Это имя знают и ценят в нашей стране, как и во многих странах разных континентов - повсюду, где побывала венгерская артистка, где звучат многочисленные пластинки с ее записями. Произнося это имя, любители музыки вспоминают то особое, ей одной присущее обаяние, ту глубину и страстность переживания, ту высокую напряженность мысли, которые вкладывает она в свою игру. Вспоминают благородную поэтичность и непосредственность чувства, поразительное умение просто, без какой-либо внешней аффектации достигать редкой выразительности исполнения. Наконец, вспоминают необычайную целеустремленность, динамическую энергию, мужественную силу - именно мужественную, ибо пресловутый термин "женская игра" в применении к ней абсолютно неуместен.
Пианистка, пользовавшаяся мировой славой.
Она была вундеркиндом, первый свой концерт дала восьми лет, исполнив концерт Людвига ван Бетховена до мажор. Прославилась выразительной игрой, живым, «говорящим» звуком, яркой фразировкой и изысканным вкусом.
В 1940 г., когда Венгрия примкнула к гитлеровской коалиции, вместе с мужем бежала в Швецию, вернулась в Будапешт в 1946 году. Преподавала в Музыкальной академии им. Ференца Листа, с 1965 г. — профессор.
Марта Аргерих говорит, что Энни Фишер-это та женщина-пианистка, которая ей больше всего нравится.
Рихтер писал:
"Анни Фишер-великая художница, проникнутая духом величия и подлинной глубины.
И можно лишь согласиться с мнением другого знатока фортепианного исполнительства К. Аджемова, который нарисовал такой портрет венгерской пианистки:
"Романтическое по своей природе искусство Анни Фишер глубоко самобытно и вместе с тем связано с традициями, восходящими к Ф. Листу. Умозрительность чужда ее исполнению, хотя его основу составляет глубоко и всесторонне изученный авторский текст. Разносторонне и великолепно разработан пианизм Фишер. Равно впечатляет артикулированная мелкая и аккордовая техника. Пианистка еще до прикосновения к клавиатуре ощущает звуковой образ, а затем словно лепит звук, добиваясь выразительного тембрового многообразия. Непосредственно, чутко откликается она на каждую значительную интонацию, модуляцию, смены ритмического дыхания, причем частности трактовки у нее неразрывно связаны с целым. В исполнении А. Фишер привлекает и чарующая кантилена, и ораторская приподнятость, патетика. С особой силой талант артистки проявляется в сочинениях, насыщенных пафосом больших чувств. В ее интерпретации выявляется сокровенная сущность музыки. Поэтому одни и те же сочинения у нее каждый раз звучат по-новому. И в этом одна из причин того нетерпения, с которым мы ожидаем новых встреч с ее искусством".
Шопен: фортепианный концерт ми минор, соч. 11
Анни Фишер, фортепиано / Петер Мура, дирижер.
Венгерский Национальный Филармонический оркестр.
Музыкальная академия имени Ференца Листа, 1976 г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев