Строительство станции Псёл на Северо-Донецкой железной дороге началось после утверждения трассы железной дороги Харьков - Льгов в 1909 году, рядом с деревней Гирьи. Станция открылась в 1910 году, регулярное движение поездов через станцию началось в 1911 году.
Станция Псёл располагалась на однопутном железнодорожном участке Готня – Льгов. В 1937 году уложили второй путь, через реку Псёл построили еще один железнодорожный мост. После развала СССР действующим остался снова один путь. По состоянию на 2022 год, Псел является не пассажирской, а фактически тупиковой станцией (направление на Готню не действует, перегон частично демонтирован). На станции Псёл делали остановку 2 пары поездов пассажирского сообщения в сутки, после Великой Отечественной войны здесь останавливалась 1 пара поездов пассажирского сообщения. С 1951 года количество пар поездов пассажирского сообщения начало увеличиваться, появились в середине XX века в расписании движения и пригородные поезда. В 1996 году был отменен последний поезд дальнего пассажирского сообщения, в 2012 году пригородного сообщения.
Частная Северодонецкая железная дорога, первая и вторая очередь, строилась с целью обеспечения вывоза донецкого угля на северо-запад и север, с чем уже не справлялись существующие линии, несмотря на укладку вторых путей. В то же время линия фактически получилась важной и в стратегическом отношении, обеспечив переброску войск во время Первой мировой войны. Строительство дороги официально началось в июле 1909 года, фактически же работы велись уже с 1908 г. Первая очередь дороги, включавшая линии Льгов-Готня-Харьков-Славянск-Краматорская, Лиман-Родаково и Сентяновка-Бежановка введена в постоянную эксплуатацию в сентябре 1911 года. Вторая очередь, включавшая линию Яма-Никитовка и соединительные пути общей длиной 64 версты (68 км), введена в строй в 1913 году. В 1913 году общая протяжённость железной дороги составила 691 версту (737 км), из которых 193 версты (206 км) были двухпутными, для работы на дороге было закуплено и введено в строй 188 паровозов, 6852 товарных и 109 пассажирских вагонов.
Во время строительства Северо-Донецкой железной дороги рассматривались варианты строительства подъездных путей от предприятий по производству сахара до станции Псёл. В 1911 году Харьковский подрайонный комитет по перевозке грузов рассматривал ходатайство местных земств и промышленников о строительстве новых железных дорог с примыканием к Северо-Донецкой железной дороге. Были предоставлены для рассмотрения проекты следующих железных дорог:
Суджа - Псёл - Обоянь (около 50 вёрст, прогнозируемый грузооборот - 5,7 млн. пудов грузов в год, из них 2 млн. пудов - сахар и свекла, 2 млн. пудов - хлебные грузы,
Псёл – Мирополье (27 вёрст, 6,5 млн. пудов грузов в год),
Псёл – Белая 1 млн. пудов грузов в год. Однако до 1917 года решение о превращении станции Псёл в железнодорожный узел принято не было. А после большевиков было не до того.
Станция Готня была введена в эксплуатацию в 1903 году в составе действующей с 1901 года Белгород-Сумской железной дороги, построенной по инициативе и на средства акционерного общества сахарозаводчиков, созданного в 1896 году.
Гирьи— деревня в Беловском районе Курской области, административный центр Гирьянского сельсовета при котором находится бывшая станция Псёл.
Легенда о названии происхождении названия деревни Гирьи из серии «Бабушка сказала». Вот эта легенда. «Появление поселения относят к XVIII веку. Название восходит к именам потомков или подчинённых одного из представителей крымскотатарского ханского рода Гиреев. Предания местных жителей гласят, что топоним восходит не к имени рода крымских татар или ордынских, а к названию конкретного места. На окраине территории деревни вдоль реки Псёл расположен луг, который ранее был поименован как Гирьян. По преданиям, на лугу в период войн с ордынцами длительное время находился стан (ставка) хана Гирея, во времена набегов на земли России. Со временем жители окрестных селений тому месту дали наименование Гирейский (Гирьянский) луг. Говорили люди: "Там, где Гирьяна луг, Гирея луг". Впоследствии в тех местах разместились дворы крестьян. Помещик Мальгин имел вотчину. Названия населённый пункт с дворами ранее не имел, так и трансформировалось название луга в название деревни Гирьи. Примечательно, что само место, где изначально поселились деревенские, в народе по сей день зовется Малыговка.»
Это очень хорошо, что жители деревни Гирьи такие патриоты крымских татар. Но почему они забыли про ручей Гирьяк. Гидронимы-названия водных объектов намного старше иных, особенно придуманных. А ручей течет и поныне в реку Псёл, а на ручье стоит деревня. Практически село, потому что храм построен.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев