита Эфесского и философов–стоиков, что Космос есть живой организм, Логос пребывает в Космосе, а роль Логоса для Космоса подобна роли человеческой души в человеке.
Касательно приведённой информации об идеях "Логоса" и "Ноуса" в древней греко-римской философии, кто-то, следуя софистскому задору, может возразить, что эти понятия не тождественны. Да, в учениях герметизма и христианского гностицизма утверждается, что это разные ступени эманации Единого, «Логос порождается Ноусом» («Слово рождается от Ума»). Я не сторонник излишних умствований. Эти слова взяты из обыденного языка по аллегории, и я приводил их как схожие понятия в конкретном контексте. Также некоторые античные философы, цитируя формулировку «От Ума рождается Слово», "Ноусом" называли мировое начало, а "Логосом" — разум человека. Это просто разное употребление одних и тех же слов.
Во всех "Символах Веры" и "Катехизисах" ортодоксального христианства относительно понятия "СВЯТОЙ ТРОИЦЫ" утверждается это важное положение: Ипостаси СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, Бог–Отец, Слово Божие и Святой Дух, — единосущны. Это Ипостаси, Образы, Лики одной сущности! То есть Всевышний Бог в своей сущности един, но через Свою Силу являет себя Миру, Космосу, в трёх Образах. Если в греко–римской философии и в еврейском эллинизме Логос, Ноус, Мировая Душа представляются сущностями, относительно отдельными от Единого, то христианство утверждает, что Слово Божие и Святой Дух, хоть функционально и отличны как Образы от Образа Бога–Отца, но по сущности они едины. Такого же мнения придерживался и апостол Иоанн: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Евангелие от Иоанна, 1:1).
Основываясь на христианском богословии и древней греко–римской философии, я разделяю понятия образов СВЯТОЙ ТРОИЦЫ так. Первый Лик, Бог–Отец, — это Бог, как Исток, Опора и Обитель Бытия. Второй Лик, Слово Божие, — это Бог, как Сила, которая в Космос, в мир разделённых, борющихся, ограниченных и преходящих форм, вносит Гармонию, Закон и Порядок. Третий Лик, Дух Божий, — это Божья Сила, пребывающая в Космосе, и порождающая в нём движение возвращения к первоначальному единству в Боге, то есть Сила, порождающая жизнь, эволюцию, тварный разум, а далее — "Царство Небесное", или "Царство Божие" в Космосе и на Земле.
Богословы раннего христианства рассматривали как эквиваленты понятия "Божье Слово", "Божий Сын", "Христос", "Иисус Христос". Поэтому вопрос взаимосвязи и взаимоотношения Бога–Отца и Сына Божиего для них становился проблематичным. Так в 318г. пресвитер Александрийской Церкви Арий объявил ересь, согласно которой Христос имел сущность, отличную от Бога–Отца, и был им сотворён, но сотворён раньше Мира. В IV веке римским императором становится Константин Великий, он покровительствует христианству, которое становится господствующей религией. Под эгидой властей империи начинают проводиться так называемые "Вселенские Соборы Церкви", где сомнительные вопросы пресекались установлением единых догматов. А последующее утверждение догматов в народной вере зачастую осуществлялось посредством насилия. В 325 году состоялся Первый Вселенский Собор, Никейский, на котором было провозглашено, что Иисус Христос есть воплотившееся в человеке, единосущное Богу–Отцу, второе Лицо Троицы, Божье Слово, Сын Божий. Отсюда возникал вопрос о соотношении в Иисусе Христе Божьего и человеческого начал. Так появилась другая ересь — монофизитства (от греческого «одна природа») и докетизма (от греческого «казаться»), согласно которой, Божье начало в Иисусе Христе поглотило его человеческую природу и его человеческое существование было иллюзорным. В ходе разбора вопроса о соотношении в Иисусе Христе сущности Бога и сущности человека ортодоксальное христианство в своих "Символах Веры" и "Катехизисах" дошло до абсурда. Ортодоксы провозгласили: Иисус Христос — в полной мере и Бог, и человек! Но разве может относительное и ограниченное существо вместить в себя Абсолютное Бытие, содержать в себе начала всех сущностей Мироздания? Или, наоборот, может ли Абсолютное Бытие целиком выразиться через человека? Не зря известный христианский богослов II—III веков Тертуллиан по части некоторых догматов ортодоксального христианства в своё время так и провозгласил: «Credo quia absurdum» («Верую, ибо абсурдно», или «Верую, ибо нелепо»).
Как же лично я в своих представлениях соотношу личность Иисуса Христа со СВЯТОЙ ТРОИЦЕЙ? Посредством установления взаимосвязанных но различных понятий КОСМИЧЕСКОГО ХРИСТА и ЛИЧНОСТНОГО ХРИСТА. Иисус Христос был ЛИЧНОСТЫМ ХРИСТОМ. Независимо от особенностей Его зачатия, воплощения и рождения, Он был обычным человеком, каким, в потенциале, может стать любой. Обычным человеком, который полностью раскрыл в себе Божественное начало всех людей. Но вместе с личностью Иисуса Христа в Новом Завете есть и другое понятие слова "ХРИСТОС". Это ХРИСТОС как Церковь. В Новом Завете Церковь много раз называется Телом Христовым. Само слово "Церковь" в одном из значений обозначает "собрание", собрание верующих людей. Выходит, есть Христос, как отдельный человек; и есть Христос как Собрание верующих! Иисус говорит о том, что построит Свою Церковь на основе Святого Духа, третьей Ипостаси ТРОИЦЫ. Также и ХРИСТОС как человек, и ХРИСТОС как Церковь есть воплощённое Слово Божие, вторая Ипостась СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. Отсюда я и вывожу понятие КОСМИЧЕСКОГО ХРИСТА. КОСМИЧЕСКИЙ ХРИСТОС — это совокупность всех "чистых" проявлений Божьего Слова и Святого Духа в людях, а шире — в любых разумных существах Космоса. Божье Слово проявляется в людях и в любых разумных существах в способности познания Истины, а Святой Дух проявляется в людях и других разумных существах через любовь, как стремление к гармонии, единению и созиданию. Ну а ЛИЧНОСТНЫЙ ХРИСТОС есть человек, или гуманоид, ставший для разумных существ определённой цивилизации высшим Учителем и Примером по раскрытию личного Божьего начала. И в Космосе существует Единый КОСМИЧЕСКИЙ ХРИСТОС и огромное множество ЛИЧНОСТНЫХ ХРИСТОВ, каждый из которых является Первым проводником определённой цивилизации к правильной вере в Единого Всевышнего Бога. Каждый ЛИЧНОСТНЫЙ ХРИСТОС является выражением, проявлением и воплощением безликого Единого КОСМИЧЕСКОГО ХРИСТА.
Ещё раз отдельно отмечаю этот нюанс моего взгляда на соотношение феноменов КОСМИЧЕСКОГО ХРИСТА и ЛИЧНОСТНОГО ХРИСТА. В существенно разных цивилизациях могут существовать разные Личностные Христы. Следует признать, что появление Жизни и её эволюция в мире Космоса является повсеместным закономерным следствием влияния единства и вечности Абсолютного Бытия на относительное бытие. Космос есть "внешняя" жизнь Бога. Рождённая и сотворённая жизнь есть нисхождение мира вечного в мир преходящий. Эволюция Жизни в Космосе является повсеместным закономерным явлением. Значит, и в Космосе в целом, и в нашей Вселенной, существует множество планет с живыми организмами. На многих из них есть разумные существа и цивилизации. И в каждой такой цивилизации был, есть или будет свой отдельный ЛИЧНОСТНЫЙ ХРИСТОС. Но при этом Личностный Христос одной цивилизации может стать Христом других цивилизаций. С другой стороны, на одной планете за разные периоды времени, в разных местах могут существовать разные виды цивилизаций и даже разные виды разумных существ. Соответственно, одна планета за всю свою историю может иметь более чем одного Личностного Христа.
Некоторые "умники" пытаются сопоставить христианскую СВЯТУЮ ТРОИЦУ, Отца, Сына и Святого Духа, с различными политеистическими мифическими троицами в стиле «отец, сын и мать». Особое прельщение при этом они испытывают, когда узнают, что в еврейском языке "Дух" ("Руах") — слово женского рода. Такие фантазии не имеют достаточного обоснования. Во-первых, Бог–Отец, Божье Слово и Дух Божий — единосущны. Это Ипостаси, Образы одной Сущности. Во-вторых, в развитых концепциях Всевышний Бог есть Абсолютное Бытие, Он включает в себя начала всех сущностей и явлений Бытия — и мужских, и женских, и бесполых. А потому наименование Всевышнего Бога "Отцом" — условно. Всевышний Бог — это, сразу, и Отец, и Мать, и Великое «То», в Одном, без различия.
Автор статьи: Дмитрий Коноплицкий.