Железнодорожным сторожем, как это тогда называлось. На одноимённой железнодорожной станции города Иваново-Вознесенска. И вот как то по телеграфу сообщили, что по его участку должен проследовать Императорский поезд. Конечно обходы участились и не зря. Во время одного из них Прадед (его звали Иван) обнаруживает кражу гаек с соединительных болтов на рельсах (совсем как в рассказе Чехова «Злоумышленник»). Он строго по инструкции за версту от повреждения со стороны ожидаемого поезда выставил аварийный полотняный сигнал и рванул на станцию. Успели передать по телеграфу предупреждение для задержки Императорского поезда и выслали бригаду работников на ручной дрезине с запчастями для выполнения ремонта железнодорожного полотна. Линию отремонтировали и Императорский поезд прибыл на железнодорожную станцию города Иваново-Вознесенска. Император возжелал увидеть того самого обходчика который предотвратил неприятность с его поездом. Прадеда представили царю. После беседы с прадедом Иваном и вручения денежного вознаграждения за проявленную бдительность император поинтересовался не желает ли его спаситель ещё чего ни будь ? Вот Прадед и заявил, что у него есть сын по имени тоже Иван и он хотел бы чтобы его сын стал железнодорожным телеграфистом, так как именно по телеграфу удалось оберечь царя-батюшку. Порученцы царя-батюшки отметили это в своих записных блокнотах. Так как моему деду Ивану в то время было только 13 лет. И вот проходит пять лет, за дедом прибывает порученец но уже от железнодорожного начальства и его увозят учиться за счёт железной дороги на того самого железнодорожного телеграфиста и радиотелеграфиста в Москву. Через два года учёбы Иван Иванович возвращается на железнодорожную станцию города Иваново-Вознесенска и его принимают на службу телеграфистом. Так как учили тогда очень хорошо, особенно по специальности связистов, то и на службе он себя зарекомендовал с лучшей стороны. Жалование у телеграфистов на железной дороге было по тем временам очень приличным, так что и семью дед завёл и денег хватало на всё, даже откладывать удавалось. Но тут шарахнула сначала Первая мировая война потом революция и гражданская война. Выжить и сохраниться удалось только из-за специальности: связь была нужна всем и белым и красным как и сама железная дорога. Время шло и дошло до НЭПа в России. Дед решил открыть булочную на накопленные ранее на службе телеграфиста деньги. Дела с булочной шли настолько хорошо, что он оставил службу на железной дороге и целиком окунулся в НЭП. Но дела на Руси дошли до того что и с НЭПманами началась борьба без оглядки на их происхождение. Деда отловило ВЧК и поставило перед фактом или отправка всей семьёй на север острова Сахалин для службы по контракту на нефтепромысловой концессии или остальные неприятности. И вся уже многочисленная семья переехала на Сахалин в город Оха. Там дед, Иван Иванович, некоторое время проработал в системе связи. Но руководству нефтепромысловой концессии нужны были грамотные люди в системе снабжения и дедушку переключили на материально-техническое обеспечение нефтедобычи. В семье дедушки подрастали дети. Мой отец Евгений Иванович был старшим ребёнком в семье 1922 года рождения. А всего было четверо детей после отца была дочь Татьяна, после Татьяны дочь Людмила и младшим был и ныне здравствующий сын Владимир. Забегая наперёд к чести и достоинству дедушки Ивана Ивановича все его дети получили высшее образование. Мой отец стал горным инженером-маркшейдером. Тётя Таня врачом гинекологом, тётя Люда инженером-путейцем, а впоследствии радиоинженером, и дядя Вова инженером-металлургом. Но всё это было уже после Великой Отечественной Войны, которая застала семью в городе Александровске-Сахалинском. Отец сразу после окончания школы был призван в армию и стал артиллеристом противотанковой артиллерии. Всю войну их продержали на Сахалине в районе 50 параллели на тогдашней границе с Японией. И только после начала войны с Японией за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов они вступили в бои. В одном из боёв, после уничтожения двух японских ДОТов прямой наводкой из 76 мм противотанкового орудия, с попаданиями снарядов в амбразуры, командир артиллерийского расчёта - мой отец, был тяжело ранен осколком японской мины в шею. Пока лечился в госпитале пришёл приказ о награждении медалью «За отвагу». После увольнения из Вооружённых Сил отец женился на выпускнице Александровск-Сахалинского педагогического техникума, преподавателе начальных классов, моей маме Лидии Владимировне. Всвязи с Победой над Японией 03.9.1945 г. и переходом южной части Сахалина в состав СССР потребовались специалисты на разнообразные, оставляемые японцами, промышленные предприятия. В частности Солдатенковы переехали в посёлок Синегорск где от японцев принималась угольная шахта. Дед Иван Иванович работал по снабжению. Но свою квалификацию радиотелеграфиста от сохранил настолько, что мы с ним ловили морзянку с рыболовецких судов на приёмник «Балтика» и он мне пересказывл о чём идёт радиообмен. А мой отец начал работать помощником японского инженера-маркшейдера десятником. Проявил определённые способности и был направлен от шахты на учёбу в горный техникум города Сучан (ныне с 26.12.1972 года г. Партизанск) в Приморье с условием возврата именно на эту шахту. Техникум окончил с отличием и был направлен в Днепропетровский горный институт сразу на третий курс для продолжения учёбы до инженера. В Днепропетровске в 1952 году родился мой младший брат Сергей. Отец закончил институт и вернулся с семьёй в Синегорск. Я стал членом семьи Солдатенковых с марта 1949 года ещё при жизни в Синегорске. В общем идея о пользе образования, внедрённая Прадедом Иваном, продолжала витать в семье. И вот когда я закончил школу в 1966 году сомнений о поступлении в институт у меня не было, но плюс к тому я решил поступать в Высшее Военно-морское Училище имени Степана Осиповича Макарова во Владивостоке (ТОВВМУ). Которое и закончил в 1971 году, став лейтенантом ВМФ, военным инженером-электромехаником по противолодочному вооружению надводных кораблей. В ходе 33 летней службы в ВМФ на разных должностях и в разных базах КТОФ стал капитаном первого ранга и в 1999 году вышел в запас, а теперь уже и в отставку. Таким образом правнук железнодорожного обходчика стал капитаном первого ранга Военно-морского Флота СССР и России, что было бы категорически невозможно при других обстоятельствах. А мой младший брат Сергей (светлая ему память) стал инженером-строителем железных дорог, закончив Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХИИЖТ). Что тоже вряд ли было возможно до Революции.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев