БУГУРУСЛАН.
БУГУРУСЛАНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В конце 50х годов XIX в. среди благочестивых жительниц уезд-ного города Бугуруслана возникло стремление к объединению в монашескую общину. В июле 1858 г. вдова из дворян Мария Ва-сильевна Марехина обратилась в Бугурусланскую городскую ра-тушу с просьбой продать ей пустопорожние дворовые участки под заведение женской обители, но сделка не состоялась. Тогда в дело вступила вдова коллежского советника Елизавета Ермолаевна Ягодинская (в девичестве Пополутова), которая пожертвовала на организацию общины крупную сумму денег.
27 января 1859 г. Ягодинская также купила под размещение обители в 1-й части г. Бугуруслана, в 19-м квартале дворовой участок № 531 по Набережной улице, близ реки Кинель с распо-ложенными там двумя деревянным домами. Родной брат благо-творительницы, местный помещик и штабротмистр Дмитрий Ермолаевич Пополутов приобрёл смежное каменное здание дво-рянского собрания с надворными постройками. Все три дома они пожертвовали на организацию женской общины. Каменное зда-ние было обращено в домовую церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», а один из деревянных домов за ветхостью разобран с употреблением материалов на постройку жилого флигеля.
Создание в Бугуруслане женской общины активно поддержал епископ Самарский и Ставропольский Феофил (в миру Фёдор Иванович Надеждин) (? - 1865), который видел в открытии оби-тели средство для противодействия пропаганде и возвращения в лоно Православной Церкви разошедшихся по округе инокинь разгромленных властями старообрядческих скитов на реке Иргиз. По ходатайству архиерея Святейший Синод указом 30 июля 1860 г. «№ 2970 официально учредил в г. Бугуруслане Покровскую женскую общину. 14 августа 1860 г. в обители после литургии полученный указ был зачитан вслух и совершён благодар-ственный Богу молебен с коленопреклонением.
Для руководства юной общиной из Самарского Иверского жен-ского монастыря была направлена опытная и благонадёжная сестра Феоктиста Леонтьева из дворян. Однако из-за разногласий в обители через полгода она была вынуждена покинуть её и вернуться обратно. Начальницей же общины была определена её основательница Елизавета Ермолаевна Ягодинская. Внутреннее положение обители осложнялось тем, что она была не готова посвятить себя иноческой жизни, а хотела жить при общине независимо.
С утверждением общины в 1860 г. был сооружён и настоятельский корпус. В 1861 г. начальница, видя, что с увеличением числа сестёр и прихожан домовая церковь стала тесной, обратилась с прошением к правящему архиерею позволить ей построить ка-менный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Не имея к тому достаточных средств, она также ходатайствовала перед ар-хипастырем о выдаче книг для сбора пожертвований. Постройка храма была дозволена с разрешением сбора на неё средств в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири и вообще по всей Российской империи.
Под руководством Ягодинской в 1862 г. строительство церкви началось, но через 2 года она была отстранена от должности из-за внутренних неурядиц. Вместо неё во главе обители была по-ставлена присланная со стороны, из Самарского Иверского мо-настыря благоразумная инокиня Дорофея (в миру Домника Петровна Зуева). Она родилась в 1821 г. и принадлежала к ку-печескому сословию. В 1849 г. девицей поступила в Самарскую Иверскую женскую общину, где с того же времени по поручению настоятельницы служила казначеей. 24 июня 1862 г. пострижена там в монашество. С 1863 г. по назначению настоятельницы проходила должность благочинной. 8 августа 1864 г. распоряже-нием епархиального начальства определена настоятельницей Бугурусланской Покровской женской общины.
При ней в 1864 г. обитель была обнесена оградой на пространстве 90 саженей (192 м) в длину и 60 саженей (128 м) в ширину. С восточной и северной сторон она была каменной высотой 1 3/4 сажени (2,67 м) и шириной 1 аршин (0,71 м), а в западной и юж-ной частях деревянной. К 1865 г. внутри проживало уже 73 че-ловека. Для их размещения в том же году к ограде был пристроен деревянный жилой дом с кладовыми, а у врат поставлен ещё один деревянный корпус келий. Тогда же на северо-восточном углу монастырской ограды по благословению епископа Феофила устроена небольшая каменная часовня для сбора пожертвований с проезжающих, но она приносила не более 2 руб. в месяц. Желание материально поддержать бедную общину, не имевшую никакой земли, кроме усадебной, побудило в 1867 г. городское общество Бугуруслана выделить обители в полуверсте (0,5 км) от неё бесплатно 3 десятины (3,3 га), на которых сёстры развели огород с караульной избой, летней прачечной и каменной красильней.
Наконец, в том же году была окончена постройка главного хо-лодного храма общины во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который был освящён 9 августа 1867 г. епископом Самарским и Ставропольским Герасимом (в миру Георгием Ивановичем Доб-росердовым) (1809-1880).
Благоустроив обитель, прекрасно зарекомендовавшая себя ино-киня Дорофея вскоре после этого, 28 сентября 1867 г. была пере-ведена на должность настоятельницы Бузулукского Тихвинского монастыря для устранения уже там произвола и беспорядков. Её преемницей в Бугуруслане стала также присланная со стороны инокиня Рахиль (в миру Раиса Гавриловна Тейс). Она родилась в 1830 г. в семье потомственного дворянина, советника Симбирской казённой палаты Г. Н. Тейса. Обучалась в г. Симбирске (ныне Ульяновске) в женском пансионе госпожи Верниковской, а завершила своё образование в доме родителей под руководством гувернантки, окончившей курс в Петербургском патриотическом институте. По предварительному 5-летнему испытанию 4 марта 1859 г. девицей официально поступила послушницей в Свияж-ский Иоанно-Предтеченский девичий монастырь (в нынешнем с. Свияжск Зеленодольского района Республики Татарстан). Здесь она пользовалась особым доверием игумений Каллисты и Рахили, исполняя по их назначению разнообразные монастырские послушания. 19 мая 1866 г. облечена в рясофор архимандритом Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря Мар-тирием (в миру Михаилом Семёновичем Горбачёвым) (18011873). 17 мая 1867 г. перемещена на должность и. о. настоятельницы в Раковскую Свято-Троицкую женскую общину Самарской епархии (ныне пос. Красный Городок Красноярского района Самарской области). По указу Св. Синода от 4 сентября 1867 г. утверждена настоятельницей Бугурусланской Покровской общины. 21 февраля 1871 г. в Самарском Иверском монастыре пострижена в мантию епископом Самарским Герасимом.
С приходом её к управлению обителью первым делом был пере-строен изначальный тёплый каменный храм общины во имя Иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», освящённый 6 октября 1868 г. В том же году был завершён трапезный корпус. А в следующем 1869м на территории обители сооружена на ка-менном фундаменте небольшая деревянная колокольня, крытая железом. На ней были подвешены колокола общим весом около 75 пудов (1 тонны 228 кг). Отдельно на козлах висел колокол в 105 пудов (1 тонну 720 кг), половина средств на который была пожертвована для вечного поминовения умершего купца Николая Косарева.
19 ноября 1870 г. в обители было открыто женское училище на правах школы грамоты, куда первоначально поступила 21 де-вочка. «Этого числа, после божественной литургии, за которой стояли и будущие ученицы, приведённые своими матерями, местный о. протоиерей со священником общины открыл ход с иконами, при пении «Царю Небесный» в помещение, назначенное под училище. Здесь, в присутствии настоятельницы общины, отслужен был молебен с водоосвящением. Стройное пение кли-рошанок, вид маленьких молитвенниц девочек, и в особенности трогательное содержание молебного пения, положенного при начатии учения, невольно располагали предстоявших к молитве. По окончании молебна возглашено было многолетие Государю Императору со всей Царской фамилией, Св. Правительству-ющему Синоду, Благопопечительному Архипастырю ... и начальнице общины с сёстрами. Затем о. протоиерей произнёс ... краткую речь». По её завершении он «окропил святою водою как девочек-учениц, так и самое училищное помещение. Не больше как чрез час после этого, когда присутствовавшие на молебне пили чай у настоятельницы общины, вновь открытое училище получило от Преосвященнейшего Владыки в благословение не-сколько экземпляров священной истории ... Этим как нельзя лучше и закончилось описываемое нами торжество.
20 числа во вновь открытом училище был первый урок. Учениц (собственно городских) было 15. Большая часть их мещанского сословия, от 8 до 12 лет. С ними вместе выразили желание учиться ещё 6 девочек, того же возраста, из живущих в общине. Учить предположено Славянскому и Русскому чтению, письму, первым действиям Арифметики, Закону Божию и рукоделью».
Однако дальнейшее развитие общины сдерживала её крайняя бедность и практически полное отсутствие земельных угодий для занятия сельским хозяйством, которое могло бы дать сёстрам средства к пропитанию. Между тем, по законам Российской им-перии монастыри пользовались правом на государственное посо-бие в 150 десятин (163,9 га) земли, мельницу и рыбные ловли.
Поэтому для обеспечения обители остро необходимыми сред-ствами её начальница Рахиль 3 января 1871 г. возбудила хода-тайство о преобразовании Бугурусланской Покровской женской общины в монастырь с предоставлением ему положенной по за-кону помощи. По рассмотрении всех обстоятельств 9 августа 1874 г. по докладу оберпрокурора Св. Синода император Александр II изъявил на это своё согласие, о чём и было сообщено самарским епархиальным властям синодальным указом от 11 сентября 1874 г. № 2519.
По преобразовании общины Пресвященнейший Герасим вызвал настоятельницу Рахиль в Самару, где 1 октября 1874 г. в Ивер-ском женском монастыре возвёл её в сан игуменьи со вручением жезла. А 6 октября в Бугуруслане состоялось торжественное от-крытие собственного монастыря. «Накануне, пред самой всенощ-ной, прибыла из Самары настоятельница обители, произведённая за несколько дней пред этим в звание игуменьи. С нетерпением сёстры обители ожидали свою мать игуменью, с радостью и с подобающим почтением они встретили её. Началось всенощное бдение, при обильном праздничном освещении. Тем же вечером прибыл в Бугуруслан и нарочито по этому случаю эконом дома Его Преосвященства иеромонах Николай. Он вместе со священ-ником общины Г. М. Архангельским служил литургию. Пред ли-тургией, после часов, прочтён был указ о переименовании бугу-русланской общины, с Высочайшего соизволения, общежитель-ным монастырём. После литургии отправлен был благодар-ственный молебен, с возглашением многолетия Государю Импе-ратору со всем Царствующим Домом, Святейшему Правитель-ствующему Синоду и Преосвященнейшему Герасиму с Богохра-нимою Его паствою. Обитель ликовала».
Следом в 1875 г. ей были отмежёваны из Агеевских казённых дач 160 десятин 872 кв. сажени (175,2 га) земли по берегу реки Большой Кинель у с. Завьяловка (ныне Бугурусланского района Оренбургской области). По отсутствию у государства свободной мельницы и рыбных ловель взамен положенного пособия в 1880 г. из Агеевских дач монастырю дополнительно прирезали 52 де-сятины 1925 кв. саженей (57,7 га). Наконец, в 1886 г. по новому ходатайству игуменьи обитель получила из казны ещё 104 деся-тины 462 кв. сажени (113,8 га) земли.
Земельные владения монастыря увеличивались и частными по-жертвованиями. Так, в сентябре 1881 г. бугурусланский купец Сергей Мануилович Шувалов подарил обители 35 десятин (38,2 га) пахотной земли в дачах соседней с городом дер. Карповки (ныне Бугурусланского района). А 29 мая 1893 г. самарский купец Семён Илларионович Аржанов подписал монастырю дарственную на 20 десятин (21,9 га) луговой земли.
Полученные обширные земельные ресурсы создали основу для самообеспечения обители за счёт развития сложного многоотрас-левого хозяйства. На участке в 8 верстах (8,5 км) от монастыря, между с. Завьяловка и Краснояровка (ныне Бугурусланского района) сёстры завели так называемый Ближний хутор. Здесь были построены флигель для приезда настоятельницы, дом для сестёр, изба для скотниц, флигель для работников, летняя пе-карня-землянка, баня, молотильный плетнёвый сарай (рига), 2 амбара для хлеба, скотные сараи и 2 ледника для молочных продуктов, омшаник для зимовки пчёл. По сути, на хуторе было сосредоточено всё полевое хозяйство монастыря, земледельческие орудия, рогатый и рабочий скот, хлебные запасы. В 80-е годы XIX в. здесь засевалось зерном 37 десятин (40,4 га), с которых собиралось 4760 пудов (77 тонн 969 кг) хлеба. Сёстры держали 89 голов скота, в том числе 24 коровы, 25 телят, 6 быков для пахоты, 18 рабочих лошадей, 11 маток и 5 жеребят. Для их прокормления на зиму с монастырских лугов накашивалось 508 возов сена общим весом в 8 тысяч пудов (131 тонну). Был устроен пчельник на 60 ульев. Разводился фруктовый и ягодный сад. Тяжёлые полевые работы производились наймом рабочих, а остальные самими сёстрами. Для нужд монастыря инокини также занимались швейным, вязальным, ковровым и переплётным рукоделиями. В 1884 г. на хуторе хозяйственным способом был устроен кирпичный завод, где ежегодно выделывалось от 150 до 200 тыс. штук кирпича для ведения собственного строительства.
Налаживание крепкого хозяйства и помощь благотворителей позволили обители значительно нарастить свою недвижимость.
В 1868 г. на усадьбе монастыря был построен новый деревянный корпус, а в 1870 г. каменный флигель для проживания сестёр и пекарня.
В 1873 г. обитель приросла сразу 5-ю дворовыми участками, по-жертвованными ей отставным коллежским асессором Николаем Степановичем Фастрицким, дочерью коллежского секретаря Пе-лагеей Павловной Абражевой и мещанкой г. Бугуруслана Тать-яной Илларионовной Лузановой.
В 1875 г. на территории монастыря были сооружены каменный и деревянный флигели для проживания сестёр, а в 1876 г. дере-вянный общежительный корпус.
Когда 8 января 1877 г. от пожара выгорел Скорбященский храм, инокини споро возвели домовую полукаменную церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, освящённую уже 3 февраля прото-иереем г. Бугуруслана Ф. Благовидовым. Впрочем, в течение 1877 г. был заново отделан и сгоревший храм, который заново освятил 11 сентября епископ Самарский и Ставропольский Герасим.
В 1878 г. на средства благодетелей игуменья Рахиль приобрела в г. Самаре, на Уральской улице (ныне Братьев Коростелёвых), против церкви Покрова, вблизи вокзала удобное место. На нём в 1878 - 1879 гг. было построено Самарское подворье Бугуруслан-ского Покровского женского монастыря, которое включало 2-этажный полукаменный дом, конюшню с каретником и сенова-лом, 2 погреба и амбар. Весь комплекс обошёлся обители в 6000 руб.
Активного строительства требовал и постоянный приток людей в монастырь, устремлявшихся сюда на послушания и обучение. Если в 1875 г. здесь подвизались 125 человек (1 игуменья, 15 манатейных и 3 рясофорных монахини, 15 указных и 91 неуказ-ная послушница), то в 1880 г. 151 женщина (1 игуменья, 24 ма-натейных и 16 рясофорных монахинь, 110 послушниц), а в 1885 г. уже 165 насельниц (1 игуменья, 26 манатейных и 62 рясофорных монахини, 10 указных и 66 неуказных послушниц).
Для их нужд на территории самой обители в 1880 г. был сложен деревянный келейный корпус, в 1881 г. деревянное здание для рукодельных мастерских, а в 1882 г. деревянный общежительный корпус возле колокольни. В 1884 г. монастырское училище преобразовано в церковноприходскую школу.
По мере роста монашеской общины расширялся и её главный соборный храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С его правой стороны на средства генерал-майора Александра Васи-льевича Позднякова был устроен придел во имя святого благо-верного князя Александра Невского и святой мученицы Любови, который освятил 26 августа 1884 г. епископ Самарский и Став-ропольский Серафим (в миру Симеон Иванович Протопопов) (1818-1891). С левой же стороны Покровского собора на пожерт-вования различных благотворителей был возведён придел во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, освящённый 12 июля 1887 г.
Параллельно в 1885 г. с западной стороны от Покровского храма была заложена каменная колокольня, завершённая строитель-ством в 1891 г. К тому времени для неё был приобретён новый колокол в 300 пудов (4 тонны 914 кг), а вес всех колоколов на звоннице доходил до 500 пудов (8 тонн 190 кг).
В 1891 г. в обители поставлен новый игуменский корпус с ка-менным подвалом. Тогда же монастырский квартал в г. Бугу-руслане прирос ещё одним дворовым участком, который пожерт-вовал статский советник Иван Яковлевич Терсинский.
Увеличение обители и числа её насельниц поставило на повестку дня вопрос о необходимости постройки в обители нового храма. Главный Покровский собор был достаточно вместительным, но неотапливаемым, а потому богослужения в нём зимой создавали неудобства для молящихся. Тёплый же Скорбященский храм был невелик, тесен и за долгое время использования со времени основания общины обветшал, так что для поддержания его свода даже были поставлены подпорки. Исходя из насущной потребности монастыря, 18 мая 1893 г. его игуменья Рахиль хо-датайствовала перед властями о разрешении строительства но-вого тёплого собора. Проект величественного 17-главого каменного храма во имя Святой Живоначальной Троицы вместимостью 2000 человек был разработан самарским губернским архитектором Т.С. Хилинским (1855 - 1905), а потому без проблем одобрен региональной администрацией 12 июня 1893 г. Следом по разрешению Самарской духовной консистории благочинным протоиереем Евгением Веригиным были проведены освящение места и закладка собора.
Но достроить его игуменья Рахиль не успела, поскольку уже в следующем 1894 г. оставила должность настоятельницы Бугу-русланского Покровского монастыря. Её заслуги по благоустрой-ству вверенной обители неоднократно отмечались поощрениями и наградами со стороны церковного начальства. Так, 9 августа 1879 г. ей была объявлена благодарность самарского епископа Серафима за внимание к нуждам монастырских священнослу-жителей и сооружение дома для причта. 20 августа 1879 г. она удостоилась новой похвалы архиерея за привлечение средств благотворителей и постройку Самарского подворья монастыря.
20 апреля 1880 г. по ходатайству Преосвященнейшего Серафима игуменья была всемилостивейше награждена золотым наперсным крестом за отлично-ревностное служение Церкви Божией. Наконец, указом Самарской духовной консистории от 25 августа 1880 г. Рахили была вновь выражена благодарность Владыки за христианское сочувствие и помощь нуждающейся Новоузенской женской общине.
В 1894 г. на её место в Бугуруслан была переведена настоятель-ницей казначея Бузулукского Тихвинского женского монастыря Ангелина (в миру Анастасия Васильевна Хватова). Она родилась в 1841 г. в семье купцов г. Казани. Образование получила в ка-занском пансионе госпожи Юнгвальд. В браке детей не имела, овдовев, 16 сентября 1888 г. ушла от мира в Самарский Иверский женский монастырь. 13 марта 1893 г. самарским епископом Гурием пострижена в мантию. 26 августа 1893 г. перемещена на пост казначеи в Бузулукский Тихвинский монастырь. Указом Св. Синода от 8 августа 1894 г. определена на должность настоя-тельницы Бугурусланского Покровского монастыря. 24 июня 1895 г. епископом Гурием возведена в сан игуменьи.
Под её руководством были приведены в порядок уже имеющиеся и возведены новые монастырские здания. В 1895 г. перестроена прачечная. В 1896 г. сооружена каменная просфорня.
Тогда же в новое 2-этажное здание с каменным низом и дере-вянным верхом переехала монастырская церковноприходская школа. Занятия здесь посещали уже 60 воспитанниц. Закону Божьему они обучались под руководством монастырского свя-щенника, церковному пению под управлением регентши мона-шеского хора, а рукоделиям под надзором искусных мастериц из числа сестёр. Все они преподавали бесплатно и только для чтения светских предметов за 180 руб. в год нанималась учительница. С 1892 г. эти обязанности лежали на Евгении Покровской, получившей образование в Самарском епархиальном женском училище. В 1896 г. её сменила Анисия Васильевна Быстрицкая, окончившая то же епархиальное заведение. А в начале XX сто-летия в монастырской школе преподавала ещё одна выпускница епархиального училища Любовь Михайловна Миронова, по-мощницей при которой была определена окончившая 2-классную школу Александра Фёдоровна Тарасова.
В интересах духовного воспитания и развития при Бугуруслан-ском монастыре также действовала библиотека, которая состояла из 100 наименований книг в 250 томах религиозно-нравственного содержания.
Для пищи телесной в 1898 г. на территории обители был возведён новый 3-этажный трапезный корпус. Внизу его помещались пекарня и квасоварка, на втором этаже кухня и столовая, а на самом верху рукодельные и кельи для мастериц.
В том же году к строениям монастыря прибавилась новая баня. А в 1899 г. его территория была прикрыта каменной оградой и с южной стороны, так что деревянной оставался лишь небольшой участок западной монастырской стены в 24 сажени (51,21 м).
Продолжалось и строительство нового соборного храма обители, который был вчерне завершён и покрыт крышей ещё в 1897 г., а 19 октября увенчан крестами. Однако отделочные работы затя-нулись ещё на 2 года. И освящён он был лишь в 1899 г. епископом Самарским и Ставропольским Гурием (в миру Сергеем Ва-сильевичем Буртасовским) (1845-1907). Поскольку храм задумы-вался трёх-престольным, эта торжественная процедура была разбита на 3 дня. 7 февраля 1899 г. Владыка освятил главный престол во имя Св. Троицы и Св. Михаила, князя Черниговского, 8 февраля правый придел во имя Иконы Божьей Матери «Ско-ропослушница» и преп. Ангелины Сербской, а 9 февраля и левый придел во имя Святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Гурия Казанского и Феодосия Черниговского.
Возведён был собор на средства екатеринбургского купца 1-й гильдии, владельца винокуренных заводов Михаила Фёдоровича Рожнова (1828-1898), который выделил на богоугодное дело крупную по тем временам сумму в 80 тысяч рублей. А потому храм вышел очень величественным, с семнадцатью главами и позолоченными на них крестами. Его внутреннее пространство освещалось 32 окнами разной величины, «все три иконостаса по-ставлены в ряд, иконы живописные весьма хорошей работы и писаны в Екатеринбургском женском монастыре, всё дерево в иконостасе и резьба сплошь покрыты лучшим золотом. Стоимость трёх иконостасов простирается до 20000 рублей. Все три престола изготовлены также в Екатеринбурге. Церковная утварь: три дарохранительницы, большое Евангелие, потир со всеми принадлежностями, три паникадила, три семисвечника и все нужные подсвечники со свечами куплены в Москве».
С постройкой собора в 1899 г. была упразднена за ненадобностью домовая церковь монастыря во имя Рождества Иоанна Предтечи. А её иконостас сёстры пожертвовали для открытия церкви-школы в чувашской деревне Малое Микушкино Бугурусланского уезда (ныне Искалинского района Самарской области).
В храмах же самого монастыря хранилось немало прекрасных икон и других чтимых святынь, а также дорогой богослужебной утвари из драгоценных металлов, собранных на протяжении долгой истории обители.
Так, ещё при её открытии в 1860 г. самарский епископ Феофил благословил общину иконой Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», для которой впоследствии была изготовлена серебряная риза с позолоченным венцом.
В том же 1860 г. бугурусланский купец Цынговатов, исцелив-шийся от тяжкой болезни по молитвам у Табынской иконы Бо-жьей Матери, подарил местному монастырю точную копию чудо-творного образа, считавшегося покровителем Оренбургского края.
И тогда же дворянин Николай Матвеевич Шестаков и его жена Юлия Григорьевна, урождённая княжна Чегодаева, пожертво-вали обители малый серебряный крест с вложенной частицей мощей одного из Отцов Церкви, выдающегося богослова и святи-теля Василия Великого (ок. 330 370).
1 октября 1867 г. помещиком и дворянином Сергеем Васильеви-чем Филипповичем был преподнесён в дар ещё один небольшой сребро-позлащённый крест с помещёнными внутри мощами св. апостола Петра (ум. ок. 67), великомученицы Варвары (ум. 306), Алексея человека Божия (конец IV начало V вв.), преп. Сергия Радонежского (1314-1392), преп. Феодосия Тотемского (ок. 1530- 1568) и свт. Митрофана Воронежского (1623-1703).
В 1869 г. игуменья Свияжского Иоанно-Предтеченского мона-стыря Каллиста прислала в благословение своей воспитаннице Рахиль (Тейс) список с чудотворной иконы преп. Сергия Радо-нежского, внесённой в Свияжскую обитель царём Иваном Гроз-ным в 1552 г.
14 декабря 1870 г. усердием игуменьи Рахиль в Покровский мо-настырь была прислана со святой горы Афон икона Божией Ма-тери «Скоропослушница», которая широко прославилась в Бугу-руслане и его окрестностях быстрой и действенной помощью по молитвам нуждающихся. Летом 1871 г. округу поразила засуха, а в конце июля охватила холера. Жители города в течение Успенского поста массово прибегали к этому образу в храм, гове-ли, причащались и брали икону «положительно в каждый дом», после чего эпидемия отступила. Вследствие этого образ пользо-вался особым почитанием, и на него была сделана сребропозла-щённая полуриза, украшенная жемчугом, бриллиантами, руби-нами, сапфирами, топазами и другими драгоценными камнями на общую сумму в 600 руб.
31 мая 1872 г. бугурусланский чиновник Михаил Акинфиевич Лоретов вложил в обитель ещё один малый серебряный крест с частицами мощей великомученицы Варвары, а также святых Петра и Февронии Муромских (ум. 1228).
В 1877 г. самарский епископ Герасим благословил Бугуруслан-ский женский монастырь списком с древней иконы Царицы Небесной «Взыскание погибших».
23 декабря 1878 г. бугурусланская рясофорная послушница Агриппина Ботвинкина и мать её Мария Валериановна внесли Евангелие сребро-позлащённое, кованное, с изображением Вос-кресения Христова с евангелистами, а на обратной стороне снятия с креста Спасителя, ценой 500 руб. серебром.
В 1880 г. монахами Андреевского русского скита на Афоне Иезе-киилем и Амвросием с братией прислана бугурусланским сёстрам во Христе копия с чудотворной иконы Божьей Матери «В скорбях и печалях Утешение» в бронзово-позлащённом окладе ценой 100 руб. серебром.
В 1881 г. настоятель Свияжской Макарьевской пустыни иеромо-нах Варсонофий подарил игуменье Рахиль серебряный крест с мощами святителя и чудотворца Казанского Варсонофия (ок. 1495 - 1576), полученные им, в свою очередь, от казанского епископа Антония (Амфитеатрова).
14 октября 1882 г. из Андреевского скита на Афоне поступила икона св. вмч. и целителя Пантелеимона с вделанной частицей его мощей, написанная по просьбе игуменьи Рахили монахом Смарагдом. На этот образ была положена сребро-позлащённая риза с эмалированными украшениями весом 834 золотника на сумму 708 руб. 90 коп.
В 1883 г. игуменьей Рахилью приобретена икона св. вмч. Иоанна Воина, писанная в с. Палех Владимирской губернии (ныне обла-сти) представителем прославленной династии иконописцев Вла-димиром Евграфовичем Белоусовым (1831-1896).
18 ноября 1888 г. от афонских монахов из Андреевского русского скита принят в дар сребро-позлащённый крест с тремя частицами Честного Животворящаго Древа Креста Господня и мощей святого Иоанна Предтечи (ум. ок. 30), апостола Андрея Первозванного (660), св. мученицы Фотины Самарянки (ум. 66), св. ве-ликомученика Меркурия (III в.), св. великомученика и целителя Пантелеимона (ум. 305), священномученика Ермолая (ум. 305), св. Григория Армянского (ок. 252 326) и св. Сильвестра, Папы Римского (ум. 335). Все части мощей были вделаны в кипарисную доску, причём каждая обрамлена листиком с серебряными звёздами вокруг.
В 1896 г. крестьянином с. Воскресенка Новоузенского уезда Са-марской губернии Иоанном Васильевичем Петровым пожертво-вана икона Божьей Матери «Достойно есть».
20 марта 1898 г. самарский игумен Гурий передал в благослове-ние игуменье Ангелине с сёстрами список с чудотворной иконы Божьей Матери «Албазинская», именуемой «Слово плоть бысть», оригинал которой хранился в г. Благовещенске Амурского края.
Также обители были подарены копии с чудотворных икон Божьей Матери «Млекопитательница» с Афона, «Знамение» Абалацкой и «Всех Скорбящих Радость» «с грошиками».
Все эти святыни привлекали в Бугурусланский Покровский мо-настырь многочисленных паломников для поклонения и заказа духовных треб.
Для молитвенного чтения по усопшим в 1900 г. на монастырской усадьбе разобран старый настоятельский корпус, а на его месте построен каменный флигель псалтырной с кельями для сестёр. Для приёма же и размещения самих богомольцев в 1901 г. за монастырской оградой поставлена гостиница.
Помимо платы за совершение духовных треб и добровольных пожертвований, поступление средств продолжало обеспечивать и дальнейшее развитие хозяйства обители.
В 1895 г. ею было засеяно 56 десятин (61,2 га), с которых убрано 4045 пудов (66 тонн 257 кг) урожая, в том числе с 16 десятин (17,5 га) ржи 1760 пудов (28 тонн 829 кг), с 23 десятин (25,1 га) пшеницы 1300 пудов (21 тонна 294 кг), с 8 десятин (8,7 га) овса 450 пудов (7 тонн 371 кг), с 5 десятин (5,4 га) полбы 360 пудов (5 тонн 897 кг), с 2 десятин (2,2 га) проса 100 пудов (1 тонна 638 кг), с 1 десятины (1,1 га) гороха 60 пудов (983 кг), с 0,5 десятины (0,5 га) конопли 15 пудов (245 кг), а на 0,5 десятины (0,5 га) гречихи не уродилось ничего. С огорода поступило 50 возов картофеля. Для занятия скотоводством имелось 95 голов, в том числе коров 25, телят 20, быков 2 быка, лошадей рабочих 30, молодых 10 и жеребят 8. Им припасено на зиму 40 стогов сена. Имелось 80 пеньков пчёл.
Эффективность и урожайность хозяйства постепенно повыша-лись. Так, в 1900 г. из монастырских угодий засевалось немногим меньше земли 50 десятин (54,6 га), но с них было намолочено уже 6230 пудов (102 тонны 47 кг) урожая, в том числе: с 20 десятин (21,8 га) пшеницы 2700 пудов (44 тонны 226 кг), с 16 десятин (17,5 га) ржи 1600 пудов (26 тонн 208 кг), с 10 десятин (10,9 га) овса 1500 пудов (24 тонны 570 кг), с 3 десятин (3,3 га) проса 300 пудов (4 тонны 914 кг) и с 1 десятины (1,1 га) гороха 130 пудов (2 тонны 129 кг). На огороде выращено 100 возов картофеля. На Ближнем хуторе разведены 134 головы скота, в том числе 45 коров, 23 телёнка, 2 быка, лошадей рабочих 38, молодых 16 и жеребят 10. На пасеке число ульев выросло до 100 пеньков.
Если 1895 г. наличные поступления Бугурусланского Покровского монастыря изо всех источников составили 21452 руб. 96 коп., то в 1900 г. уже 40120 руб. 16 коп. Соответственно, и расходы увеличились с 23646 руб. 23 коп. до 37228 руб. 57 коп. Сбережения обители в ценных бумагах выросли с 26000 руб. 96 коп. в 1895 г. до 42103 руб. 18 коп. в 1900 г..
Значительные средства позволяли набирать и содержать новых насельниц. Если в 1895 г. монастырь служил прибежищем для 188 человек (1 игуменьи, 58 манатейных и 65 рясофорных мо-нахинь, 36 указных и 28 неуказных послушниц), то в 1900 г. уже для 243 женщин (1 игуменьи, 1 схимонахини, 57 манатейных и 60 рясофорных монахинь, 124 послушниц).
В интересах дальнейшего развития обители, обеспечения её строительства и отопления 4 мая 1903 г. игуменья Ангелина до-билась от Лесного департамента выделения монастырю допол-нительных 50 десятин (54,6 га) из казённой дачи дер. Мордовский Бугуруслан (ныне Бугурусланского района).
Её вклад в благоустройство монастыря был по достоинству оценён вышестоящими церковными властями, наградившими её ещё в 1898 г. наперсным крестом как знаком отличия. Немало потрудившись на ниве управления обителью, игуменья Ангелина скончалась 14 декабря 1902 г. и была погребена в склепе ею же построенного Троицкого собора под правым его приделом в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и преподобной Ангелины Сербской.
По указу Св. Синода от 25 февраля 1903 г. новой настоятельницей Бугурусланского Покровского монастыря с возведением в сан игуменьи была назначена монахиня Каллиста (в миру Дарья Гавриловна Засыпалова). Она родилась в 1837 г. и происходила из мещан г. Самары. Обучалась в частном училище. В 1853 г. девицей поступила в Самарский Иверский женский монастырь. В 1860 г. пострижена там в рясофор с именем Филарета. Проходила послушания клиросной головщицы и ризничей. В 1877 г. в том же монастыре пострижена в мантию. Служила в обители казначеей. После перевода на пост настоятельницы Бугурусланского монастыря 1 марта 1903 г. самарским епископом Гурием посвящена в сан игуменьи.
Под управлением Каллисты произошли важные изменения в организации казалось бы налаженного монастырского хозяйства. Ещё при её предшественнице 9 июля 1901 г. надворный советник Николай Александрович Тихомиров пожертвовал сёстрам огромный участок в 550 десятин (600,9 га) при хуторе Никольском Бугурусланского уезда. Однако по причинам самозахвата земли соседями и связанного с этим судебного разбирательства обитель вступила в фактическое владение этими угодьями лишь в 1904 г. Сразу после этого начался перенос сюда монастырского хозяйства с его Ближнего хутора. На подаренном участке в 20 верстах (21,3 км) от обители был заведён новый, так называемый Дальний хутор, куда переведена большая часть скота, перевезены земледельческие орудия и хлебные запасы. В дополнение к имевшимся на участке пятистенку, скотной избе, 3 конюшням, амбару и погребу построены дом с кухней и комнатой для скотниц, дом для работников, летняя кухня на берегу пруда, баня, 3 амбара. Весь хозяйственный двор был обнесён бревенчатым забором, внутри которого плетнём огорожено пространство с сараями для коров.
В 1905 г. уже со 115 десятин (125,6 га) земли собран урожай в 6986 пудов (114 тонн 430 кг), в том числе: с 70 десятин (76,5 га) пшеницы 5680 пудов (93 тонны 38 кг), с 13 десятин (14,2 га) овса 970 пудов (15 тонн 889 кг), с 4 десятин (4,3 га) проса 200 пудов (3 тонны 276 кг), с 27 десятин (29,5 га) ржи 130 пудов (2 тонны 129 кг) и с 1 десятины (1,1 га) гороха 6 пудов (98 кг). Накопано 20 возов картофеля. Для обработки земли монастырь имел все не-обходимые сельскохозяйственные орудия: 5 плугов, 2 механиче-ских граблей, 3 сеялки, 2 жатвенных машины, 2 косилки, 3 ве-ялки и 1 молотилку. В 1905 г. на обоих монастырских хуторах содержалось 100 голов скота, в том числе лошадей старых 25, молодых 15, жеребят 5, коров 30 и быков 25. На зиму для них было заготовлено 4 омёта и 23 стога сена. Пчельник насчитывал 80 ульев.
В 1910 г. посевы увеличились до 120 десятин, а урожай вырос до 8314 пудов. Так, с 35 десятин пшеницы-кубанки намолочено 3500 пудов, с 35 десятин пшеницы-безоски 2450 пудов, с 20 десятин овса 1360 пудов, с 20 десятин ржи 600 пудов, с 5 десятин полбы 300 пудов и с 6 десятин проса 104 пудов.
Для хозяйственных и бытовых нужд монастыря в 1905 г. был вырыт колодец, над которым поставлена часовня.
В 1906 г. недвижимость обители пополнилась домом в с. Абдулино (ныне городе Оренбургской области), который был построен и передан купцом Андреем Савельевым.
В 1907 г. на территории самого монастыря возведён 2-этажный деревянный дом на 26 келий для проживания сестёр, а в 1908 г. сооружён флигель для рабочих.
Наконец, в 1909 г. имущество обители приумножилось земельным участком с деревянным домом и надворными постройками, пожертвованным в г. Бугуруслане местным мещанином Никоном Ивановичем Бессарабовым. Имение не граничило с монастырской усадьбой, но по близкому расстоянию оказалось удобным для перевода на его более обширные площади странноприимного дома для богомольцев.
К 1911 г. одни лишь постройки монастыря без учёта хуторских строений оценивались по страховой ведомости огромной суммой в 151280 руб.
Численность его насельниц к 1910 г. увеличилась до 270 человек (1 игуменьи, 1 схимонахини, 57 манатейных и 80 рясофорных монахинь, 92 указных и 39 неуказных послушниц).
Ещё больше укрепив положение обители, её игуменья Каллиста скончалась 29 декабря 1912 г. и была похоронена возле Троицкого храма. За ревностную службу Церкви Божией 14 апреля 1904 г. она была награждена наперсным крестом от Св. Синода, а за исправное ведение отчётности и хозяйства 16 марта 1906 г. вместе со старшими сёстрами удостоена благодарности епархиального начальства.
После её смерти кормило управления впервые приняла воспи-танница самого Бугурусланского монастыря Аполлинария (в миру Акилина Фёдоровна Злобина). Она появилась на свет в 1850 г. в семье крестьян с. Злобинка Бузулукского уезда (ныне Тоцкого района Оренбургской области). Ещё ребёнком 17 февраля 1860 г. поступила в Покровскую обитель, где получила образование в монастырском училище. С 10 июня 1875 г. проходила послушание шитьём белья. 2 марта 1884 г. была облечена в рясофор, а 2 сентября 1893 г. пострижена в мантию. Несла послушания клиросной и сборщицы, а с 1905 г. служила в обители казначеей. Указом Св. Синода от 30 января 1913 г. назначена её настоятельницей. 17 февраля 1913 г. епископом Самарским и Ставропольским Симеоном (в миру Сергеем Ивановичем По-кровским) (18461913) в Крестовой церкви возведена в сан игуме-ньи. 2 апреля 1915 г. за отличное ревностное служение и благо-украшение Церкви Божией награждена наперсным крестом от Св. Синода.
При ней обитель вступила в череду суровых испытаний, от-крывшихся Первой мировой войной. За счёт хорошо поставлен-ного хозяйства положение монастыря поначалу оставалось отно-сительно прочным. Так, в 1915 г. он получил со 112 десятин (122,4 га) своей земли рекордные 7465 пудов (122 тонны 277 кг) разного хлеба, в том числе с 39 десятин (42,6 га) пшеницы-кубанки 3100 пудов (50 тонн 778 кг), с 40 десятин (43,7 га) пшеницы-безоски 2800 пудов (45 тонн 864 кг), с 17 десятин (18,6 га) ржи 780 пудов (12 тонн 776 кг), с 11 десятин (12 га) овса 670 пудов (10 тонн 975 кг) и с 5 десятин (5,5 га) проса 115 пудов (1 тонна 884 кг). Кроме того, с 3 осьминников (0,4 га) гороха собрано 19 пудов (311 кг). В то же время поголовье скота сократилось до 79 единиц, включая 16 лошадей, 13 жеребят, 18 коров, 20 рабочих быков и 12 телят. А число пчелиных ульев уменьшилось до 31.
Обитель накопила значительные денежные суммы, вложенные в процентные бумаги. К 1915 г. они оценивались уже в 57222 руб. 73 коп.
Всё это позволяло самостоятельно содержать и обеспечивать всем необходимым религиозную общину, численность которой к 1915 г. составляла 240 человек (1 игуменья, 1 схимонахиня, 70 мана-тейных и 122 рясофорных монахини, 46 послушниц).
После революции 1917 г., в период Гражданской войны террито-рия монастыря с городом Бугурусланом неоднократно переходила из рук в руки противоборствующих сторон. Но обитель серьёзно не пострадала из-за быстрой смены режимов. Так, в 1918 г. Бугурусланский военный комиссариат попытался мобилизовать монахинь в возрасте от 18 до 45 лет и отправить их в Самарский Иверский женский монастырь, где они должны были заниматься пошивом обмундирования для Красной Армии. Но инокини про-игнорировали приказ и пересидели за стенами, пока город снова не заняли белые.
И только с окончательным установлением советской власти началось целенаправленное уничтожение Бугурусланского жен-ского монастыря, который рассматривался большевиками в ка-честве оплота контрреволюции, гнезда эксплуататорских, нетру-довых элементов.
К этому времени обитель возглавляла в качестве настоятельницы игуменья Серафима (в миру Пелагея Андриановна Почеревина). Она родилась 23 апреля 1870 г. в с. Радовка (ныне Абдулинского района Оренбургской области). 12 марта 1879 г. была отдана на обучение в школу при Покровской обители. 30 июня 1913 г. приняла монашеский постриг. Упражнялась в «неугасимом», постоянном чтении Псалтыри, пока не возглавила монастырь. В годы Гражданской войны она помогла укрыть за стенами обители от разграбления богослужебную утварь и иконы, свезённые с окрестных церквей.
Однако в 1922 г. органами ОГПУ на территории монастыря был проведён обыск, окончившийся изъятием церковных ценностей. Игуменья Серафима за укрывательство «народной собственности» была арестована и провела 9 месяцев в заключении. В 1924 г. проведено «плановое отселение» из корпусов женского мона-стыря неблагонадёжных и нетрудовых элементов, которое за-кончилось ликвидацией обители. Её строения были обращены в студенческие общежития, а сам комплекс стал именоваться сту-денческим или «красным городком». Тем не менее, монастыр-ские храмы ещё продолжали какое-то время функционировать уже как приходские. Так, решение о закрытии Троицкого собора и передаче его под культурно-просветительские цели было принято лишь 27 октября 1929 г. Покровский же храм благодаря размещению в нём епископской кафедры продолжал функ-ционировать на протяжении всех 30-х годов.
Между тем, игуменья закрытого монастыря Серафима в 1937 г. переехала из Бугуруслана в Куйбышев (ныне Самару), где была вторично арестована 9 декабря. В обвинительном заклю-чении указывалось, что по приезду в город она «поселилась в подпольном монастыре, принимала участие в антисоветской де-ятельности, ставила на обсуждение вопросы борьбы с советской властью, участвовала на нелегальных ночных сборищах в церкви, где обсуждались вопросы повстанческого, террористического характера». Виновной себя матушка Серафима не признала. Но,
несмотря на это, 21 декабря 1937 г. постановлением тройки УН-КВД по Куйбышевской области по статьям 58-10 и 58-11 УК РСФСР была осуждена к высшей мере наказания. Расстреляна в Куйбышеве 15 января 1938 г.
Следом 26 марта 1938 г. Бугурусланским городским советом было принято решение о закрытии последнего монастырского храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Оно было утверждено постановлением исполкома Чкаловского облсовета 22 ноября 1940 г. А 31 мая 1941 г. здание церкви предназначено городскими властями на слом.
Постепенно вся территория бывшего монастыря освобождалась от старых построек, а на их месте возводились новые. Впервые в городе здесь были построены 9-тиэтажные дома. Из числа исторически зданий до наших дней дошли только дом игуменьи (ул. Гая, 3), 2-этажное здание монашеских келий (ул. Фрунзе, 66) и Скорбященская церковь (ул. Гая, 1), которая в 2010 г. по усмотрению собственника была перестроена и потеряла характерные для храма очертания.
Оренбургская духовная семинария Научно-исследовательский институт истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета
Оренбургское православное историческое (археологическое)
Общество.
Денисов Д.Н. Монастыри Оренбургского края во второй трети XIX – первой трети XX вв. / Д.Н. Денисов. – Оренбург, 2017. – 282 с. : 101 ил.
Оцифровал А.В. Суханкин
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев