Нераскрытая история подвига.
«19 июля 1942 года вся дорога была запружена вражескими танками, машинами, артиллерией. Фашистские войска держали направление на ст.Константиновскую, расположенную на правом берегу Дона, чтобы форсировать реку и двигаться дальше на юг по просторам кубанской земли. В этот день с утра до вечера полк летал на эти колонны.
Не прошло и часа после посадки группы Мироненко, как Маслов повел пять самолетов и нанес удар по колонне на дороге между Ермаковской и Лисичками. От адского зенитного огня три самолета вернулись сильно изрешеченными. Особенно досталось командиру группы: на его машине левый элерон был отбит, стойки шасси перебиты, весь фюзеляж залит маслом. Инженер полка обошел вокруг лежавшего на «животе» «ила», и его опытный глаз определил, что самолет ремонту не подлежит, придется разбирать на запчасти.
- Очень жаль машины. Вы бы видели, сколько там для нас работы, - тихо сказал Маслов.
В 11 часов 40 минут восемь штурмовиков, командиром которых снова был Маслов, слетали туда же.
Пока технический состав готовил самолеты к очередному вылету, возвратившиеся из боя ребята отдыхали. В землянке всегда тихо, когда летчики ожидают боевое задание. Все лежат на дощатых нарах, и со стороны кажется, что спят. Нет, никто не спит - просто соскучились по тишине и сейчас боятся нарушить ее. Каждый думает о своем...
Протяжный звонок телефона заставил поднять головы отдыхающих.
- Товарищ лейтенант Маслов, вас срочно вызывают к командиру полка, - доложил дежурный телефонист.
Когда Тимофей прибыл на КП, он сразу обратил внимание на незнакомого майора, сидевшего возле грубо сколоченного из неотесанных досок стола.
- Знакомьтесь, - обратился Немтинов к Маслову и кивнул в сторону гостя.
- Заместитель командира второй эскадрильи лейтенант Маслов.
- Фотокорреспондент газеты «Красная звезда», - отрекомендовался незнакомец.
- Майор очень просит, чтобы предоставили ему возможность сфотографировать для газеты результаты ударов штурмовиков по гитлеровским колоннам, - объяснил Немтинов цель визита фотокорреспондента.
- Вот мы тут с командиром посоветовались и решили посадить товарища на твой самолет, пусть фотографирует. Вся страна увидит, какие потери наносит наша авиация гитлеровским захватчикам. Это очень важно.
- Понимаю, - коротко ответил Маслов. - А куда лететь?
- Туда же на Ермаковскую, - вмешался в разговор Мироненко. - Приказано снова лететь на колонну, по которой уже били сегодня.
- Надо - значит надо. Там будет что фотографировать, - спокойно сказал Тимофей, и на его лице не дрогнул ни один нерв, как будто речь идет не о смертельной опасности, а об обычных будничных делах.
- Вот и отлично, товарищ лейтенант, - и на лице майора появилась добрая улыбка. - Мне явно повезло!
- Это скажете после возвращения, товарищ майор, - вежливо, но властно заметил Маслов.
- Да, да, вы правы... после возвращения.
Четвертый раз в этот день лейтенант Маслов полетел туда, где земля и небо дышали огнем, где оккупанты, как саранча, ползли по родной земле, истребляя все на своем пути. Вместе с командиром группы на боевое задание ушли: его заместитель Иван Малышенко, Сергей Аверьянов, Александр Журавлев, Георгий Коваленко, Константин Полбенников и Михаил Пронин.
Ведущий уверенно шел по заданному маршруту, ведь он уже не раз летал в этот район за последние дни. Чтобы меньше находиться в зоне зенитного огня, Маслов от Новочеркасска все время шел южнее Дона, только над ст. Мариинской развернулся влево почти на 90 градусов и взял курс на север, держа по левому борту дорогу, идущую от Ермаковской к Дону.
Вот и цель: из Ермаковской на юг шли кучной колонной не менее полсотни танков и столько же автобронемашин. Маслов начал строить маневр для атаки. И тут началось: по штурмовикам обрушился шквал зенитного огня, а самолеты уже в атаке. Командир группы так завел ведомых на цель, что после сбрасывания бомб горели несколько танков. Во второй атаке «эрэсами» и огнем пушек подожгли не менее двадцати машин. Это был сильнейший удар небольшой группы смельчаков по громадной плотной вражеской колонне.
После выхода из атаки ведущий набрал высоту, затем круто развернулся и один направился вдоль пылающей колонны, чтобы корреспондент мог запечатлеть на фотопленке все то, что оставили после себя штурмовики. И сразу же вокруг одиночного «ила» повисла почти одновременно масса черных облаков. Вдруг - на глазах у всех ведомых и находившихся вверху истребителей сопровождения самолет Маслова два раза перевернулся через крыло, затем перешел в крутое пикирование и в пяти километрах южнее Ермаковской врезался в колонну. Высоко в небо взметнулся огненный столб. Малышенко бегло взглянул на бортовые часы: стрелки показывали 16 часов 39 минут. Он сразу же возглавил группу, и все летчики быстро заняли свои места. Произошло такое, что не могло вместиться в сознании. Летчики сначала не поверили в то, что увидели своими глазами. Это продолжалось какие-то секунды, вслед за которыми в эфире раздался отчаянный крик Малышенко:
- Братцы, Маслов погиб! Прощай, наш друг! Будем мстить за тебя до последней возможности!» (Белоконь Кузьма Филимонович – «В пылающем небе»).
«В том же июле 1942 года в редакцию «Красной звезды» с Южного фронта проступило такое донесение:
«Ответственному редактору «Красной звезды» дивизионному комиссару Д. Ортенбергу.
Доношу, что сегодня, 10 июня 1942 года, трагически погиб корреспондент «Красной звезды» старший политрук Вилкомир. В этот день бригада корреспондентов находилась в Новочеркасске. Ожидался переезд командного пункта фронта за Дон. Имея несколько свободных часов, Вилкомир решил съездить в 103-й штурмовой авиаполк, находящийся в 1 километре от Новочеркасска, получить там информацию о боевых действиях летчиков. Я согласился и сказал, чтобы он не задерживался, ибо мы должны уехать с командным пунктом. С Вилкомиром уехал фотокорреспондент Левшин. Через несколько часов он вернулся и дрожащим голосом сообщил о гибели Вилкомира.
Я сейчас же отправился в полк, на аэродром, где выяснил, что Вилкомир, узнав о предстоящем вылете группы самолетов, попросил разрешения у командира полка подполковника Мироненко полететь на боевое задание. Командир отказал. Отказ последовал и со стороны военкома полка старшего батальонного комиссара Немтинова.
Вилкомир обратился тогда к находившемуся на аэродроме командиру 216-й истребительной дивизии генерал-майору Шевченко. Генерал сначала отказал в просьбе Вилкомира. Тот настойчиво продолжал просить разрешения на полет. Наконец генерал дал разрешение, и Вилкомир сел на ведущую машину, которую пилотировал опытный, лучший в полку летчик старший лейтенант Маслов...
С боевого задания вернулись все самолеты, кроме одного, на котором полетел Вилкомир. Невернувшийся самолет, будучи подбитым, упал на территории, занятой немцами, в 3 км. южнее станции Ермаковская (15-10 км южнее станицы Тацинская).
О том, как Вилкомир просился на самолет и как погиб вместе с летчиком, мне рассказали очевидцы – летчики лейтенант Малышенко и младшие лейтенанты Коваленко и Журавлев. И вдруг мы получаем сообщение от командира автономного поискового отряда «Поиск» севера Ростовской области Александра Павленко о том, что такая могила есть.
Оказывается, штурмовик Ил-2, на котором летели старший лейтенант Тимофей Маслов и старший политрук Леон Вилкомир, получив сильные повреждения от зенитного огня, упал на оккупированной противником территории так, что местные жители смогли извлечь тела погибших, похоронить их и сберечь документы.
До 1948 года старший лейтенант Маслов Тимофей Кириллович числился без вести пропавшим с июля 1942 года. А в это время на общей с Вилкомиром могиле в донской степи значилась его фамилия.
В редакцию переслали официальный документ, составленный на стандартизированном учетном бланке еще в прошлом веке и подписанный представителем Минобороны СССР – начальником 4-го отделения Тацинского райвоенкомата майором Ищенко и представителем местных властей – секретарем Ермаковского сельсовета Зубновой. Он свидетельствует: Маслов и Вилкомир похоронены в поле у дороги, ведущей через Нижний Кольцов в Тацинский. На бланк наклеен снимок очень ухоженной могилы с высокой стелой и именами похороненных. И рядом сказано: «Над захоронением шефствуют Кольцовская и Ермаковская школы».
Таким вот образом в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне была окончательно прояснена судьба одного из фронтовиков краснозвездовцев». (Виталий Мороз. «Прерванный полёт». Красная звезда 08.09.2010г.)
Сегодня стало доступным всем желающим найти электронный вариант архивных документов о наших героях. И что интересно, место гибели их остается не определённым, хотя на страницах интернета вроде как всё давно уже известно.
Архивные документы:
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2